Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
Крушельницкая О. Б. (г. Москва)
Самореализация может быть представлена как раскрытие потенциала способностей человека для внутриличностного развития, так и как процесс использования этого развития в общественно значимой деятельности. Если на этапе онтогенеза основной смысл самореализации сводится преимущественно к развитию индивида (именно в этом случае развивающаяся личность получает одо-брениеотокружающих ее референтныхлиц),то в период зрел ости, когда от человека ожидаются более существенные деятельностные
150
з-н
вклады в социальные процессы, наибольшую социальную значимость приобретает второй аспект самореализации.
Существуют различные модели самореализации личности. Так, например, в одной из наиболее известных типологий (Л. А. Коро-стылева, 2001) выделяются низкий (примитивно-исполнительский), средненизкий (индивидуально-исполнительский), средневысокий (реализация социальных норм и ролей, с элементами духовного и личностного роста) и высокий (смысложизненная и ценностная реализация) уровни самореализации. В модели М. Р. Гинзбурга (1996), примененной в исследовании личностного самоопределения представителей старшего подросткового и юношеского возрастов, самореализация выступает в качестве пространственно-временного аспекта психологического настоящего. Ее пространство может быть широким или ограниченным, а ее характер- репродуктивным или творческим.
Известно, что свойственные этапу онтогенеза критерии возрастной периодизации (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования) применительно к изучению личности зрелого возраста перераспределяются, по степени значимости, в обратном порядке (В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева). Личность приобретает первостепенную важность по отношению к ведущей деятельности. Личность и ведущая деятельность зада ют социальную ситуацию развития. Иными словами, взрослый человек, как правило, сам выбирает наиболее значимую для него в каждый конкретный жизненный период деятельность и, как следствие- референтное социальное окружение. Субъективно воспринимаемые результаты самореализации становятся важным условием очередного этапа самоопределения личности в социуме, а социально-психологические условия могут способствовать выбору человеком варианта следующей ступени его самореализации. Большую роль при этом играют показатели интернальности, субъектное™ и ценностных ориентации индивида, а также удовлетворенности жизнью.
Учитывая вышесказанное, на наш взгляд, существенными факторами самореализации в зрелом возрасте, наряду с ее уровнем, пространством и характером, следует также считать размер и качественный состав группы, ответственность за благополучие которой берет на себя данная личность в процессе своей просо-циальной деятельности.
Смысложизненные ориентации монозиготных близнецов
Крылова А. В. (г. Ростов-на-Дону)
Целью нашего исследования является выявление степени сходства и различий смысложизненных ориентации и интеллектуальных предпочтений монозиготных близнецов.
Одной из самых сложных проблем в психологии является проблема соотношения социальной и биологической детерминации психического. Сам психологический инструментарий, психологические методы зачастую не выявляют психические свойства, процессы, состояния, не отвечают на вопрос о степени детерминации того или иного психического проявления внешними или внутренними
факторами. В связи с этим чрезвычайный интерес для психологии представляют те виды диагностики, которые ориентированы на решение данной конкретной проблемы. Одним из таких методов является близнецовый метод.
В настоящее время в психологии возникают противоречия относительно достоверности информации о том, что монозиготные близнецы имеют достаточно большую степень сходства смысложизненных ориентации, и фактами о том, что их смысложизненные стратегии достаточно различны. Это противоречие и определяет цель настоящего исследования.
Основные гипотезы исследования можно обозначит следующим образом: предполагается, что сходство смысложизненной картины монозиготных близнецов будет выше, чем у контрольной группы дизиготных близнецов; различные компоненты смысложизненных ориентации будут иметь разный уровень корреляций; также можно предположить, что у монозиготных близнецов уровень сходства по особенностям интеллектуальных предпочтений выше, чем у дизиготных близнецов.
На первомэтапеэкспериментального исследования был проведен анализ литературы,связанной с использованием близнецового метода. Здесь можно выделить два альтернативных взгляда на проблему наследственности: о преимущественном влиянии наследственности (Г. Айзенк и С. Берт) или средовых факторов (Л. Кэмин и Б.Саймон) на интеллект и личностные предпочтения монозиготных близнецов. Концепция Сирила Берта заставила задуматься над проблемой фальсификации в науке. Берт полностью запутал вопросы наследственности в области интеллекта сфабрикованными данными, якобы полученными при изучении близнецов, считают Л. Кэмин и Б. Саймон.
Исходя изданного противоречия, была сформулирована проблема нашего исследования: выявить, действительно ли схожи смысложизненныеориентации монозиготных близнецов, используя методики, которые являются достаточно квалифицированным психологическим инструментарием.
Исследование проводилось при помощи следующих методик: «Тест смысложизненных ориентации Д.А. Леонтьева; Тест САМОАЛ (тест самоактуализации личности) Э. Шострома; тесты на интеллект (Свободно-культурный тест Кеттелла; методика «Таблицы Равенна»).
На втором этапе исследования была сформирована экспериментальная выборка и проводилась диагностика близнецов. Всего 40 пар близнецов, как монозиготных, так и гетерозиготных (однополые и разнополые). Экспериментальная группа - монозиготные близнецы (20 пар; 5 пар мальчиков, 15 пар девочек). Контрольная группа - дизиготные близнецы однополые (15 пар; 5 пар мальчиков, 7 пар девочек), дизиготные близнецы разнополые- 3 пары. Возраст выборки от 12 до 22 лет.
На третьем этапе экспериментального исследования был проведен анализ результатов тестирования.
Обнаружено гораздо большее сходство смысложизненных стратегий и интеллектуальных предпочтений у монозиготных близнецов, чем у дизиготных близнецов. Наиболее значимые отклонения показателей наблюдаются по шкале «Цели вжизни»теста ОКО, характеризующей наличие вжизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленности и временную перспективу. Следовательно, можно сделать вывод о преимущественном влиянии наследственности на данную составляющую смысложизненной картины личности. Монозиготные близнецы
151
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
демонстрируют более высокий уровень внутрипарного сходства по показателям стремления к самоактуализации. Максимальное расхождение наблюдается по шкале «Самопонимание» теста САМОАЛ, по шкале «Ценности» и по шкале «Ориентация во времени». Т. е. по названным шкалам монозиготные близнецы максимально схожи, что может говорить о влиянии наследственного фактора на данную составляющую компонентов самоактуализации.
Исследование также выявило, что у монозиготных близнецов уровень сходства по особенностям интеллектуальных предпочтений гораздо выше, чем у дизиготных близнецов.
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе психологов и педагогов, работающих с близнецами.
Совладание со стрессом на рабочем месте
Крюкова Т. Л. (г. Кострома)
исследование проводится при поддержке РГНФ, проект 06-06-00329а)
Стресс как переживание трудностей бытия - это реальность современной жизни. Вслед за Р. Кугельманом (1992) мы понимаем стресс как метафору трудной жизненной ситуации, проживание жизни в постоянном дефиците времени, сил, жажде все больших достижений и успехов. К зависимому от стресса поведению относят компульсивную активность менеджеров, предпринимателей, политиков и просто много работающих людей, которые утверждают, что им лучше работается «под прессом» стресса.
Развитие стресса на рабочем месте четко выделилось в особую научную и прикладную проблему. Люди проводят значительную часть времени на работе. При этом, какой бы многообещающей и стимулирующей удовлетворение потребностей индивида ни была работа, известно, что она часто вызывает стресс как отдельного человека, так и всей организации в целом. Психологический стресс (Р. Лазарус, 1970) представляет собой обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, влияющее на способность человека эффективно осуществлять свою деятельность. Исследования британских психологов под руководством К. Купера показали, что стресс оказывает негативное влияние как на физическое (Cartwright и Cooper, 1993; Cooper и Eaker, 1988), так и на психическое здоровье (Cooper и Roden, 1985) на удовлетворенность работой, качество ее выполнения (Hendrix, Ovalle и Troxler, 1985). Это также приводит к усилению агрессивного поведения, воровству на рабочем месте (Sutherland и Cooper 1990). Непрямая «цена» стресса выражается и в уровне употребления алкоголя и наркотиков, росте числа разводов, заболеваний. Для организации уровень стресса проявляется в нарастающем количестве заболеваний и пропусков на работе. Профессиональный стресс становится все большей проблемой, так как многие организации работают в постоянно изменяющихся внешних и внутренних условиях, агрессивно конкурируют друг с другом. Отсюда следует увеличение индивидуальной нагрузки, а также быстро распространяющийся страх потери работы у сотрудников. Особым
стрессором, по нашим данным, являются межпоколенные конфликты, агрессия и конкуренция. К счастью, у субъекта «запускаются» механизмы копинг-поведения, которые призваны не допустить ухудшения адаптации и качества психического и соматического здоровья. В наших исследованиях психологии совладающего или копинг-поведения (Крюкова Т. Л., 2004,2005) оно определяется как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Нами доказано, что совладающее поведение является поведением субъекта или человека как источника собственной активности и саморегуляции. К критериям совладания как поведения субъекта относятся его осознанность как отличие данного вида поведения от реактивного и защитного поведения, целенаправленность и конролируемость, способствующие решению задачи, проблемы; неразрывная связанность с трудной (стрессовой) ситуацией, изменение в процессе развития ситуации -адекватность ситуации и моменту времени (своевременность) и регуляция уровня стресса; принадлежность групповому субъекту или социально-психологическая обусловленность совладания; возможность обучения этому виду поведения.
Исследования влияния стресса на работоспособность и производительность труда показали непростую связь профессиональных аспектов деятельности с копингом. Профессия может влиять на оценку стресса личностью и выбор копинг-стратегий, но она не является главной детерминантой адаптивного поведения и эффективного совладания со стрессом. Методологически продуктивно проанализировать источники стресса на рабочем месте, сравнивая представителей различных профессий. По Cooper и Marshall (1978), есть шесть категорий источников стресса на рабочем месте. 1) Факторы, свойственные работе: количественные и качественные рабочие перегрузки. 2) Роль человека в организации (ролевая неопределенность, ролевой конфликт и степень ответственности за других людей - главные источники потенциального стресса). 3) Взаимоотношения на работе: так чувство поддержки и доверие к коллегам- одна из сильнейших детерминант хорошего самочувствия (French и Caplan, 1972). 4) Развитие карьеры: чересчур быстрое и чересчур медленное продвижение по служебной лестнице, раннее увольнение или неопределенность будущего. 5) Структура организации и ее климат: потенциальные стрессоры этой категории связаны с пребыванием в определенной субкультуре организации. 6) Проблема «Дом- Работа», повышение рабочей перегрузки нередко заканчивается эффектом «обвала».
Важным условием создания системы, способствующей со-владанию всей организации и ее работников с профессиональными стрессами, является распознавание и аудит стресса (стресс-аудит). Наши исследования показали, что на практике рабочий стресс является не всегда осознаваемой, как для индивида, так и для всей организации проблемой. На индивидуальном уровне распознавание достигается при ведении дневника: ежедневные записи типов поведения с людьми в ситуациях, которые вызвали дистресс. Продуктивно применить такие инструменты как Индикатор профессионального стресса (Cooper, Sloan, и Williams, 1988), Рейтинг профессионального стресса (Osipaw, Spokane, 1988), Шкала накопления стресса (Холмс и Pare, 1968), а также копинг-шкалы: Опросник способов совладания
152
з-н
Folkman и Lazarus, 1988, адаптирована Т. Л. Крюковой и др. 2004; опросник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях или CISS Endler и Parker, 1990, адаптирована Т. Л. Крюковой, 2001. Они надежно показывают большой диапазон рабочих стрессоров и копинг-стратегий работников. Стрессовые проверки (стресс-аудит) особенно полезны компаниям в той области, где они смогут выработать предварительные стратегии совладания и остановить развитие стресса, прежде чем, его негативное влияние отразится на здоровье работников. Это особенно полезно в тех обстоятельствах, когда воспринимаемый уровень стресса среди работников высок. Последующие замеры уровня физического и психического здоровья, а также удовлетворенности работой служат важными внешними критериями успешности совладеющего со стрессом поведения в организации. На уровне работников потенциальные стрессоры определяются менее формальными способами такими, как регулярные производственные собрания. На следующей стадии осуществляются вмешательства в стрессогенные условия работы.
Лидерство в семье как процесс групповой динамики
Крюкова Т. Л. (г. Кострома)
Основные методы психологического исследования - наблюдение и эксперимент- несмотря на их трудоемкость, всегда занимали уважаемое основное место в социально-психологической школе Льва Ильича Уманского в 70-80-е годы XX века. Мы стараемся поддерживать эту традицию. Среди задач исследования, выполненного под нашим руководством М. А. Колесниченко (2006), было выявление лидерства супругов в семье, проживающей этап жизненного цикла «семьи с детьми-подростками», а также сопоставление специфики лидерства в семьях военнослужащих и других семьях. Было исследовано 50 семей, брак для всех являлся первым. Средний возраст супругов в данной группе 39 лет, стаж брака от 13 до 20 лет.
Эксперимент, целью которого было выявить наличиелидера в семье, проводился по модифицированной программе! В. Бендас (1980), основанной на «пробах» организаторского лидерства в коллективе (А. С. Залужный, 1927). Испытуемым супругам предлагалось выполнить два задания.
Одним карандашом нарисовать дерево. Оценивалось: ктопридумал идею рисунка, кто первым взял карандаш, кто пририсовании держит карандаш у основания, кто говорит, чторисовать и куда вести линию.
Правильно сложить разрезанную по специальному замыслуна 18 частей репродукцию картины известного художника(разновидность «puzzle»).
Оценивалось: кто первый понял замысел, кто выбирает тактику выполнения задания,кто начинает собирать репродукцию,кто руководит процессом, кто кладет кусочки на нужное место, кто кладет последнюю часть репродукции (завершил работу).
По результатам эксперимента было выделено пять основных стратегий лидерского/исполнительского поведения супругов в
ситуации совместной деятельности: 1. Лидер—руководитель —
один супруг. Он говорит, как правильно выполнять задание, с чего начать, что нужно делать в процессе выполнения и чем закончить, обосновывает свое мнение, иногда советуясь, но сам делает то, что считает нужным. Второй супруг с ним во всем соглашается, не испытывая при этом видимого недовольства. 2. Лидер - один супруг, исполнитель - другой. Один супруг руководит процессом: говорит, что и как надо делать, берет на себя небольшую часть практической деятельности и обязанностей, другой - беспрекословно соглашается и выполняет большинство работы. 3. Инициатива - одобрение. Один супруг проявляет инициативу в выполнении задания, советуется с другим, который одобряет, либо не одобряет и говорит, как лучше сделать. Действуют вместе. 4. Договоренность. Супруги распределяют обязанности при выполнении каждого задания, постоянно обсуждая процесс, действуют только вместе. 5. Распределение. Лидерство распределяется по различным сферам деятельности: один супруг принимает наиболее активное участие в рисовании (творческая деятельность), другой - в собирании репродукции (интеллектуальная деятельность).
В семьях военнослужащих данные стратегии распределения лидерских функций использовались супругами следующим образом.
Стратегию №2 «лидер - исполнитель» использовали в половинеисследуемых семей, причем в большинстве из них руководителем был муж. Так при рисовании карандаш у основаниядержала жена, а муж подавал идею рисунка, говорил, что икак рисовать. Собирая репродукцию, мужья предлагали женамчеткую инструкцию: что и как надо делать, а сами руководилидеятельностью жены, лишь иногда помогая ей.
Стратегия №3 «инициатива - одобрение» была выбрана четвертью всех семьей, везде в роли инициатора выступала жена, мужвыслушивал, вносил свои коррективы, если требовалось. Чащевсего последнее слово оставалось за ним.
Распределение деятельности между супругами по сферам:творческая, интеллектуальная (стратегия №5) применили лишьв пятой части всех семей. Изначально жены взяли карандаши начали рисовать (только в одной семье муж подал идеюрисунка), объяснив это тем, что справятся с заданием лучше.Собирать репродукцию взялись мужья, предоставив женамвозможность составить отдельные небольшие части.
Стратегию, в которой один супруг и руководит и исполняетзадание- №1 - выбрала одна семья из всей выборки испытуемых. Муж сразу занял лидерскую позицию: взял карандаш,предложил жене присоединиться (отметив, что они должныэто делать вместе) и нарисовал рисунок, в процессе поясняясвои действия. Собирая репродукцию, он предложил женеподсказывать ему, но все делал сам.
Стратегию «договоренность» - №4 - не использовала ни однасемья.
Было экспериментально установлено, что в каждой исследуемой семье был реально действующий лидер. Различия в проявлении лидерского поведения в совместной деятельности в семьях военнослужащих по сравнению с другими семьями заключаются в следующем.
1) Присутствие явного лидера, который руководит процессом, организует деятельность другого, встречается в семьях военнослужащих у половины испытуемых, тогда как в других семьях такое проявление лидерства составляет одну пятую.
153
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Явный лидер «одобряющий», без последнего слова которогоничего не делается и не изменяется, также чаще встречается всемьях военнослужащих (32%, в других семьях-4%).
Именно в семье военнослужащих единственный раз встретилсяабсолютный лидер (доминант), который не только руководит,но и сам выполняет задание, иногда выслушивая, но, не прислушиваясь к мнению партнера.
4) Супруги из семей военнослужащих ни разу при выполнениизадания не обговаривали возможное распределение ролей, вто же время это делали почти в половине других семей. Таким образом, лидерство имеет специфику в семьях военнослужащих: при выполнении совместной деятельности чащепроявляются лидерские качества одного из супругов (чаще мужа),то есть он либо руководит процессом,либо его авторитетное мнениев ходе деятельности решает все. В других же семьях супруги чащестараются распределить роли, разделить обязанности, сферы деятельности и способны реализовать свое лидерство на паритетныхначалах при выполнении задания. Эксперимент позволяет получитьбогатый эмпирический материал и сделать надежные выводы опроцессах групповой динамики в семье как малой группе.
Совладание со стрессом на рабочем месте
Крюкова Т. Л. (г. Кострома)
исследование проводится при поддержке РГНФ, проект 06-06-00329а
Развитие стресса на рабочем месте четко выделилось в особую научную и прикладную проблему. Какой бы многообещающей и стимулирующей удовлетворение потребностей индивида ни была работа, известно, что она часто вызывает стресс как отдельного человека, так и всей организации в целом. Исследования британских психологов под руководством К. Купера показали, что стресс оказывает негативное влияние как на физическое (Cartwright и Cooper, 1993; Cooper и Eaker, 1988), так и на психическое здоровье (Cooper и Roden, 1985) на удовлетворенность работой, качество ее выполнения (Hendrix, Ovalle и Troxler, 1985). Это также приводит к усилению агрессивного поведения, воровству на рабочем месте (Sutherland и Cooper 1990). Для организации уровень и непрямая «цена» стресса проявляется в нарастающем количестве заболеваний и пропусков на работе. Профессиональный стресс становится все большей проблемой для организаций при постоянно изменяющихся внешних и внутренних условиях, агрессивной конкуренции. Следствие - увеличение индивидуальной нагрузки, а также быстро распространяющийся страх потери работы у сотрудников. Особым стрессором, по нашим данным, являются межпоколенные конфликты, агрессия и конкуренция между людьми разных возрастов. У субъекта «запускаются» механизмы копинг-поведения, которые призваны не допустить ухудшения адаптации и качества психического и соматического здоровья. В наших исследованиях психологии совладеющего или копинг-поведения (Т. Л. Крюкова, 2004,2005) оно определяется как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или труд-
ной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Нами доказано, что совладающее поведение является поведением субъекта или человека как источника собственной активности и саморегуляции. К критериям совладания как поведения субъекта относятся его осознанность как отличие данного вида поведения от реактивного и защитного поведения, целенаправленность и кон-ролируемость, способствующие решению задачи, проблемы; неразрывная связанность с трудной (стрессовой) ситуацией, изменение в процессе развития ситуации - адекватность ситуации и моменту времени (своевременность) и регуляция уровня стресса; принадлежность групповому субъекту или социально-психологическая обусловленность совладания; возможность обучения этому виду поведения.
Исследования влияния стресса на работоспособность и производительность труда показали непростую связь профессиональных аспектов деятельности с копингом. Профессия может влиять на оценку стресса личностью и выбор копинг-стратегий, но она не является главной детерминантой адаптивного поведения и эффективного совладания со стрессом. Методологически продуктивно проанализировать источники стресса на рабочем месте, сравнивая представителей различных профессий. По Cooper и Marshall (1978), есть 6 категорий источников стресса на рабочем месте.
Факторы, свойственные работе: количественные и качественные рабочие перегрузки.
Роль человека в организации (ролевая неопределенность,ролевой конфликт и степень ответственности за другихлюдей -главные источники потенциального стресса).
Взаимоотношения на работе: так чувство поддержки и довериек коллегам-одна из сильнейших детерминантхорошего самочувствия (French и Caplan,1972).
Развитие карьеры: чересчур быстрое и чересчур медленноепродвижение по служебной лестнице, раннее увольнение илинеопределенность будущего.
Структура организации и ее климат: потенциальные стрессорыэтой категории связаны с пребыванием в определенной субкультуре организации.
Проблема «Дом- Работа», повышение рабочей перегрузкинередко заканчивается эффектом «обвала».
Важным условием создания системы, способствующей со-владанию всей организации и ее работников с профессиональными стрессами, является распознавание и аудит стресса (стресс-аудит). Наши исследования показали, что на практике рабочий стресс является не всегда осознаваемой, как для индивида, так и для всей организации проблемой. На индивидуальном уровне распознавание достигается при ведении дневника: ежедневные записи типов поведения с людьми в ситуациях, которые вызвали дистресс. Продуктивно применить такие инструменты как Индикатор профессионального стресса (Cooper, Sloan, HWilliams,1988), Рейтинг профессионального стресса (Osipaw, и Spokane, 1988), Шкала накопления стресса (Холмс и Pare, 1968), а также копинг-шкалы: Опросник способов совладания Folkman и Lazarus, 1988, адаптирована Крюковой Т.Л. и др. 2004; опросник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях или CISS Endler и Parker, 1990, адаптирована Т.Л. Крюковой, 2001. Они надежно показывают большой диапазон рабочих стрессоров и
154
з-н
копинг-стратегий работников. Стрессовые проверки (стресс-аудит) особенно полезны компаниям в той области, где они смогут выработать предварительные стратегии совладания и остановить развитие стресса, прежде чем, его негативное влияние отразится на здоровье работников. Это особенно полезно в тех обстоятельствах, когда воспринимаемый уровень стресса среди работников высок. Последующие замеры уровня физического и психического здоровья, а также удовлетворенности работой служат важными внешними критериями успешности совладающего со стрессом поведения в организации. На уровне работников потенциальные стрессоры определяются менее формальными способами, такими как регулярные производственные собрания. На следующей стадии осуществляются вмешательства в стрессогенные условия работы. В докладе будут представлены результаты эмпирических исследований автора.
К вопросу о взаимосвязи события и переживания
Кряжевских О. В. (г. Пермь)
Понятие «событие» достаточно часто используется в современной психологии. «Событие» становится одним из ключевых терминов в зарубежных и отечественных теориях ситуации (Л.Ф. Бурлачук, Н.Б. Михайлова, 2002); активно используется в контексте изучения автобиографической памяти (В.В. Нуркова, 2006). Событие рассматривается как единица восприятия (В.А. Барабанщиков, 2005) или как итог восприятия, состоящий в придании определенного статуса раз-личнымявлениям, ситуациям (Е.А. Сайко, 2004; Н.П. Кондаков, 2004). Таким образом, можно констатировать достаточно выраженный интерес психологов-теоретиков к событию, при этом феноменология восприятия события остается практически неизученной.
Наше исследование нацелено на получение феноменологии, связанной с восприятием события, основано на качественных методах (свободный рисунок на тему «событие», цепной ассоциативный эксперимент), метод обработки данных- контент-анализ. Мы предлагаем следующие основания для создания системы категорий контент-анализа.
1. Характеристики события:
обобщенные универсальные характеристики события;
обобщенные специфические характеристики события;
содержательные характеристики события.
Характеристики субъекта восприятия события.
Характеристики взаимодействия субъекта и события.
В рамках анализа взаимодействия субъекта и события мы выделяем категорию «Активность» и подкатегории:
событие- результат активности субъекта;
событие «активно» воздействует на субъекта;
взаимодополняющая активность субъекта и события.
В ряде работ событие рассматривается в контексте психологии переживания. Так, С.Л. Рубинштейн (1989) под переживанием в специфическом смысле этого слова понимает «психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности».
Ф.Е. Василюк (1990) переживание определяет как «любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни». Но можно ли утверждать обратное? Является ли событие переживанием?
Уточняя смысл понятия «переживание», Ф.Е. Василюк на основе соотношения объектной и субъектной позиций Наблюдателя и Наблюдаемого выводит «Типологию режимов функционирования сознания». Если в качестве наблюдаемого человек воспринимает событие, то три предложенные позиции (из четырех возможных) хорошо согласуются с проявлениями активности «события» или субъекта восприятия события. И тогда событие - результат активности субъекта - можно определить как «осознание» события; «активное воздействие» события на субъекта можно соотнести с «переживанием»; взаимодополняющую активность субъекта и события- связать с восприятием события в качестве «источника рефлексии». Мы предполагаем, что событие может стать источником субъектной позиции, а, следовательно, условием развития субъектное™. В зависимости оттого, с какой позиции воспринимается событие, оно может стать как «точкой на линии жизни», так и «пространством выбора» для каких-либо изменений.
К пониманию воображения как универсальной человеческой способности
Кудрявцев В. Т. (г. Москва)
Функционалистская трактовка воображения как отдельного психического процесса была «преодолена» еще задолго до своего возникновения и закрепления в классических учебниках психологии. Речь идет о концепции воображения, представленной в «Критике чистого разума» И. Канта, который рассматривал воображение как универсальную человеческую способность, всеобщее выражение «человеческого в человеке». Много позднее эта линия была продлена в работах выдающегося отечественного философа Э.В. Ильенкова. Очевидно, что подобная трактовка предполагает переосмысление содержания понятия воображения в философии и психологии.
Создание новых образов реальности - лишь одна из функций воображения, кстати, не столь очевидная и однозначная, как может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, «порождение химер»-далеко не единственный и даже не самый показательный пример работы воображения (подробнее см. наши статьи «Воображение ребенка: природа и развитие» в №№5 и 6 «Психологического журнала» за 2001 г.). Другая важнейшая функция воображения, по словам Э.В. Ильенкова, проявляется, прежде всего, в способности смотреть на мир (включая самого себя и, в первую очередь, самого себя) «глазами другого человека», шире - всего человеческого рода, что нам дает возможность видеть мир по-настоящему интегрально. Это и имел в виду французский просветитель Д.Дидро, который когда-то назвал воображение «внутренним глазом» (вспоминается Ф. М.Достоевский и его «око души»). Кант, Фихте и Гегель в своих
155
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
трудах, по сути, дали содержательное обоснование этой простой и точной метафоры.
Именно благодаря воображению личность каждого из нас в детстве первый раз испытывает своеобразное непатологическое «раздвоение». Собственно это и ведет к рождению личности в строгом смысле слова. Внутри нас формируется «внутренняя позиция» (Е. Е. Кравцова), в нас «вселяется» образ Другого. Принципиально, что этот образ носитобобщенный характер, не совпадая с образами конкретныхлюдей, вовлеченных в круг непосредственного общения с нами. Он не сводится к «виртуальной» совокупности эмпирических точек зрения разных людей, и поэтому, решая какую-либо задачу, совершая какое-либо действие, нам не приходится условно подставлять себя на место каждого из них (Э.В. Ильенков). Да и вообще, вопрос: «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?» задан не от имени личности... Решая задачу в одиночку, благодаря воображению, мы не чувствуем себя одинокими, а, приходя к решению, испытываем уверенность в его правильности еще до проверки (анализа) того, что получилось. Ибо здесь мы получаем «подсказку» из рук «обобщенного Другого» (термин Дж. Г. Мида), воплощающего не только опыт, но и творческий потенциал человеческого рода в целом. Субъективно момент получения такой «подсказки» переживается как интуитивное прозрение, «озарение свыше».
Этот «обобщенный Другой» сразу или со временем начинает дифференцированно выполнять функции внутреннего Партнера (содействие), Хозяина и Контролера - «царя в голове» (произвольность), Вдохновителя (эмоциональная поддержка), Собеседника (внутренняя речь), Единомышленника (рефлексия), Высшего Судьи (совесть), Соавтора (творчество) и иные важные функции. Но самое главное: он позволяет нам заново открывать «необыденные миры» нетолько в повседневной реальности, но и в нас самих. Силой воображения при содействии «обобщенного Другого» мы превращаем нашу обыденную психическую жизнь, казалось бы, уже обжитую территорию собственного Я в «terra incognita» - неосвоенную землю, которую только предстоит освоить, в нечто необыденное и даже чудесное, становясь на путь самопреобразования. В «создании новых форм поведения», их освоении и развитии Л.С. Выготский видел психологическую сущность творчества. Тем самым, «обобщенный Другой» становится соучастником (посредником) нашего личностного роста.
Онтогенетический прецедент подобного «раздвоения Я» мы наблюдаем в сюжетной игре. Обратимся к хрестоматийному примеру.
Ребенок скачет на палочке, как на лошадке. Комментируя этот случай, авторы учебников утверждают: ребенок в символическом плане перенес свойства лошадки на палочку- это и есть работа воображения. Однако, на мой взгляд, эта «работа» не исчерпывается операцией знаково-символического замещения. Творческая задача для ребенка не в том, чтобы «увидеть» в реальной палочке несуществующую лошадку. Палочка -лишь удобный инструмент решения иной, более широкой,требующей усилий творческого воображения задачи. Оседлывая ее, ребенок должен не просто изобразить езду, а вжиться в образ другого человека - наездника. И именно в этом качестве палочка действительно становится «волшебной». Ее «мановением» рождается новая, необыденная (вовсе не только условная) реальность.
Игровая ситуация никогда не сводится к взаимодействию субъекта с объектом. В ней сливаются друг с другом два действующих лица, два субъекта, хотя один из них виртуален. Не просто изобра-
жающий и изображаемый. Точнее сказать: играющий и его герой как произведение и альтер эго играющего. «Герой» игры обладает не фиктивной, а вполне реальной силой. При его участии (посредничестве) происходит грандиозная трансформация детской картины мира, прежде всего- на основе радикального изменения образа самого себя и своих возможностей. По мере этого и воображение выступает как способность сконцентрировать виртуальную силу другого (других) в одном-единственном действии, при решении одной-единственной задачи. Поэтому ребенок с развитой фантазией легко преодолеет эгоцентризм, диффузную нерасчлененность мировосприятия, сумеет включиться в учебную ситуацию, видя «со стороны», что и как надлежит делать, он никогда не погрязнет в собственных страхах при освоении новых действий и т. п. Ведь его соавтором и советчиком будет все человечество, пусть он об этом и не догадывается (что упрочит столь необходимое ребенку чувство «базисного доверия к миру», по терминологии Э. Эриксона).
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.