logo
psicho T2

Одаренной молодежи

Кулагина Л.И. (г. Екатеринбург)

Мотивация деятельности является ведущим фактором регуля­ции активности личности, ее поведения. В литературе по-разному рассматривается влияние субъективных и объективных факторов, необходимых и достаточных условий, с определенной долей вероят­ности определяющих процесс самореализации личности. Нас инте­ресует соотношение этих факторов, так как оно позволяет задавать различные условия их взаимовлияния на поведение человека.

Под субъективными факторами мы понимаем факторы, характеризующие личность, а под объективными - те, которые характеризуют условия социализации личности. Иначе говоря, это соотношение «индивид-среда». Определяющим субъективным фактором самореализации личности, на наш взгляд, является «Я-концепция» индивида. Структурно «Я-концепцию» можно пред­ставить как единство когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих.

Нас интересует не просто «Я-концепция», как субъективность индивида, а соотношение этого фактора с объективными факторами. Именно эта составляющая напрямую связана с социальным окру­жением, а, следовательно, с процессом самореализации личности. Можно выделить три основных момента в самооценке, которые напрямую связаны с объективными факторами.

Сопоставление образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» яв­ляется важной составляющей психического здоровья человека. Отметим, что многие авторы психическое здоровье считают одним из важных составляющих нашего успеха в жизни.

Интериоризация социальных реакций на данного индивида. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оце­нивают другие. Таким образом, ситуацию успеха в самореализации в определенном смысле задают оценки значимых для нас людей. Если в детстве это родители, то у взрослого человека - это семья, коллеги по работе, другие авторитетные люди.

Человек склонен оценивать успешность своих действий в проявлении своей идентичности. Человек испытывает позитивные чувства, когда хорошо делает избранное дело. Тогда он всегда успех будет идентифицировать с деятельностью и своими результатами в этой деятельности.

С определенной долей вероятности можно говорить о следую­щих соотношениях. Субъективность «Я-концепции» и самооценки, как ее составляющей, всегда взаимосвязана с наличием значимых других, их одобрением, признанием. Так как «Я-концепция» опи­рается на соотношение образов «Я-реальный» и «Я-идеальный», то для нас имеет значение, как человек сам оценивает свои реальные возможности. В процессе такого оценивания образ «Я-идеальный» тождественен образу «Я-успешный». Ответственность личности за свои достижения, самомотивация на успех и достижения, т. е. на самореализацию, связана непосредственно с теми областями жиз­ненного плана, которые на данный момент в обществе считаются значимыми. Сегодня для человека значимы такие сферы, как ра­бота, семья, физическое и психологическое состояния, социальные отношения. Следовательно, для нас имеет значение способность личности к целеполаганию, мотивации себя как на успех и само­реализацию, так и ответственность за свои достижения и неудачи в этих сферах своей жизни.

Для подтверждения наших предположений был проведен опрос учащихся 9-10 классов образовательных учреждений Свердловской области - участников третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников. Было опрошено 683 человека. Первоначально нас интересовало, какие субъективные и объективные факторы являются наиболее значимыми для респон­дентов. Вопроснике было предложено следующее задание: В Вашей жизни Вы переживали ситуации, в которых Вы были успешны или неуспешны. Прочтите внимательно следующие условия, влияющие на успех или неудачу, и отметьте наиболее значимые для Вас: вы­сокая самооценка, тревожность, кризис в жизни, самомотивация, некомпетентность, ответственность, критика, отсутствие признания, признание, оптимизм, цель, низкая самооценка, одобрение, про­фессионализм.

Независимо от степени значимости, все респонденты отметили следующие факторы: высокая самооценка, низкая самооценка, ответственность, тревожность, признание, отсутствие признания. По степени значимости опрошенные расположили факторы сле­дующим образом:

Итак, наше предположение о значимости перечисленных фак­торов для интеллектуально одаренной молодежи подтверждается их ответами.

218

з-н

Наиболее значимыми субъективными и объективными факторами, влияющими на достижение успеха или неудачи, явля­ются следующие: самооценка, ответственность (экстернальность-интернальность), признание, либо его отсутствие. Достижения во всех областях жизненной программы личности напрямую зависят от сочетания таких факторов, как ответственность за достижения, личная тревожность, уровень мотивации достижений.

На основе полученных результатов можно предположить, что в зависимости от соотношения субъективных и объективных факторов старшеклассники проявляют себя по-разному. Одни ори­ентируются на успех и используют максимально эффективно для себя соотношение своих способностей и благоприятной ситуации. Другие не надеются на себя, а ориентируются на ситуацию везения. Они менее всего способны к достижениям. Третьи постоянно раз­решают противоречие между этими факторами.