logo
psicho T2

На гуманистические ценности

Ксензова Г.Ю. (г. Тверь)

Воспитание подрастающих поколений во все времена и у всех народов было и является актуальной проблемой, от решения которой зависит успешное развитие общества.

Решающее влияние на сущностное содержание и резуль­тативность процесса воспитания оказывает его научное обе­спечение, качественная проработка психологической стратегии воспитания.

Первостепенной становится задача разработки и использо­вания психологических средств, адекватных обновлённым целям воспитания, способных произвести конструктивные изменения в воспитательных процессах, развивая их гуманистическую ориентацию.

В качестве инновационного теоретического основания процесса воспитания предлагается деятельностно-отношенческий подход, который исходит из того, что внутренние психические изменения в личностных характеристиках человека (как позитивные, так и негативные) происходят только в процессе деятельности, а содер­жание этих изменений определяется характером задаваемых при её организации отношений.

В этом случае деятельность воспитанников рассматривается не как самоцель, а как условие организации воспитательных отношений, играющих определяющую роль в развитии духовно-нравственных основ личности.

Сущность процесса воспитания определяется как организация совместной деятельности, позволяющей включить воспитанников в совокупность педагогически целесообразных отношений. А от­ношения человека с социальной средой признаются в качестве стержневой характеристики воспитательного процесса. Утверж­дается, что содержание проявляемых воспитанником отношений играет большую роль, как в определении сущности личности, так и в её формировании.

Отношения рассматриваются как форма проявления единства мировоззрения, эмоций и действий личности, а поведение, чувства, мотивы - как факторы, определяющие будущие отношения.

Основной характеристикой воспитанности признаётся уровень проявляемых человеком отношений к себе, другим людям, пред­метам, явлениям, фактам и событиям окружающего мира.

Наибольшую роль в формировании нравственных качеств личности играют стабилизированные отношения, которые за­крепляются в чертах характера, в тех свойствах личности, которые мы воспитываем.

Нравственные качества определяются как стабилизированные отношения, а характер человека - как система закрепившихся в нём отношений к окружающей среде.

Воспитательными определяются нравственно ценные от­ношения воспитанников, создающие благоприятные условия для развития глубинных духовно-нравственных основ личности.

Основной смысл воспитания подрастающих поколений опреде­ляется как создание таких жизненных ситуаций, которые способ­ствуют включению воспитанников в систему нравственно ценных отношений с окружающей средой, позволяющих проявиться и закрепиться лучшим чертам характера.

Наиболее глубокими и устойчивыми, часто определяющими всю жизнь человека признаются детские запечатления, поэтому большое значение придаётся сущности отношений, в которые вклю­чается ребёнок в раннем детстве. Доказывается, что запечатления детства создают фундаментальную базу человеческого «Я», откла­дывают отпечаток на духовное состояние человека в последующие периоды жизни, повторяясь в определённые возрастные периоды, но уже на качественно новом уровне развития.

Отношения включают в себя следующие компоненты: знания в определённой области, эмоции и побуждение действовать в этой системе отношений. Задача распространения знаний состоит в том, чтобы научить человека правильно понимать окружающий мир. Эмоции предполагают восприятие знания, действия, по­ступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Знания о мире и их эмоциональная оценка неизменно приводят к определённому типу поступков.

Такимобразом,любая форма педагогического взаимодействия с воспитанниками становится продуктивной в плане их воспитания, если содержит в себе возможность реализации трёх компонентов отношений: знаний о событиях и явлениях окружающего мира, переживание в связи с этим определённых эмоций и чувств и про­явление своего отношения в практическом действии.

Характерно, что определяющим в процессе воспитания являются не сами по себе условия развития, а фактическое место человека в этих условиях - то, что принято называть социальной ситуацией развития. Поэтому необходимым условием успеш­ности духовно-нравственного и гражданского становления вос­питанников по мере их роста и развития признаётся усложнение их деятельности и последовательное развитие отношений с окружающим миром, позволяющее активизировать их позицию в воспитательном процессе. Отсутствие подобной возможности из-за издержек в семейном или школьном воспитании неиз­бежно приводит к инфантильности молодёжи, вызывает потреб­ность в допинге - алкоголе, наркотиках и других психотропных средствах.

Профессиональное управление процессом воспитания опреде­ляется как управление развитием деятельности воспитанников, последовательным углублением и обогащением их отношений, социальных чувств и связей с окружающим миром.

214

з-н

Активная реализация деятельностно-отношенческого подхода в качестве инновационной теоретической основы обновляющегося процесса духовно-нравственного становления детей и молодёжи будет содействовать борьбе с распространением социальных болез­ней, профилактике асоциального поведения, общему оздоровлению воспитательного пространства детства.

Самопрезентация в дискурсе: интенциональный подход

Кубрак ТА. (г. Москва)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ - грант № 07-06-004040а

На протяжении своей жизни человек постоянно вступает в раз­личные коммуникативные отношения с другими людьми. Реализуя эти отношения, коммуниканты используют язык в прагматических целях, одной из которых является самопрезентация, осуществляю­щаяся всякий раз по-разному в зависимости от коммуникативных задач. Человек всегда определенным образом представляет себя другим, тем самым воздействуя на адресата речи. Как самопре­зентация осуществляется, каково ее место и роль в дискурсе - эти вопросы ставятся в нашем исследовании.

В нашей работе реализуются представления об интенцио-нальных основаниях вербальной коммуникации. Интенция само­презентации рассматривается как направленность субъекта на представление себя другим в ходе коммуникации.

Подходы к исследованию направленности на самопрезентацию формируются в рамках субъект - субъектной парадигмы дискур­сивного подхода в исследованиях интенциональности: представ­лении о взаимосвязи и иерархичности интенций, направленности на партнера по коммуникации как ведущей, системообразующей направленности дискурса.

С этих позиций направленность на самопрезентацию рассма­тривается как своего рода интенциональная структура, в которой направленность субъекта на себя сочетается с направленностью на другого, и обе составляющие тесно взаимосвязаны. Первая состав­ляющая обозначается как самохарактеризация: субъект говорит о себе, что, очевидно, в ряде случаев, осуществляется и без какого -либо намерения произвести конкретное впечатление и оказать воз­действие на адресата речи. Вторая составляющая - самопредъяв­ление, предусматривает именно стремление создать определенное впечатление у партнера по коммуникации и воздействовать на него. В структуре самопрезентации обе интенциональные составляющие неразрывно связаны между собой, причем, учитывая ведущую роль направленности на партнера в коммуникации, предполагается наличие иерархии. Направленность на партнера определяетинтен-циональное состояние говорящего и в известной степени подчиняет себе его направленность на собственное Я.

Исходя из представлений о самопрезентации как сложной двухкомпонентной интенциональной структуре, определяется место и роль интенции самопрезентации, ее типовые составляющие в разных коммуникативных ситуациях: политическом дискурсе, в ситуации психологического консультирования (Кубрак, 2005), в научном дискурсе.