Собеседников
Зачесова И. А., Гребенщикова Т. А. (г. Москва)
Изучение интенций, реализуемых в общении, напрямую связано с реконструкцией картины мира субъекта и открывает путь к решению проблемы взаимопонимания собеседников (Проблемы психологии дискурса, 2005). Бытовой семейный дискурс, как базовая форма речевого общения (Выготский Л.С., Г. Гарфинкель, С. Сакс), в плане социального познания может расцениваться как основа формирования и развития взаимоотношений членов семьи. При этом бытовой семейный дискурс, бесспорно обладая спецификой в случае конкретной семьи, в целом развивается по общему механизму, основанному на реализации 3-х базовых направленностей (на себя, на партнера, на ситуацию) и 2-х взаимосвязанных линий коммуникации (решения проблем и формирования отношений).
В диалоге, обсуждая различные проблемы, высказывая свое мнение, собеседники вступают друг с другом в определенные отношения. В конечном итоге, как отмечал Б.Ф. Ломов, результат общения - это отношения с другим человеком, с другими людьми (Ломов Б.Ф., 1984). Формируясь и развиваясь в общении, взаимоотношения людей, в свою очередь, являются одним из факторов, определяющих характер и ход коммуникации: от того, как они складываются, зависит структура диалога, используемые средства, дистанция по отношению к собеседнику, да и само желание вести разговор с тем или иным партнером. К числу основных видов внутрисемейных отношений относят доминирование-подчинение, ответственность и эмоциональную близость (Дружинин В.Н., 2000. Елизаров А.Н., 1996).
В настоящем исследовании была предпринята попытка изучения отношений собеседников по линии доминирование-подчинение как условия организации дискурса. Эмпирическую базу составили 83 бытовых семейных диалога от 20 пар участников, записанных с их согласия «скрытым диктофоном». Для выявления отношений доминирования-подчинения, реализованных в аутентичных диалогах, использовались: 1) методика Миллера-Роджерс (Rogers L.E., Millar F.E., Baevals, 1985) 2) интент-анализ, дающий возможность квалифицировать связанные с доминированием-подчинением интенции собеседников (Ушакова Т.Н., Латынов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д., 1995.). Для регистрации типа фоновых, сложившихся отношений использовалась методика СЕ. Поддубного «Гравюра». На основе сопоставления интенциональных характеристик парных реплик и анализа согласования выражаемых в них интенций определялся характер взаимоотношений по типу доминирование-подчинение в каждом конкретном диалоге. Были выделены соответствующие паттерны коммуникативных взаимоотношений, реализуемых в парных репликах (симметричное доминирование, симметричное подчинение, комплементарное доминирование, комплементарное подчинение, уход от линии доминирование-подчинение, нейтральная симметрия).
Результаты анализа показали, что доминирующая позиция, проявляющаяся в диалоге, нередко сопряжена с побуждением выполнить (обсудить) что-либо, отстаиванием/утверждением собственных позиций, стремлением привлечь внимание собе-
23
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
седника, упреками или советами по отношению к партнеру. Подчиненная позиция соотносится с принятием предлагаемой темы обсуждения, согласием с мнением партнера, его указаниями, обещанием выполнить что-либо, выражением благодарности и сочувствия, извинением или оправданием в ответ на выражение недовольства. За нейтральную реакцию принимались варианты ухода от линии доминирования-подчинения (смена темы разговора, нерелевантные ответные реплики, уточняющие вопросы, шутки и т. п.).
В целом проведенное исследование позволяет заключить, что взаимоотношения по типу доминирование-подчинение, реализуемые собеседниками в семейном общении, не соотносятся с тем, как они представляют сложившиеся ранее внутрисемейные отношения. Это подчеркивает ситуационность бытового семейного дискурса и непринужденность общения, когда коммуникативная неудача не столь страшна. Можно полагать, что отношения, складывающиеся в диалоге, более подвижны, чем представления о них. Проявляющиеся отношения формируются в ходе разговора и становятся одним из факторов, определяющих его характер и последующее развитие. Тип взаимоотношений партнеров, выражающийся в их консолидации или конфронтации на разных участках диалога, определяет развитие диалога в кооперативном или конфликтном ключе.
Доминантная или подчиненная линии ведения разговора прослеживаются в последовательности интенциональных паттернов согласования реплик. Складывающиеся в диалоге отношения доминирования-подчинения во многомопределяютобщую линию ведения разговорного поведения партнеров в отношении друг друга. Анализ последовательности интенциональных паттернов согласования реплик выявляет специфику направленности на партнера, проявляющуюся в нацеленности на воздействие на собеседника или на взаимодействие с ним.
Настоящее исследование позволяет продвинуться в понимании сложной детерминации дискурса, в уяснении роли складывающихся в диалоге отношений собеседников в организации и развитии разговора. Перспективным представляется развитие работы в направлении изучения координации речевых действий собеседников, формирующих общую линию разговорного поведения, организации речевого взаимодействия партнеров.
Интенциональные паттерны, реализуемые в общении, соотносятся схарактером складывающихся взаимоотношений, которые в свою очередь, связаны с наличным состоянием картины мира субъекта (субъектов). Исследование бытового семейного дискурса в рамках проблемы социального познания, таким образом, связано с изучением того, как формируются представления людей о своих взаимоотношениях.
Проблема психологической устойчивости личности учителя к деформирующему влиянию педагогической деятельности
Звездина Г. П. (г. Ростов-на-Дону)
Проблема оптимального развития личности в профессии, защиты ее от профессиональных деформаций актуализирует поиск механизмов формирования психологической устойчивости. В современных исследованиях имеются различные подходы ктрактовке психологической устойчивости. Ряд исследователей (Н.А. Подымов, Е.П. Крупник) рассматривают психологическую устойчивость, исходя из принципа постоянства и изменчивости. При таком рассмотрении подчеркивается, что в основе психологической устойчивости личности лежит взаимодополняющеесочетание, гармоничное единство постоянства и динамичности личности.
Другие исследователи понимают под психологической устойчивостью способность личности сохранять себя в условиях изменяющейся в определенных границах среды. Следуя вслед за Л.В. Куликовым, мы рассматриваем психологическую устойчивость личности как качество личности, проявляющееся в способности противостоять жизненным трудностям и обстоятельствам.
Изучение проблемы устойчивости личности, ее способности противостоять и преодолевать трудные ситуации привели исследователей к выделению характерных способов поведения в различных стрессогенных жизненных ситуациях. Для обозначения таких способов поведения в психологии используется термин «стратегии и модели преодолевающего поведения» или «копинг-стратегии».
Концептуализация процессов преодоления занимает центральное место в современных теориях психологического стресса, однако, до сих пор нет однозначного понимания многих механизмов его преодоления. Большинство авторов основной характеристикой преодолевающего поведения личности в условиях психологического стресса считают ее активность или пассивность в критических жизненных ситуациях, возможность проанализировать, когнитивно оценить ситуацию и принять какое-либо решение. Характер преодолевающего поведения зависит от жизненной позиции, активности личности, от ее потребностей в самореализации своих потенциалов и способностей.
Анализ имеющихся исследований по использованию копинг-стратегий педагогами показал, что наиболее используемыми стратегиями преодоления трудностей у учителей являются защитные стратегии, которые характеризуются меньшей осознанностью поведения и низкой выраженностью ассертивности, ответственности и осознанной саморегуляции (М.В. Варганян, Н.А. Подымов, Л.В. Смолова, Е.Н. Смоленская), что свидетельствует о низкой сформированное™ субъектное™ учителя.
На основе дифференциации активности (недостаточная, избыточная и адекватная), данной Л. В. Куликовым, можно описать модели поведения и результативность деятельности учителя, в зависимости от степени его активности.
Недостаточная активность может проявляться на уровне пассивности, личностной невключенности, о чем писал Э. Фромм: «Отчужденная активность в смысле простой занятости фактически является «пассивностью» в смысле продуктивности, тогда как пассивность, понимаемая как незанятость, вполне может быть и неотчужденной активностью». Редуцированность профессиональной
24
з-н
деятельности, которая наблюдается у части педагогов, заключается в сокращении доли преобразовательной активности и увеличении исполнительности, превращении учителя в функционера-урокодателя.
При недостаточной мобилизации учителя часто наблюдаются симптомы психического выгорания, причем наступление фазы истощения может быть ускорено за счет быстротечности формирования фаз выгорания.
Примером избыточной активности может послужить трудо-голизм. Трудоголизм понимается как уход в узкие сферы самореализации, полное погружение в профессию, растворение в ней. Учителя-трудоголики характеризуются глубокой поглощенностью профессией, преувеличением ценности и значимости профессиональной деятельности и нивелированием других ценностей. Такими педагогами руководит склонность к постоянному профессиональному совершенствованию, обсессивное стремление к достижению поставленных целей,потребность в чувстве собственной эффективности и результативности, возможность манипулировать и управлять окружающими. Компульсивная зависимость от работы компенсирует постоянно присутствующее чувство собственной неадекватности. Находя удовлетворение в работе, педагог впадает в зависимость от нее. Хобби и работа сливаются, личность растворяется в профессионале.
Подобное сужение самореализации обедняет жизнь педагога и делает его личность однобокой и зависимой. По мнению исследователей, следствием трудоголизма может быть эмоциональное выгорание.
Таким образом, можно подвести итог, что при недостаточной мобилизации активности на уровне организма наблюдается истощение, на уровне поведения - пассивность, капитуляция и, как следствие, формирование деструкции. Избыточная активность является порой нецелесообразной, дезорганизующей и, как следствие, саморазрушающей. И, наконец, адекватное расходование энергии ведет субъекта к согласованности между эмоциональной и когнитивной оценками ситуации, к деятельностной активации, повышению психологической устойчивости, удовлетворенности самореализацией, к обретению себя и своего жизненного пути. Достижение субъектом соразмерности характеризует конструктивность его активности.
Сформированность личности учителя как субъекта профессиональной деятельности в значительной степени определяет конструктивность личностно-профессионального развития, профессиональную успешность, личностную оптимальность, продуктивность осуществления педагогической деятельности, способность к устойчивому противостоянию деструктивному влиянию педагогической деятельности.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.