Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
Кузнецова ЕЛ. (г. Москва)
В связи с ростом представленное™ экстремальных профессий в трудовой деятельности человека проблема оценки индивидуального уровня стрессоустойчивости приобретает все более актуальное значение.
В ряде исследований (Е.Н. Дудник и др., 2004; Ю.В. Украинцева, 2004) показано что устойчивость к стрессу в значительной степени связана с реактивностью симпатического отдела вегетативной нервной системы. У стрессоустойчивых лиц в состоянии стресса отмечено выраженное усиление симпатических влияний на сердечный ритм, в то время как для стрессонеустойчивых характерны либо менее выраженная симпатическая реакция, либо сдвиг вегетативного баланса в сторону усиления парасимпатических влияний. Кроме того, есть основания полагать, что к стрессоустойчивости имеет отношение исходное состояние вегетативного статуса: как показали Е.Н. Дудник и др (2004), обследуемые с низкой устойчивостью к стрессу демонстрируют в исходном состоянии высокий уровень симпатических влияний.
С этой точки зрения частота сердечных сокращений (ЧСС) при стрессе у стрессоусто йчивыхлиц должна увеличиваться, а устрессо-неустойчивых - либо также увеличиваться, но в меньшей степени, либо уменьшаться. Помимо этого, можно ожидать, что исходные значения ЧСС у лиц с высоким уровнем стресс-резистентности не так велики, как улиц, менее устойчивых к стрессу.
Мы проанализировали результаты исследования, выполненного с участием 8 мужчин 25-36 лет, которые в течение 67 ч через каждые 1-2 ч выполняли напряженную следящую деятельность сеансами по 10-15 мин. Испытуемые следили за ритмическими световыми сигналами, частота которых внезапно и неожиданно менялась. Испытуемый должен был определить момент изменения частоты и отметить его нажатием кнопки. Регистрировали момент изменения частоты и момент нажатия на кнопку. Определяли латентное время реакции (ЛВР), результаты выражали в миллисекундах.
В течение 3 сут перед началом исследования (в исходном периоде) и во время исследования у испытуемых регистрировали ЧСС в дневные и в ночные часы. Регистрации осуществлялись круглосуточно с интервалами от 1 ч до 3 ч. Исходные значения ЧСС регистрировали в двух положениях (лежа и сидя), во время работы - только в положении сидя.
По результатам операторской деятельности испытуемые разделились на три группы. Первую группу (3 чел) составили лица, работавшие лучше всех остальных (значения ЛВР в диапазоне 275-371 мсек), т.е. наиболее стрессоустойчивые. Во вторую группу (3 чел) вошли испытуемые, работавшиехуже всех остальных (значения ЛВР в диапазоне 622-637 мсек), т.е. наименее стрессоустойчивые. Третья группа (2 чел) была представлена лицами, показавшими промежуточные результаты деятельности (значения ЛВР 499 мсек и 509 мсек); эти лица были отмечены средним уровнем стрессоустойчивости.
Данные, полученные в исходном периоде, показали, что наиболее тесная связь индивидуального уровня стрессоустойчивости с величинами ЧСС отмечалась в связке ЛВР - ЧСС в ночные часы исходного периода: ночные значения ЧСС коррелировали с величинами ЛВР на уровне высокой тесноты связи (г = 0,863; р<0,01).
215
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Это означает, что чем лучше испытуемый выполнял операторскую деятельность во время длительного бодрствования, т.е. чем выше была его стрессоустойчивость, тем ниже были присущие ему величины ЧСС во время сна на исходном этапе.
Очень важно подчеркнуть, что исходный этап был отмечен стрессом пребывания в непривычной (лабораторной) обстановке, где испытуемые нетолько бодрствовали, но и спали, а также стрессом ожидания предстоящих трудностей, связанных с длительным непрерывным бодрствованием. В то же время ночные часы были свободны от активирующего влияния мышечной активности, приемов пищи и эрготропной направленности метаболических процессов, свойственной дневному периоду суток.
Статистически надежная корреляционная связь (г = -0,779; 0,02<р<0,05) обнаружилась в комбинации ЛВР - приросты ЧСС в ночные часы длительного бодрствования относительно исходных ночей. Отрицательный знак коэффициента корреляции показывает, что чем выше была стрессоустойчивость, тем больше оказывалась величина прироста и наоборот, чем ниже была стрессоустойчивость, тем меньше прирастала ЧСС. При этом у двух испытуемых из числа наименее стрессоустойчивых прирост был отрицательным, т.е. вместо прироста ЧСС отмечалось ее падение. Эти данные подтверждают положение о том, что чем выше стрессоустойчивость, тем активнее симпатическая мобилизация в стрессогенных условиях.
В целом корреляционный анализ показал, что, регистрируя индивидуальные значения ЧСС в группе операторов и не прибегая к оценкам результатов их деятельности, можно ранжировать членов этой группы по признаку операторской стрессоустойчивое™. При этом нужно соблюдать ряд требований. Во-первых, обследуемые должны испытывать слабый или умеренный эмоциональный стресс, достаточный, однако, для того, чтобы его влияние отражалось на регистрируемых величинах ЧСС. Во-вторых, необходимо создать условия, позволяющие свести к минимуму другие симпатоакти-вирующие влияния, которые могут маскировать эмоциогенные эффекты (двигательная активность, тоническое напряжение позной мускулатуры, приемы пищи). С этой точки зрения предпочтительнее всего приурочивать регистрации ЧСС к периоду ночного сна, что, помимо прочего, позволит избежать эндогенной симпатической активации,характерной для эрготропной фазы метаболизма.
Психотехнический подход к психологическому консультированию
Кузовкин В.В. (г. Москва)
В основе психотехнического подхода лежит идея «вершинной психологии» Л.С. Выготского и гуманистической психологии, прежде всего А. Маслоу и К. Роджерса. Первый делал акцент на сущностных специфических человеческих свойствах, на их развитии, на их проявлении в отношении с миром. Два других считали, что в природе каждого человека заложены потенциальные возможности для позитивного роста.
В рамках психотехнического подхода особенно выделяется значимость самой ситуация взаимодействия между людьми для активизации
личностного роста. Это ситуации, где клиент обладает возможностью самостоятельно понять и изменить свою внутреннюю организацию, принимать ответственно конструктивные решения и выбирать эффективные способы поведения, а психолог-консультант демонстрирует свои безусловные принятие и уважение личности клиента как человека, который способен самостоятельно строить свою жизнь.
В арсенале психотехнического подхода находится большое количество психотехнических методов (прежде всего клиент-центрированная терапия К. Роджерса, а также гештальт-терапия Ф. Перлза, логотерапия В. Франкла, трансактный анализ Э. Берна, психосинтез Р. Ассаджиоли и др.), которые, в зависимости от теоретических воззрений создателя того или иного метода, его представлений о проблеме личностного роста, фокусируют свое внимание на той или иной стороне личностного развития. Но все они имеют ключевую и ведущую идею, объединяющую их: стремление помочь индивиду в его личностном росте путем устранения ограничений, комплексов, приобретения новых личностных качеств и способностей, ценностей, навыков, актуализации потенциала. В качестве определяющего направления активизации личностного роста в этих подходах берется тезис об исходной разобщенности внутриличностных элементов, которые приводятся к интеграции в ходе процесса психотехнического воздействия.
Основным содержанием нашей работы является теоретико-методологическое обоснование психологического консультирования в рамках психотехнического подхода. С позиций школы Выготского-Леонтьева нам удалось развить существующие представления о психологическом механизме изменений, возникающих в процессе психологического консультирования. Нами усмотрена общая логика этапное™ психотехнического воздействия при применении различных методов, которая полностью совпадает с представлениями об экстериоризации - интериоризации, опосредованном овладении человеком своим поведением.
Предложенная схема начинала разрабатываться на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и в последующем была развита в нашем диссертационном исследовании. Она позволяет объяснить процессы, происходящие в ходе использования того или иного психотехнического метода, и представляет собой этапы работы соструктурой ориентировочной деятельности входе диалогического общения. Данная схема включает в себя: установление субъект-субъектных диалогических отношений; экстериоризацию структуры ориентировочной деятельности клиента; переориентировку, или ориентировку в структуре ориентировочной деятельности клиента; трансформацию экстериоризованных структур клиента для последующей интериоризации им; интериоризацию как переход новой структуры ориентировочной деятельности клиента во внутренний план; верификацию («проверка жизнью»). Конечно, каждый из представленных элементов требует развернутого раскрытия. Однако размеры данной работы не позволяют нам это сделать.
Раскрывая психотехнический подход мы также обращаемся к общим методологическим чертам психотехнической системы, предложенной Ф.Е. Василюком, применимо к психотехническим методам. В каждом из них:
имеются свои ценностная позиция и установки в контекстеосновных гуманистических ценностей;
наблюдается «диалогически «совокупный субъект», «образующий общее «поле», в котором психолог-практик, независимоот используемого метода, занимает заинтересованную личностную позицию, стремится к эмоциональному уникальному
216
з-н
контакту, а его клиент принимается как равноправный партнер, включенный в психотехническую ситуацию;
сам процесс и процедуры отличаются гибкостью, незапрограммированностью;
используются знания разного типа (в зависимости оттеорети-ческих воззрений автора метода), но это «организмические»знания, предметом которых является то, с чем психолог-консультант может внутренне эмоционально отождествиться;
предметом теории является не объект (психика, сознание,личность и пр.), а сама чувственная психологическая работа-с-объектом, как личная практика психолога, которая приводитк изменению объекта;
сам метод объединяет участников психотехнической ситуации,и сам же становится предметом исследования;
из живого опыта выводится центральный предмет, которыйспособен сформировать практический метод воздействия,являющийся в то же время оптимальным эмпирическимметодом исследования этого предмета.
Сам процесс психологического консультирования рассматривается нами как особая форма психотехнической практики, система психотехнических действий, являющихся опосредующими орудиями, которые используются входе воздействия. Происходящее в консультировании в широком смысле есть не что иное, как «присвоение», «воспроизведение» клиентом культурно заданных личностных способностей, присущих самоактуализирующейся личности. При этом овладение новыми личностными способностями происходите рамках зоны ближайшего развития клиента, характеристики которой определяют границы той области, в рамках которой он может воспринять помощь консультанта.
Таким образом, обращение к школе Выготского-Леонтьева, опора на методологические принципы психотехники и принципы гуманистического направления в зарубежной психологии для теоретико-методологического обоснования психотехнического подхода к психологическому консультированию формирует мировоззрение психолога-консультанта и дает понимание психологических механизмов психотехнического воздействия.
Диспозиционные и ситуационные
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.