logo
psicho T2

Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников

Муталимова A.M. (г. Махачкала)

Достаточно широко изучаемой проблемой в психологии является исследование зависимости успешности деятельности от когнитивных, мотивационных, эмоциональных процессов и свойств личности.

Складывающееся у человека отношение к своим достижени­ям (успехам и неудачам) носит устойчивый характер, формируя определенные типы атрибуции.

Каузальные атрибуции оказывают влияние на эмоциональные реакции, а также на ожидания будущих успехов, настойчивость и уровень усилий. Это было продемонстрировано в ряде работ Б. Вайнера, М. Селигмана и их коллег.

Работы Б. Вайнера способствовали пробуждению активного интереса психологов к когнициям индивида, отражающим его представления о причинах успехов и неудач, своих возможностях, а также их связи с эмоциональными состояниями и поведением, направленным на достижение цели.

В исследованиях Д. Хирото (Hiroto, 1974) было показано, что выводы, которые делает человек при столкновении с трудной ситуацией, его мысли оказывают большое влияние на его после­дующие действия, в частности, на настойчивость, активность или пассивность и беспомощность.

Атрибутивный подход к эмоциональным состояниям, предло­женный Вайнером, предполагаетанализ временной последователь­ности, в связи с которым более сложные эмоции возникают посте­пенно, и этот процесс сопровождается более тонким определением и дифференциацией аффективного опыта (Weiner, 1986).

Согласно теории Б. Вайнера, выделяют благоприятный и неблагоприятный тип атрибуции в ситуации успеха и в ситуации неудачи. Благоприятным типом атрибуции в ситуации успеха, является объяснение собственных успехов наличием у себя высоких способностей и усилий. А неблагоприятная атрибуция в ситуации успеха предполагает объяснение своих успехов везением, удачей и легкостью задачи.

Для ситуации неуспеха благоприятным типом атрибуции яв­ляется, объяснение человеком своих неудач отсутствием у него не­обходимых усилий. Неблагоприятнымтипоматрибуциивситуации неудачи является атрибутирование к отсутствию способностей.

Таким образом, мы предполагаем, что тип каузальной атри­буции (благоприятный, неблагоприятный) оказывает влияние на эмоциональный компонент учебной деятельности старшекласс­ников. Т. е. от того, какими причинными факторами учащийся объясняет свои успехи и неуспехи в учебной деятельности зависит его эмоциональное состояние и уровень тревожности, связанные с учебной деятельностью.

Исследование проводилось среди 225 учащихся старших клас­сов г. Махачкалы, Каспийска, Буйнакска Республики Дагестан.

Для измерения типа атрибуции учащихся нами был использо­ван модифицированный вариант методики Бугенталя - Уейлена -Ханекера (модификация И.И. Ильясова, М.М. Далгатова), который предназначен для измерения типов атрибуции в соответствии с теорией атрибуции Б. Вайнера.

Диагностика уровня тревожности учащихся старших классов проводилась с помощью «Шкалы личностной тревожности» для учащихся 10-16 лет, разработанной A.M. Прихожан. Наибольший интерес для нас представляло изучение шкал общей тревожности, школьной и самооценочной тревожности.

Анализ средних значений показывает, что испытуемые с благо­приятной атрибуцией в ситуации успеха отличаются относительно низким уровнем общей, школьной и самооценочной тревожности. Испытуемым же с неблагоприятным типом атрибуции характерен относительно высокий уровень показателей тревожности.

В ситуации неуспеха средние показатели уровней тревожности у испытуемых с благоприятный и неблагоприятной атрибуцией существенно не отличаются, за исключением показателей школьной тревожности. Т. е. в ситуации неуспеха эмоциональная напряжён­ность проявляется как у учащихся с благоприятным, так и с неблаго­приятным типом атрибуции.

По результатам дисперсионного анализа влияния атрибуции успеха и неуспеха на тревожность старшеклассников была обнару­жена зависимость уровней тревожности старшеклассников оттипов атрибуции в ситуации успеха на допустимом уровне статистической значимости (общая тревожность р=0,001; школьная тревожность р=0,000; самооценочная тревожность р= 0,003). В ситуации неуспеха статистически значимая зависимость была обнаружена только по шкале школьной тревожности (р=0,036).

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования, мы подтвердили наличие влияния типов каузальной атрибуции на характер и уровень тревожности учащихся старших классов.

Нейропсихологические предпосылки биологического интеллекта

Мышкин И.Ю., Майоров В.В. (г. Ярославль)

Материальную базу биологического интеллекта составляют ин­дивидуальные физиологические, нейрофизиологические, биохимиче­ские и гормональные процессы, являющиеся основой осмысленного поведения. Структурную основу составляет кора и обслуживающие ее мозговые образования. В природе этих компонентов важную роль играет генетический фактор. В настоящее время перспективным для оценки, принимая терминологию Айзенка, биологического интеллек­та являются регистрация биоэлектрических показателей деятель­ности мозга в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов. Логику этих исследований сформулируем в основных направлениях оценки и использования электрофизиологических показателей. Во-первых, учитывая данные психологических исследо­ваний о связи скорости реагирования (ВР) с показателями интеллекта (IQ), информативным показателем будет частота и спектральный состав доминирующего ритма (альфа-ритма). Факт связи частоты альфа-ритма и времени реакции был исследован в наших работах и работах наших коллег. Во-вторых, ранее нами была выявлена связь объема кратковременной памяти с разнообразием колебаний ЭЭГ. Существенным недостатком в использовании электрографических

350

з-н

показателей является в большинстве случаев недостаточность или недостоверность количественных характеристик ЭЭГ. Примененный нами метод расчета корреляционной размерности ЭЭГ позволяет по­лучить количественныехарактеристики разнообразия электрической активности мозга. Величина корреляционной размерности (CD), с одной стороны, является объективным показателем информаци­онной емкости мозга, так как отражает объем оперативной памяти, что было показано нами ранее, с другой стороны - характеризует нейродинамику мозга. Метод корреляционной размерности в от­личие от частотных методов анализа, не предполагая стационарности и периодичности ЭЭГ, может служить показателем количественной оценки степени разнообразия биоэлектрической активности мозга. В норме, для сложных биологических систем характерно наличие неко­торой хаотической компоненты, т. е. показатель степени хаотичности динамики параметра, описывающего систему, должен быть отличен от нуля. Однако, это не значит, что «чем больше хаотичность, тем лучше». Очевидно, что показатель степени хаотичности при нормаль­ном функционировании системы может принимать любые значения внутри некоторого диапазона, характерного для данной системы. Отклонение этого показателя в любую сторону неблагоприятно для системы: чрезмерное уменьшение приводит к потере способности к адаптации, а увеличение - к потере системообразующего фактора, то есть система престает «осознавать» себя, а значит и функциони­ровать, как единое целое.

Воспользовавшись этим методом, мы использовали величину корреляционной размерности как показатель разнообразия частот­ных характеристик ЭЭГ. В качестве рабочей гипотезы мы приняли положение о том, что разнообразие периодических электрических процессов мозга определяет продуктивность и успешность ког­нитивной деятельности. Для оценки когнитивных способностей испытуемых использовали компьютерные варианты теста интел­лектуального потенциала Амтхауэра, определение времени простой сенсомоторной реакции и реакции двухальтернативного выбора, объема кратковременной памяти. Проведенные исследования под­твердили первоначальную гипотезу о том, что разнообразие перио­дических электрических характеристик мозга отражает особенности когнитивных процессов личности, в частности, информационные и скоростныехарактеристики деятельности. Об этом свидетельствует также наличие связи величины CD с интегральным показателем когнитивных процессов, рассчитанным по тесту Амтхауэра - по­казателем интеллекта IQ. Обнаружена положительная связь между показателями разнообразия электрической активности мозга и величиной IQ, характеризующей уровень интеллекта. Величина связи показателей интеллекта с разнообразием электрических периодических процессов мозга возрастает в тех областях, кото­рые активированы в состоянии покоя. Можно предположить, что разнообразием электрических периодических процессов мозга определяется уровень развития биологического интеллекта, как одной из характеристик индивидуального психофизиологического портрета человека.