Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
Иванова Е. М. (г. Москва)
Психологическая готовность к профессиональной деятельности рассматривается в настоящее время многими исследователями (СВ. Кузьминой, П.П. Горностай, В.И. Варваровой, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович и др.) как система или как комплекс профессиональных знаний, навыков, умений, потребностей, мотивов, психологических качеств, установок и состояний личности; как устойчивая возможность управления деятельностью, психическими состояниями, общением; как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов. Но непредсказуемость и быстротечность инновационных социальных, социально-экономических и социально-технических условий специфичных современному развитию нашего общества требуют изучения проблемы психологической готовности с позиций современных представлений о профессионализме и профессионализации. Так, Дэвид Майстер (специалист, занимающийся проблемами профессионализма в Америке) считает, что профессионализм лучших работников базируется не столько на их знаниях и навыках, сколько на их отношении к своей работе. Настойчивость, инициативность, обязательность, увлеченность и, превыше всего энтузиазм, - вот те основные качества, которые с его точки зрения больше всего характеризуют субъекта труда как профессионала.
Действительно, настоящая реальность и профессиональная деятельность в современных условиях требуют от человека не просто
49
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
успешного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, а, в большей степени,- осознания готовности к успешному творческому социально позитивному преодолению динамичных инновационных процессов, развитию мысленного пространства, осмысленной потребности к саморазвитию и совершенствованию своих профессиональных возможностей, осознанию своей социальной роли и ответственности специалиста. В работах отечественных ученых (Е.А. Климова, А.К. Марковой, В. Бодрова, Д.Н. Завалишиной, Л.М. Митиной, Э.Ф. Зеера, Ю.П. Поваренкова и др.) профессионализм характеризуется как «системная организация сознания, психики человека», где человек определяется как личность, субъект деятельности, а не только как специалист, обладающий конкретными знаниями, умениями и навыками. Успешность человека в профессиональной жизни в большей степени обусловлена теми взаимосвязями и взаимоотношениями, которые, в первую очередь, складываются посредством опыта в процессе жизнедеятельности в системе «человек-мир», а в дальнейшем и в системе «человек-профессия» (в конкретной профессиональной деятельности) в процессе профессионализации. Профессионализация субъекта труда - это поэтапно протекающий процесс, обусловленный образом мира субъекта, его мотивационной направленностью, познавательной активностью, культурой, ценностями, жизненными ориентациями, осознанной регуляцией активности и психодинамикой, в течение которого посредством опыта формируются субъект-объектные взаимосвязи и субъет-субъектные взаимоотношения. Именно характер и направленность этих взаимосвязей и взаимоотношений определяют психологическую готовность субъекта труда к преодолению на только «нормативных» кризисов, но и к активному позитивному преодолению непредсказуемых изменений в профессиональной жизнедеятельности.
Все вышеизложенное позволяет рассматривать психологическую готовность субъекта труда как сложное интегральное качество человека, развиваемое в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности, обусловленное познавательной активностью, эмоционально-чувственной спецификой восприятия окружающего мира, индивидуальным опытом познания и усвоения общих и профессиональных знаний, умений и навыков; осознанием ценностно-ориентированного отношения к жизни, к людям, к деятельности и к себе. Тенденции формирования психологической готовности субъекта труда проявляются в его стремлении к познанию мира и ориентированности в окружающей среде (природной, социальной, социально-экономической, технической, информационной); в позитивной преобразующей продуктивной направленности; в стремлении к совершенствованию не только знаний, умений, навыков и средств труда, но и к совершенствованию личностных качеств, а также познанию своих возможностей и осознанию личностного смысла и целей своей деятельности, а также перспектив профессионального роста.
Психологическую готовность можно изучать по следующим показателям: отношению к профессиональному труду, интересу к истории и тенденциям развития профессии, осмысленности представления о ценности и значимости профессии в обществе; осознанию личной ответственности и межличностных взаимосвязей; предвидению и прогнозированию преобразований и реальных сложностей; сознательному планированию деятельности и самоактуализации в ней; самоконтролю, самооценке и самообучаемости; образу мира профессионала. Эти
показатели, отражают и социально-когнитивно-мотивационную и профессиоально-когнитивно-мотивационную готовность субъекта труда: его ориенированность в окружающей среде не только специфически профессиональной, но и социальной, информационной, технической и др.; социальную и профессиональную направленность (интерес к конкретному труду, к людям, к процессу); осознанную потребность в совершенствовании знаний и их переосмыслении, осознании индивидуальной стратегии исполнения деятельности и сознательной саморегуляции.
Междисциплинарный подход к исследованию развития идентичности
Иванова И. В. (г. Благовещенск)
Междисциплинарный подход в психологии, предполагающий проведение исследования в русле естественнонаучной и гуманитарной парадигм с учетом объяснительных принципов смежных с психологией наук, открывает возможность полнее и глубже изучить феноменологию становления различных психологических категорий, втом числе и категорий, традиционно рассматривающихся в контексте гуманитарного направления в психологии личности.
Идентичность, концептуально представленная в работах представителей различных психологических школ и направлений, рассматривается в психологии как чувство и осознание человеком своей тождественности, целостности и непрерывности во времени и пространстве. Это динамическая, развивающаяся структура, обусловленная сочетанием трех уровней детерминации - биологического, социального и духовного. Такая трехуровневая представленность содержания данной категории открывает широкие возможности для междисциплинарного и полипарадигмального подхода, как к ее исследованию, так и к интерпретации полученных данных.
На основе интегрирования различных концепций и теорий (при их взаимной согласованности и логике) становится возможным сохранение множества перспектив рассмотрения, способов описания и интерпретации полученного материала при изучении различных видов идентичности, включая соматическую, социальную (этнокультурную) и личностную. Появляется простор для анализа различных граней идентичности, ее сознательного и бессознательного уровней, влияния когнитивных и эмоциональных процессов на ее становление, различных механизмов ее развития, роли внутренних и внешних факторов (в том числе этнической и культурной среды) в ее формировании с учетом активности субъекта в построении образа себя.
При изучении идентичности целесообразным является использование не только объективных методов (эксперимента, стандартизованных тестов), разработанных в русле позитивизма, но и субъективных (интроспекции, самоописания, биографического метода, исследования индивидуального случая) в сочетании с проективными методами. Динамическую составляющую в развитии идентичности позволяет проследить применение лонгитюдной
50
з-н
и срезовой стратегий, каждая из которых обладает своими преимуществами.
Данные эмпирического исследования позволяют выделить основные тенденции в развитии идентичности - развитие дифференцированное™, осознанности и целостности. Механизмом этого развития являются переживания, помогающие структурированию идентичности, так как позволяют соединиться объективным и субъективным параметрам идентичности в единое целое. Переживания способствуют становлению и содержания идентичности, делая его более реалистичным и адекватным тем формам, которые задаются социальной средой.
Здоровье и зрелость в адаптационной парадигме
Иванова М. Г., Портнова А. Г. (г. Кемерово)
В настоящее время адаптационная парадигма вполне зарекомендовала себя в психологии как сложившаяся и перспективная научная методологическая основа.
Существует множество определений адаптации, как имеющих широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливаетсямежду организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительногопроцесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», ккоторой «стремится» организм (А.Г. Портнова, 2001).
По мнению А.Г. Маклакова, адаптация - это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды (А.Г. Маклаков, 2001).
СТ. Посохова в ходе исследования выделила следующие обобщенные смысловые аспекты в понимании адаптации человека: адаптация как жизнедеятельность в измененных условиях существования; адаптация как приспособление к измененным условиям среды; адаптация как достижение устойчивости в измененной среде; адаптация как самораскрытие личности (СТ. Посохова, 2001). Мы разделяем точку зрения данного автора, что ни одна из целей адаптации: поддержание гомеостаза, достижение экологического равновесия и гармонии с самим собой, а также реализации прогнозируемой модели потребного будущего- не существует изолированно. Степень достижения каждой из них в конкретном случае может быть различной, но каждая из них всегда присутствует в едином адаптационном поведении отдельного человека (СТ. Посохова, 2001).
Адаптация- это развертывающийся во времени и в определенном пространстве процесс взаимодействия человека с изменяющимся миром.
Динамический аспект предполагает видение адаптации как целенаправленного, постоянного и активного процесса взаимодействия живой системы и изменяющейся среды. Статический компонент заключен в результате адаптации, в котором отражается состояние психики человека на конкретном этапе взаимодействия со средой. Идеальный результат- достижение устойчивости, способности сопротивляться возмущающим воздействиям, т. е. достижение определенной адаптированное™.
В практике психологического сопровождения развития субъекта образовательного процесса одним из направлений деятельности выступает отслеживание процесса адаптации на разных ступенях обучения (например, адаптация к обучению в первом классе). Для прогноза успешности адаптации оценивается уровень зрелости (биологической, психологической), готовности организма к предполагаемым нагрузкам. На этапе сопровождения адаптации оцениваются отклонения в состоянии здоровья, анализируется благополучие.
Таким образом, зрелость и здоровье являются показателями успешности процесса адаптации личности.
В предшествующих работах нами были описаны отличия понятий «здоровье» и «зрелость» (МГ. Иванова, А.Г. Портнова, 2007).
Мы определили здоровье как многомерное динамическое состояние, отражающее уровень функционирования и реализации человека как целого в процессе развития. При анализе научной литературы можно выделить наиболее часто встречаемые уровни здоровья: физическое, психическое, психологическое, социальное, которые соответствуют уровням психической организации человека как системы.
Здоровье формируется в процессе развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Здоровье характеризует результат процесса развития. Здоровая личность характеризуется целостностью, уравновешенностью, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, самореализацией. Но при этом здоровье является не только свойством личности, но и состоянием, которое сопутствует всему процессу развития. Здоровье можно рассматривать как интегральную характеристику, описывающую особенности функционирования человека в конкретном жизненном контексте. Здоровье является необходимым условием и показателем успешного существования и развития человека в обществе.
Зрелость может характеризовать соотношение уровня развития человека в соответствии с требованиями к адаптации, развитию, функционированию человека в целом. В ходе развития зрелость выступает критерием и условием успешной реализации новых ролей и статусов, функций, биологически и социально обусловленных. Однако зрелость является качеством, которое характеризует уровень развития с точки зрения «достижения». Зрелость достигается в процессе развития.
Итак, одним из важных этапов рассмотрения динамических и статических аспектов адаптации является выделение таких значимых для диагностической и консультативной практики показателей успешности адаптации, как здоровье человека (в том числе психическое и психологическое) и зрелость, как готовность к решению задач развития и адаптации на новом возрастном этапе.
51
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Влияние процессов социализации на отношение допризывников к службе в российской армии
Иванова О. Ю., Рындина О. Г. (г. Чебоксары)
В условиях трансформации политической и социально-экономической жизни российского общества, реформирования Вооруженных сил, проблемы влияния процессов социализации на отношение допризывников к службе в Российской армии приобретают приоритетную, особую актуальность и социальную значимость. В комплексной программе по работе с молодежью допризывного и призывного возраста в аспекте регулярного пополнения армии и флота по призыву, важным представляется проблема изучения факторов социализации, оказывающих негативное влияние на отношение к службе в армии. В связи с этим перед военно-психологической наукой встает задача глубокого и всестороннего исследования закономерностей формирования основных факторов социализации, оказывающих значимое влияние на отношение юношей допризывного возраста к воинской службе.
Для достижения цели и реализации поставленных задач была использована комплексная методика исследования, включающая в себя наблюдения, опросы, беседы, авторская анкета, анализ личных дел призывников. Входе изучения данной проблемы было опрошено 427 допризывников г. Чебоксары и ряда райцентров Чувашской республики. Средний возраст допризывников, вошедших в выборочную совокупность, составил 16-18 лет.
В авторской анкете, составленной для допризывников, нами были предложены вопросы, касающиеся особенностей их отношения к военной службе с учетом воздействия СМИ, Интернета, телевидения, семьи, школы.
Исследование особенностей детско-родительских отношений выявило, что семьи, в которых формируется позитивное отношение к службе в Вооруженных Силах, характеризуются полным составом (положительное отношение к армии - 83 %; негативное отношение к армии - 62%); гармоничным стилем воспитания (обуславливают у своих детей положительное отношение к армии - 89,7 %, негативное отношение к армии -82,8%); в этих семьях равную роль в воспитании несут как отец, так и мать (положительное отношение к армии - 79,8%, негативное отношение к армии - 58,6%). Юноши, у которых наблюдается выраженная идентификация с ролью отца, отмечают положительное отношение к воинской службе (положительное отношение к армии - 57,7 %, негативное отношение к армии -44,8 %). Анализ мнений родителей допризывников, с позитивным отношением к роли военнослужащего по призыву, совпадает с положительным отношением их детей к службе в армии (положительное отношение к армии - 57,5 %; негативное отношение к армии - 18,5 %), сами родители характеризуют армию как: жизненная школа - 62 %, гражданский долг - 29,7 %, потерянные годы- 13,3%, перспектива для поступления в военное училище- 4,7%. Обращает на себя внимание то, что престиж армии в восприятии родителей несколько завышен, и это выражается в приемлемости родителей принятия профессии военнослужащего (перспективы в будущем: курсант военного училища - 10,2%). Оценка факторов школьной социализации показывает, что доброжелательные, хорошие отношения в
школьном коллективе, принадлежность к референтной группе сверстников, позитивно сказывается на положительном отношении к службе в армии. Так 85,5 % допризывников с положительным отношение к службе в армии отмечают дружеские взаимоотношения с одноклассниками.
Рассмотрение мезофакторов социализации на отношение к службе в Российской армии заключалось в исследовании критериев военной социализации и источников средств массовой информации.
Так, нами установлено, что негативную информацию о прохождении военной службы распространяют система образования, СМИ, внешнее окружение. В формировании негативного отношения к службе в Вооруженных Силах определенное влияние оказывают средства массовой информации (негативное отношение к службе в армии - 51,7 %; положительное отношение к службе в армии -51 %), мнение референтной группы сверстников (негативное отношение к службе в армии - 44,8 %; положительное отношение к службе в армии- 28,6%), наблюдается недостаточная включенность средней школы в воспитании чувств патриотизма (негативноеотношение к службе вармии-13,8%; положительное отношение к службе в армии - 4,7 %).
Таким образом, на процесс формирования отношения к службе в армии оказывают различные факторы социализации. При этом решающая роль отводится детско-родительским отношениям, референтной группе сверстников, особенностям школьной социализации, а также мезофакторам социализации (СМИ, Интернет).
Поэзия и проза конца XX века в восприятии «наивного читателя»
Иванченко Г. В. (г. Москва)
Различия в восприятии литературного произведения «экспертом» и малоопытным читателем недостаточно изучены. На какие признаки текста опирается «наивный читатель» в решении задач стилевой, жанровой, временной, тендерной атрибуции? Есть ли существенные различия в восприятии прозы и поэзии? Данная работа явилась продолжением исследований тендерной атрибуции поэтических текстов «Золотого века» и «Серебряного века» русской литературы (Иванченко, Орлицкий, 2001; Иванченко, 2002). Тексты современных российских поэтов, по 15 текстов мужчин и женщин, предъявлялись в случайном порядке. Испытуемым в возрасте от 18 до 33 лет (из них 20 мужчин, 20 женщин) предлагалось определить пол автора, оценить свою степень уверенности по пятибалльной шкале и дать объяснения этой оценке. По сравнению с текстами «Золотого» и «Серебряного» веков точность тендерной атрибуции оказалась существенно выше. Испытуемые-мужчины точнее определяли принадлежность текстов авторов-мужчин, испытуемые-женщины- поэтов-женщин. С задачей тендерной атрибуции поэтических текстов читатели справляются заметно лучше, когда находят в тексте отражение тех или иных тендерных стереотипов- например, в выборе темы или в использовании
52
з-н
отдельных слов, вплоть до междометий. В случае, когда текст не дает оснований для такого рода суждений, читатель вынужден прибегать к более тонким характеристикам, таким, например, как фоносемантические, или пытается связать пол автора с метрикой стиха. В отличие от суждений по поводу текстов «Серебряного века», где при наличие философского смысла текст непременно приписывался автору-мужчине, современные читателю тексты оценивались более дифференцированно. По аналогичной схеме проводилось исследование тендерной атрибуции современной прозы, в котором приняли участие 20 мужчин и 20 женщин в возрасте от 17 до 20 лет, показавшее, что различия в точности атрибуции «мужских» и «женских» прозаических текстов весьма невелики. Применительно же к восприятию поэтических текстов такое различие существует, в особенности в оценки произведений, отдаленных на значительную «культурную дистанцию» (в этом случае большинство женских текстов приписывается поэтам-мужчинам, но не наоборот). В определении же поэтических текстов современников разницы в точности тендерной атрибуции текстов не было.
Анализ личностных характеристик и адаптации подростков-мигрантов
Пекина Е. П. (г. Москва)
На данный момент времени проблема адаптации мигрантов в России остается актуальной, так как из-за недостатка трудовых ресурсов количество мигрантов в нашей стране увеличивается. Важно изучать проблему адаптации к иной среде и у детей мигрантов, в частности подростков, так как подростки чаще других возрастных групп могут стать дезадаптированными.
Перед нами стояла цель: определить существует ли проблема адаптации у подростков-мигрантов в ЦАО г. Москвы, хорошо владеющих русским языком, и существуют ли какие-либо отличия личностных характеристик подростков-мигрантов от личностных характеристик подростков коренных москвичей.
Мы исследовали подростков 15-17лет,обучающихся вСОШ ЦАО г. Москвы, из них 20 коренных жителей, родившихся и выросших в Москве и 20 подростков-мигрантов, из стран СНГ, мусульманского вероисповедания, живущих в Москве от 2 месяцев до 8 лет. Эти подростки являются гражданами России, имеют постоянную регистрацию в городе Москве, хорошо владеют русским языком, при этом сохраняют национальную идентичность.
Мы использовали самоактуализационный тест (CAT) и опросник Роджерса. Для обработки результатов применялись методы математической статистики, с помощью программы Microsoft Excel. Результаты, полученные у подростков с помощью опросника Роджерса. Показатели, полученные у мигрантов и москвичей (в скобках- показатели москвичей):
адаптация - 68,6 ± 0,07 (61,8± 0,11)
эмоциональная комфортность - 71,9 ± 0,08 (63,1 ± 0,16)
самовосприятие — 81,7 ± 0,08 (74 ±0,16)
приятие других - 68,2 ± 0,09 (64,1 ± 0,14)
стремление к доминированию - 51,6 ± 0,09 (59,3 ± 0,11).
Результаты, полученные с помощью CAT, полученные у мигрантов и москвичей (в скобках - показатели москвичей): шкала ориентации во времени -7,1 ± 2,6 (9,1 ± 3,1) шкала поддержки- 42,8 ± 7,0 (49,0 ± 6,5) шкала ценностных ориентации -18,3 ± 25,8 (12,3 ± 2,1) шкала контактность -7,3 ± 2,9 (10,4± 2,3) шкала гибкости поведения -8,8 ± 2,7 (12,5 ± 3,0) шкала сензитивности -7,1 ± 2,6 (7,6 ± 2,3) шкала спонтанности -6,5 ± 2,3 (7,8 ± 2,4) шкала самоуважения- 9,7 ± 2,5 (9,5 ± 2,7) шкала самопринятия- 8,8 ± 2,1 (10,8 ± 3,1) шкала представлений о природе человека- 5,1 ± 0,1 (4,9 ± 1,7) шкала синергии -3,3 ± 1,2 (3,7 ± 1,1) шкала принятия агрессии- 8,6 ± 2,9 (9,1 ± 1,9) шкала познавательных потребностей -7,5 ± 1,3 (4,8 ± 1,9) шкала креативности - 6,2 ± 1,9 (7,3 ± 1,9).
По данным опросника Роджерса мы получили, что подростки-мигранты более адаптированы, чем коренные жители, при этом адаптация не зависела от времени проживания в Москве. Они чувствуют себя более эмоционально комфортно, при этом стремление к доминированию у них меньше, чем у коренных москвичей. Мы полагаем, что мигранты, хорошо владеющие русским языком, легально находящиеся в Москве, не испытывают проблем с адаптацией, сохраняя национальную идентичность. Важно, что они не стараются доминировать.
По данным CAT мы получили, что мигранты имеют некоторые личностные особенности, а именно, они более зависимы в своих поступках, не воспринимают свою жизнь как целостную, деля ее на сегодняшнюю и вчерашнюю, у них меньшая способность к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с другими людьми, они менее способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Тем не менее, они в большей степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующей личности. Мигранты демонстрируют меньшую гибкость поведения, а коренные москвичи больше реализуют свои ценности в поведении с окружающими людьми. По шкале спонтанности выражения своих чувств мы можем судить, что мигранты выражают свои эмоции более сдержанно по сравнению с коренными москвичами. Коренные жители показывают более высокий уровень самопринятия. Мигранты выражают существенно большее стремление к приобретению новых знаний, тогда как творческая направленность у москвичей выше, чем у мигрантов. По остальным шкалам мигранты и коренные жители во многом проявили себя схоже.
Вывод: мигранты, хорошо владеющие русским языком, легально находящиеся в Москве, хорошо адаптированы, у них есть личностные особенности, на которые стоит обратить внимание педагогам.
53
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.