Р. Быкова «Чучело»)
Маркина О. С. (г. Москва)
В докладе рассматривается подход, связанный с возможностью использования художественного кинематографа для изучения особенностей художественного восприятия в подростковом возрасте. При этом художественный фильм, используемый в качестве экспозиционного материала, позволяет раскрыть перед зрителями пространство множественных жизненных проблем, трудностей и моральных дилемм, с которыми приходится сталкиваться подростку в процессе становления собственной идентичности.
Специальный интерес для исследования особенностей понимания проблематики художественного фильма представляет подростковая зрительская аудитория, поскольку личностное самоопределение является основным психологическим новообразованием данного возраста. В процессе становления индивидуального и социального самосознания подростком решаются многие моральные дилеммы, определяющие драму («кризис» по Э. Эриксону) становления идентичности. Одним из наиболее распространенных конфликтов, возникающих в этом возрасте, становится конфликт между собственной точкой зрения и мнением сверстников.
В качестве экспозиционного материала был выбран фильм Р. Быкова «Чучело». Выбор данного художественного фильма обусловлен выраженностью в нем морально-этического конфликта, а также ориентацией на подростковый возраст. Герои фильма -подростки 12-13 лет, объединяются против своей одноклассницы, которую они считают предателем. Картина рассказывает о тех испытаниях, которые пришлось пройти главной героине, чтобы отстоять свою нравственную позицию и обрести индивидуальность. Дилемма выбора между собственным мнением и нормами группы сверстников, затронутая в фильме, открывает перед зрителем пространство множественных морально-этических конфликтов, с которыми сталкивается подросток в реальной жизни.
При построении исследовательской процедуры на предварительном этапе был проведен структурный анализ фильма. В качестве основной единицы анализа выделялся сюжетный ход киноповествования, который и определял соответствующий эпизод. В результате проведенного анализа нами было выделено 57 эпизодов художественного фильма. При разработке методики эксперимента особое значение уделялось психологическому анализу выделенных эпизодов. Исследовательская программа, направленная на изучение художественного восприятия фильма, состояла из двух этапов. Первый этап исследовательской процедуры представлял психологический анализ многослойной структуры художественного фильма, раскрывающей пространство основных конфликтных напряжений.
Второй этап был направлен на создание экспериментальной методики, позволяющей исследовать особенности художественного восприятия фильма, понимание его центральной идеи, раскрываемой в ряде эпизодов и тех переживаний, которые рождаются у зрителя при их просмотре.
Следует отметить, что эпизоды, называемые респондентами в качестве ключевых, могут соответствовать разным тематическим
329
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
уровням киноповествования («первая любовь», «предательство», «товарищеская верность», «атмосфера города» и др.). Тем самым, полученные данные дают возможность проанализировать наиболее актуальную для подросткового возраста проблематику, затронутую в художественном фильме. Отдельные вопросы методики посвящены выявлению социокультурной дистанции, при восприятии художественного фильма и наличию у испытуемых личного опыта переживания проблемных ситуаций сходных с теми, что происходят с героями просмотренного фильма. Экспериментальная процедура также позволяет выявить более глубокую степень понимания художественного фильма, обозначить те мотивы, которые стоят за действиями главных персонажей и моральные основания, которыми мог руководствоваться герой при совершении определенного действия. Включенная в исследовательскую программу методика личностного семантического дифференциала, позволяет оценить степень выраженности той или иной личностной черты у разных персонажей фильма. В качестве объектов оценивания выступали 10 персонажей художественного фильма. По аналогичным биполярным шкалам испытуемым предлагалось оценить себя самого, свой идеал и того человека, который им явно не приятен.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют выявить семантическое пространство восприятия подростками личностных особенностей главных киноперсонажей, выделить обобщенные категории сознания зрителей, через призму которых происходит восприятие и оценка персонажей, а также проследить особенности идентификации зрителей с персонажами просмотренного фильма.
Формирование коммуникативной сферы личности первокурсника
Марков А.С., Новикова НА. (г. Коломна)
Вопросы профессиональной подготовки будущих офицеров командно-инженерного профиля являются актуальными для профессорско-преподавательского состава высшей военной школы.
Проведенные нами психолого-педагогические исследования формирования профессионализма офицера-артиллериста позволили сделать выводы, что основные трудности адаптации первокурсников лежат в коммуникативной сфере.
Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной сферы должно проходить по трем векторам: курсант - курсант, курсант - преподаватель, курсант - офицер (командир-воспитатель). Причем профессионализм общения по вектору курсант - курсант надо формировать на трех уровнях. Один уровень общения, когда курсанты в равных должностях, т. е. оба рядовые, либо оба командиры отделений, либо оба заместители командира учебного взвода. Другой уровень общения складывается,
когда надо командовать сверстником, другом, земляком. Или наоборот служба, требует подчиняться ровеснику, который хуже тебя учится или не так быстро бегает кросс. Без умелой помощи педагогов и психологов в юношеских коллективах могут возникать серьезные конфликты.
Недостатки в коммуникативной сфере личности курсанта беспокоят командование военного вуза, так как они приводят к снижению академической успеваемости, увеличению дисциплинарных проступков, эмоциональному дискомфорту отдельных военнослужащих и воинских коллективов в целом.
Если трудности общения лежат в плоскости курсант- курсант, то это приводит к большому напряжению в эмоциональном плане. Курсант постоянно находится в подавленном состоянии. В силу специфики армейской службы он не может использовать такие механизмы защиты, как уединение, уход в творческую сферу искусства или спорта. Он каждый день, каждый час вынужден общаться со своим обидчиком. Такое положение сразу же сказывается на результатах учебы - нет взаимопомощи, на результатах профессиональной деятельности - нет слаженности в боевом расчете, группе, команде.
Если трудности общения лежат в плоскости курсант - преподаватель, то учеба идет с очень большими перегрузками эмоциональной и когнитивной сфер. Курсант считает, что преподаватель к нему не справедлив, излишне требователен. Любое замечание и даже подсказка преподавателя воспринимаются как обида и оскорбление, вызывают протестное поведение и большие проблемы с запоминанием и усвоением учебного материала.
Трудности общения в плоскости курсант - командир-воспитатель приводят к сомнению в правильности профессионального выбора, подталкивают иногда курсанта оставить военный вуз, чтобы не общаться с такими командирами. Совершенно справедливые требования такого командира могут приводить к желанию поступить наоборот, пусть неправильно, но назло своему обидчику.
Таким образом, формирование коммуникативной сферы личности курсанта носит определяющий характер в подготовке будущего офицера в высшей военной школе.
Первая диагностика состояния коммуникативной сферы проводится входе профотбора при поступлении. Существует Руководство по работе группы профессионального психологического отбора, где четко прописаны норма, отклонения и допуски в общительности, контактности, доступности, уверенности общения, отсутствие скованности, доброжелательности и т. п., которые определяются по результатам тестирования, наблюдения и личного собеседования с абитуриентом.
Успешность формирования коммуникативной сферы в ходе обучения определяется по результатам социометрии, карточке поощрений и взысканий и отзывам командиров (экспертная оценка - служебная характеристика), а также по результатам учебы (успеваемость) и отзывам преподавателей (экспертная оценка -личностная характеристика).
Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной сферы проводится на каждом учебном занятии, для чего педагогом совместно с командирами и психологами определяются не только учебные, но и воспитательные цели, предусматривающие формированиевходе каждого конкретного занятия определенных заранее заданных коммуникативных качеств.
330
з-н
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.