logo
psicho T2

С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности

Кузнецова Л. Э. (г. Шахты)

В связи с возросшим количеством выездов сотрудников милиции в Северо-Кавказский регион в зону военных действий, актуальной задачей психологов на сегодняшний день является организация психореабилитационных мероприятий с сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональ­ной деятельности.

Целью исследования было проследить, как в ходе психо­коррекции трансформируется система отношений личности, и какие преобразования происходят при этом в уровне социально-психологической адаптации и дезадаптивных процессах.

Психокоррекционная работа с сотрудниками милиции, пере­жившими экстремальные ситуации профессиональной деятель­ности, была направлена на реконструкцию и гармонизацию системы отношений личности и строилась на основе интеграции двух психотерапевтических подходов: патогенической психотерапии по В.Н. Мясищеву и недирективной клиент-центрированной психоте­рапии по К. Роджерсу.

Сравнивая группы сотрудников милиции, прошедших курс психокоррекции (экспериментальную группу) и не участвовавших в психокоррекции (контрольную группу), можно сказать, что пси­хокоррекционная работа способствовала не только реконструкции и гармонизации системы отношений личности сотрудников милиции, но и привела к повышению социально-психологической адаптации сотрудников милиции и снижению процессов дезадап­тации: соматических и невротических симптомов. Сотрудники милиции, не доверяющие другим людям более позитивно стали оценивать поступки и качества других людей, ожидать позитивной оценки себя со стороны других, ощутили легкость - доверитель­ность межличностного общения, стали больше тянуться к людям. Сотрудники милиции с заниженной самооценкой стали лучше по­нимать себя, больше интересоваться собой, научились полагаться на себя в решении поставленных задач, брать на себя ответствен­ность. В свою очередь, это способствовало повышению уровня социально-психологической адаптации сотрудников милиции, снижению проявления дезадаптивных процессов.

Следует особо обратить внимание на тот факт, что сотрудники милиции с нарушенной системой отношений (позитивно относя­щиеся к себе, но негативно относящиеся к другим людям), не про­шедшие курс психокоррекции, среди остальных групп с нарушенной системой отношений, самые адаптивные. В этой группе наблюдалась естественная, хоть и незначительная, но положительная дина­мика системы отношений и уровня социально-психологической адаптации. В данной группе сотрудников во многом ситуативный фактор способствовал обострению процессов дезадаптации и смена обстановки способствует медленному, но естественному процессу реабилитации.

Несмотря на то, что сотрудники способны к самостоятельной реабилитации после командировки, все же им необходима ква­лифицированная психологическая помощь с целью ускорения процесса адаптации.

Сотрудники милиции неуверенные в себе с заниженным чувством самопринятия, но имеющие позитивную доверительную установку по отношению к другим людям и окружающему миру, и сотрудники милиции неуверенные в себе, не доверяющие другим людям и окружающему миру, не способны к самостоятельной реабилитации после выполнения служебных обязанностей в зоне чрезвычайных событий. В течение двух месяцев после служебной командировки мы наблюдали отрицательную динамику в их психическом состоянии, снизилась социально-психологическая адаптация, усилились дезадаптивные процессы - невротические реакции, психосоматика, алкоголизация. Усилилась познавательная и социальная пассивность, апатия, снизилась удовлетворенность жизнью. В данной группе сотрудников в большей мереличностный фактор способствовал обострению процессов дезадаптации, и смена обстановки не привела к естественному процессу реабилитации. В связи с чем можно говорить о необходимости оказания психоло­гической помощи данным категориям сотрудников милиции после приезда из служебной командировки.

Итак, проведенное нами исследование позволило установить два необходимых условия эффективности психокоррекционного процесса.

  1. Формирование позитивного отношения к себе, основанного насамопринятии и самопонимании.

  2. Формирование позитивного отношения к другим людям иокружающему миру.

Эти два условия достигаются посредством комбинирования в психокоррекционной работе двух моделей: патогенической психоте­рапии по В. Н. Мясищеву и недирективной клиент-центрированной психотерапии по К. Роджерсу. И представление о личности как системе отношений по В. Н. Мясищеву, и концепция полноценного функционирования человека К. Роджерса подчеркивают актив­ность и осмысленность отношения субъекта как к самому себе, так и к окружающему миру. Оба подхода, пусть и различными методами, позволяют в процессе психокоррекции осуществить преобразование такой интегральной характеристики, как самоот­ношение, подводя клиента к более глубинному самопониманию и самопринятию, а также способствуют формированию позитивного отношения к Другим людям. Гармонизация системы отношений личности - значимый внутриличностный фактор, способствую­щий психическому оздоровлению личности, повышению уровня социально-психологической адаптации, снижению невротических и психосоматических симптомов клиента в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции.

161

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.