logo
psicho T2

Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий

Нвдбавва С. В., НвдбаввД. Н. (г. Армавир)

В настоящее время в вузах широкое распространение получают новыеобразовательныетехнологии, направленные на активизацию творческого потенциала студента как будущего профессионала.

Они включают различные информационные средства и новые приемы обучения, позволяющие не только более эффективно ис­пользовать учебный материал, но поставить личность обучаемого в центр образовательного процесса, преобразовать его объектную позицию в субъектную, сформировать позицию по отношению к своей жизнедеятельности, ко всему, что ценно и значимо для лич­ности, т. е. личностноразвивающие (сопровождающие) технологии. Личности студента они позволяют соразмерять свои индивиду­альные возможности с общественным запросом и выстраивать свою индивидуальную стратегию в построении жизненного и профессионального пути исходя из своих преимуществ и тенденций развития социальных сфер, а также рынка труда; вузу дают возмож­ность решать вопросы совершенствования качества образования и подготовки кадров.

Видоизменяясь в зависимости от реформирования и содер­жания образования, приоритетного направления, особенностей возраста и сложившихся бизнес-реалий, личностно-развивающие (сопровождающие) технологии, применяются на всех этапах дову­зовского, вузовского и послевузовского образования, обуславливая профессиональное развитие личности.

К базовым личностноразвивающим технологиям относятся: рефлексивные, развития субъектное™, развития творческого стиля, профессиональной самоактуализации.

Внедрение личностно-развивающихтехнологий предполагает разработку и реализацию специальных программ, направленных на выявление и развитие механизмов самореализации личности каждого студента, актуализирующих его учебно-познавательную активность. К программам подобного типа относится разработанная и апробированная в течение пяти лет программа «Образование и карьера» (250 часов), направленная на развитие субъектное™ буду­щего специалиста, и предусматривающая поэтапность внедрения.

Необходимыми предпосылками эффективной реализации программы «Образование и карьера» является заинтересованность в ней всех субъектов образовательного пространства, развитие у них гуманитарной компетентности; повышение психологической грамотности, нацеленность программ всех вузовских учебных дисциплин на развивающую систему личности каждого студента как будущего профессионала; психологическая готовность пре-

357

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

подавателей к принятию личностно-развивающих технологий; наличие в вузе психологической службы; согласованности действий ректората и психологов, проведение систематического мониторинга личностно-профессионального развития студентов на всех этапах вузовского обучения.

Преодоления дезадаптивности в послеразводной семье

Некрасова О. В. (г. Воронеж)

Преодоление дезадаптивности в послеразводной семье пред­ставляет собой развитие адаптивных свойствличности опекающего родителя (как правило, матери) и ребенка в новых социальных условиях. Адаптивность личности во взаимоотношениях матери и подростка представляет собой динамический процесс взаимо­действия матери и ребенка в семье после развода к новой системе семейных взаимоотношений (в отсутствии отца), овладение новыми ролями и новым образом себя.

Для развития адекватных адаптационных реакций необходимы такие родительско-детские взаимоотношения, которые вызывали бы позитивные эмоции, удовлетворяли бы открытым, прямым и честным общением, не посягали бы на индивидуальность и автономность и, в то же время, характеризовались бы достаточной степенью отзывчивости. Родители, способные создать такие от­ношения, могут быть уверены, что развитие детей будет протекать так, как к тому располагают их врожденные задатки. Впоследствии ребенок вероятнее всего разовьет способность позитивно взаи­модействовать с другими людьми, на соответствующем возрасту уровне независимости.

Для эффективного преодоления дезадаптивности необходимо выделить сущностные составляющие дезадаптивности. Результаты проведенного опроса матерей с целью выяснения дезадаптивности в отношениях с ребенком были обработаны методом факторного анализа. Это позволило выявить психологические факторы, влияю­щие на формирование деструктивных отношений матери к ребенку, то есть реакции, затрудняющие и нарушающие взаимоотношения в семье.

Факторный анализ отношения матери к подростку позволил выявить пять статистически значимых факторов: взаимное отчуж­дение, детские проблемы, нереализованные возможности, ревность к супругу, взаимное непонимание.

Фактор «взаимное отчуждение» проявляется в том, что ребе­нок, по мнению матери, ее отвергает, проводит меньше времени дома, а во взаимоотношении друг к другу мать видит появив­шееся равнодушие. Второй фактор, названный «детские проблемы», объединил проблемы успеваемости и поведения, опасения противо­правных поступков ребенка, участившиеся семейные ссоры. Третий фактор, «нереализованные возможности» проявляется в том, что мать испытывает страдание из-за того, что ребенок в сложившейся неполной семье обделен помощью родителей, недостаточно раз­вивается в интеллектуальном плане, у него нарушаются отношения с окружающими людьми. Четвертый фактор, «ревность к супругу»,

проявляется в высказываниях матери о том, что подросток похож на отца,демонстрируетего привычки, испытываетк немуличную при­вязанность. «Взаимное непонимание» как фактор дезадаптивного отношения носит аккумулирующий характер, когда все больше и больше примеров поведения подростка, не поддающихся при­вычной интерпретации, вызывают у матери растущие негативные реакции. Эти реакции в свою очередь вызывают непонимание у самого ребенка, который обычно считает, что его поведение мало изменилось после ухода отца из семьи. В результате интерпретации материала факторного анализа выделился скрытый фактор, который можно назвать «драматизацией ситуации». Этотфактор заключается в том, что дезадаптивное отношение матери к подростку вызвано переживаниями развода, на фоне которого отдельные действия ребенка, а также роль одинокой матери приводят к дезадаптивным реакциям, еще более усугубляющим положение в семье.

Учитывая данные факторы деструктивных взаимоотношений в семье, нами были разработаны основные психолого-педагогические условия преодоления дезадаптивности в послеразводной семье. К этим условиям относились: осознание деструктивных отношений, формирование толерантности, конструктивных реакций, коррек­ция отношений с третьими лицами и накапливание позитивного интерактивного опыта. Учет данных условий был необходим для формирования адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода.

Опытная проверка этих условий осуществлялась в ходе реа­лизации комплексной коррекционной программы преодоления дезадаптивности в послеразводной семье.