logo
psicho T2

Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества

Корякина М. В. (г. Ростов-на-Дону)

Известный философ начала XX века И. А. Ильин писал: «Наше время ни в чемтак не нуждается, как в духовной очевидности». Эти слова по-прежнему актуальны. Человеческое сознание, лишенное духовных опор, нравственных ориентиров, смешивающее понятия добра и зла, пытающееся соединить истину и ложь, развернутое в сторону материальных ценностей, окруженное нередко целе­направленным искажением нравственных основ человеческого бытия и мировоззренческим обвалом, стало причиной кризиса современного человека. Разворачивающийся антропологический кризис свидетельствует о том, что общество продолжает пребывать в «поиске человека».

Можно сказать, что раскрыты лишь некоторые стороны че­ловеческого сознания, по которым трудно определить истину о человеке. Необходимость «найти человека» и понимание того, что человеческий потенциал по-прежнему до конца не раскрыт и может оказаться действительно неисчерпаемым ресурсом мироздания и мироустроения, привели к тому, что современная психологическая наука вышла на уровень изучения духовных систем личности. Опи­раясь на несомненные достижения в области знаний о человеке, на духовный и культурно-исторический опыт человечества, психология пытается изучать духовный уровень как некий реальный жизненный центр человека, исходя из которого, человек строит свою душу, бла­годаря которому он сам становится живым духовным единством, с единственным центром и стойким строением.

Известный философ XX века Эдмунд Гуссерль в своем докладе «Кризис европейского человечества и философия» отмечал, что греческо-европейская культура отличается от других культур, и европейский человек остается нативно в сфере греческо-европейской культуры даже при смене установки и направлен­ности. Гуссерль считал искажением, извращением смысла, когда человек, воспитанный в духе созданного в Др. Греции и развитого в Новое время в Европе научного образа мышления начинает говорить об индийской и китайской философии и науке и следовательно, по-европейски интерпретирует Индию, Вави­лон, Китай. Говоря о кризисном состоянии российской духовной культуры и российского общества в целом и организационной (производственной) культуры в частности, хочется задать во­прос: «Не является ли искажением, извращением смысла, когда среди нативно православных людей постсоветского пространстве внедряются элементы организационной культуры основанной на принципах иных культур, религий, идеологических схем? Не является ли это как максимум деструктивным и как минимум недостаточно экономически эффективным для организаций в частности и для общества вообще?».

Используя достижения в области знаний о человеке, с опорой на духовный и культурно-исторический опыт России, отечественная психология может способствовать созданию такой модели органи­зационной культуры, которая бы гармонизировала стем реальным жизненный центром человека, исходя из которого, человек строит свою душу. В этом центре находятся также трудовые смыслы и трудовые ценности нативно и реально православных россиян,

131

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

которых по данным социологических опросов в нашей стране не менее 60 % населения.

Известный русский философ XX века С.Франк писал, что жизнь не может быть самоцелью хотя бы и потому, что страдания и тягости преобладают над радостями и наслаждениями. Наверно каждый человек в какой-то период своего существования ищет смысл жизни и определяет существование каких-то идеалов, ко­торые были бы для человека выше и ценнее, чем его собственные нужды. Это необходимые условия, во-первых, для нравственной жизни человека и, во-вторых, для постижения его существования. Можно сказать, что поиски своих уникальных смыслов, ценностей и попытки гармонизации их с окружающей действительностью наиболее ярко проявляются в трудоспособном возрасте. Цен­ности и смыслы трудящихся находятся, помимо прочих факторов (личного здоровья, семьи, СМИ, религии, идеологии, политики, культуры и пр.), и под воздействием организационных культур своих предприятий.

Проблема смысла и ценностей, которым отводится важное место в духовном измерении человека, является актуальной для отечественной и зарубежной психологии на протяжении последних пятидесяти лет. Наш интерес к взаимодействию смыслов и ценно­стей православных трудящихся с различными организационными культурами вызван большими возможностями, открывающимися при исследованиях этого взаимодействия и осознанием множества путей познания именно духовного уровня человека в процессе работы в этой области.

России, вступившей в эпоху всесторонней модернизации, в целях безопасности государства, сохранения нашей самобытности и культуры, снятия противоречий между развитием экономики и её нравственным измерением, необходимо развиваться в тесной связи с верностью нашему языку, нашим национальнымтрадициям и русскому народному духу. Включить модернизацию страны в цен­ностный контекст духовно-культурной традиции народа означает обеспечить реальную поддержку реформам со стороны абсолютного большинства граждан России.

Культура Запада оказалась очень динамичной, подвижной, устойчивой, подавляющей, трансформирующей другие общества и культуры, путем постепенного внедрения в сознание человека отдельных своих элементов. Интересной альтернативой западным моделям организационных культур могут стать основанные на православных ценностях и смыслах отечественные модели орга­низационных культур. Разработка и внедрение таких моделей будет способствовать сохранению россиян как самобытной целостности, их толерантности и минимизации рисков модернизации современного общества.

Психологическая помощь учащимся в условиях профильного обучения

КосиковаЛ.В. (г. Ростов-на-Дону)

Концепция модернизации образования предполагает создание условий для выбора старшеклассниками дальнейшего профиля обу­чения как значимого этапа профессионального самоопределения. Адекватный выбор будущего профессионального развития является залогом удовлетворённости жизнью, психологического здоровья человека, поэтому важно организовать психологическую помощь учащимся в системе профильного обучения в школе.

Психологическая помощь учащимся в нашем опыте рассма­тривается в контексте с ценностно-целевыми ориентирами деятель­ности общеобразовательной школы №46 г. Ростова-на-Дону:

В соответствии с общими приоритетами образования опреде­ляются задачи профильного обучения, и организуется работа по психологическому сопровождению учащихся в условиях про­фильного обучения.

Психологическая помощь учащимся в системе профильного обучения направлена на развитие представлений учащихся об особенностях их характера, о потребностях, мотивах, способностях; побуждение к самопознанию, самоопределению, саморазвитию; создание условий для раскрытия творческого потенциала уча­щихся.

Организация такой работы осуществляется по направлениям: диагностическое, развивающе-обучающее.

Диагностическое обследование учащихся направлено на выявление интересов и склонностей учащихся, мотивационных по­буждений, лежащих в основе выбора будущего профиля обучения, оценку уровня развития их когнитивной сферы, интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых качеств.

В процессе диагностики мы включаем самих учащихся в оценку и анализ своих возможностей через процедуру самооценки, которая предусматривает:

Наиболее существенными признаками для самооценки вдан-ном случае является осознаваемость личных качеств, личностной значимости и смысла своей познавательной деятельности и буду­щего профессионального самоопределения и образования.

Согласование действий психолога, педагогов, родителей, учет пожеланий самого ученика на основе диагностики обеспечивают

132

з-н

возможность преодоления разрыва между уровнем притязаний и реальными возможностями учащихся в выборе того или иного профиля дальнейшего обучения.

Развивающе-обучающее направление психологической по­мощи учащимся представлено спецкурсами, психологическими тренингами для учащихся, направленными на ознакомление учащихся с различными профессиями, повышение их психо­логической компетентности по проблемам профессионального самоопределения и способствующими адекватному выбору будущего профиля обучения. В процессе изучения данных курсов у учащихся развивается личностно-профильная ориентация в из­бранной области знаний, готовность работать по индивидуальным программам, содержащим вариативный компонент обучения, потребность выбирать формы аттестации по предметам будущего профиля.

Используемый нами тренинг «Позитивное самовоспитание и уверенное поведение» направлен:

Тренинг «Формирование коммуникативных умений» предусма­тривает:

Наш опыт оказания психологической помощи учащимся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе показывает, что такая помощь становится эффективной, если имеет индивидуально-личностную направленность.