logo
psicho T2

Р. Быкова «Чучело»)

Маркина О. С. (г. Москва)

В докладе рассматривается подход, связанный с возможностью использования художественного кинематографа для изучения особенностей художественного восприятия в подростковом воз­расте. При этом художественный фильм, используемый в качестве экспозиционного материала, позволяет раскрыть перед зрителями пространство множественных жизненных проблем, трудностей и моральных дилемм, с которыми приходится сталкиваться подростку в процессе становления собственной идентичности.

Специальный интерес для исследования особенностей по­нимания проблематики художественного фильма представляет подростковая зрительская аудитория, поскольку личностное са­моопределение является основным психологическим новообразо­ванием данного возраста. В процессе становления индивидуального и социального самосознания подростком решаются многие мораль­ные дилеммы, определяющие драму («кризис» по Э. Эриксону) становления идентичности. Одним из наиболее распространенных конфликтов, возникающих в этом возрасте, становится конфликт между собственной точкой зрения и мнением сверстников.

В качестве экспозиционного материала был выбран фильм Р. Быкова «Чучело». Выбор данного художественного фильма обу­словлен выраженностью в нем морально-этического конфликта, а также ориентацией на подростковый возраст. Герои фильма -подростки 12-13 лет, объединяются против своей одноклассницы, которую они считают предателем. Картина рассказывает о тех испытаниях, которые пришлось пройти главной героине, чтобы отстоять свою нравственную позицию и обрести индивидуальность. Дилемма выбора между собственным мнением и нормами группы сверстников, затронутая в фильме, открывает перед зрителем пространство множественных морально-этических конфликтов, с которыми сталкивается подросток в реальной жизни.

При построении исследовательской процедуры на пред­варительном этапе был проведен структурный анализ фильма. В качестве основной единицы анализа выделялся сюжетный ход киноповествования, который и определял соответствующий эпизод. В результате проведенного анализа нами было выделено 57 эпизодов художественного фильма. При разработке методики эксперимента особое значение уделялось психологическому анализу выделенных эпизодов. Исследовательская программа, направленная на изучение художественного восприятия фильма, состояла из двух этапов. Первый этап исследовательской процедуры представлял психологический анализ многослойной структуры художественного фильма, раскрывающей пространство основных конфликтных напряжений.

Второй этап был направлен на создание экспериментальной методики, позволяющей исследовать особенности художественного восприятия фильма, понимание его центральной идеи, раскры­ваемой в ряде эпизодов и тех переживаний, которые рождаются у зрителя при их просмотре.

Следует отметить, что эпизоды, называемые респондентами в качестве ключевых, могут соответствовать разным тематическим

329

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

уровням киноповествования («первая любовь», «предательство», «товарищеская верность», «атмосфера города» и др.). Тем самым, полученные данные дают возможность проанализировать наи­более актуальную для подросткового возраста проблематику, затронутую в художественном фильме. Отдельные вопросы ме­тодики посвящены выявлению социокультурной дистанции, при восприятии художественного фильма и наличию у испытуемых личного опыта переживания проблемных ситуаций сходных с теми, что происходят с героями просмотренного фильма. Экс­периментальная процедура также позволяет выявить более глу­бокую степень понимания художественного фильма, обозначить те мотивы, которые стоят за действиями главных персонажей и моральные основания, которыми мог руководствоваться герой при совершении определенного действия. Включенная в иссле­довательскую программу методика личностного семантического дифференциала, позволяет оценить степень выраженности той или иной личностной черты у разных персонажей фильма. В качестве объектов оценивания выступали 10 персонажей ху­дожественного фильма. По аналогичным биполярным шкалам испытуемым предлагалось оценить себя самого, свой идеал и того человека, который им явно не приятен.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позволяют выявить семантическое пространство восприятия подростками личностных особенностей главных киноперсонажей, выделить обобщенные категории сознания зрителей, через при­зму которых происходит восприятие и оценка персонажей, а также проследить особенности идентификации зрителей с персонажами просмотренного фильма.

Формирование коммуникативной сферы личности первокурсника

Марков А.С., Новикова НА. (г. Коломна)

Вопросы профессиональной подготовки будущих офицеров командно-инженерного профиля являются актуальными для профессорско-преподавательского состава высшей военной шко­лы.

Проведенные нами психолого-педагогические исследования формирования профессионализма офицера-артиллериста позво­лили сделать выводы, что основные трудности адаптации перво­курсников лежат в коммуникативной сфере.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной сферы должно проходить по трем векторам: курсант - курсант, курсант - преподаватель, курсант - офицер (командир-воспитатель). Причем профессионализм общения по вектору курсант - курсант надо формировать на трех уровнях. Один уровень общения, когда курсанты в равных должностях, т. е. оба рядовые, либо оба командиры отделений, либо оба заместители командира учебного взвода. Другой уровень общения складывается,

когда надо командовать сверстником, другом, земляком. Или наоборот служба, требует подчиняться ровеснику, который хуже тебя учится или не так быстро бегает кросс. Без умелой помощи педагогов и психологов в юношеских коллективах могут возникать серьезные конфликты.

Недостатки в коммуникативной сфере личности курсанта беспокоят командование военного вуза, так как они приводят к снижению академической успеваемости, увеличению дисципли­нарных проступков, эмоциональному дискомфорту отдельных военнослужащих и воинских коллективов в целом.

Если трудности общения лежат в плоскости курсант- курсант, то это приводит к большому напряжению в эмоциональном плане. Курсант постоянно находится в подавленном состоянии. В силу специфики армейской службы он не может использовать такие механизмы защиты, как уединение, уход в творческую сферу искус­ства или спорта. Он каждый день, каждый час вынужден общаться со своим обидчиком. Такое положение сразу же сказывается на результатах учебы - нет взаимопомощи, на результатах профес­сиональной деятельности - нет слаженности в боевом расчете, группе, команде.

Если трудности общения лежат в плоскости курсант - препо­даватель, то учеба идет с очень большими перегрузками эмоцио­нальной и когнитивной сфер. Курсант считает, что преподаватель к нему не справедлив, излишне требователен. Любое замечание и даже подсказка преподавателя воспринимаются как обида и оскорбление, вызывают протестное поведение и большие проблемы с запоминанием и усвоением учебного материала.

Трудности общения в плоскости курсант - командир-воспитатель приводят к сомнению в правильности профессио­нального выбора, подталкивают иногда курсанта оставить военный вуз, чтобы не общаться с такими командирами. Совершенно справедливые требования такого командира могут приводить к желанию поступить наоборот, пусть неправильно, но назло своему обидчику.

Таким образом, формирование коммуникативной сферы личности курсанта носит определяющий характер в подготовке будущего офицера в высшей военной школе.

Первая диагностика состояния коммуникативной сферы прово­дится входе профотбора при поступлении. Существует Руководство по работе группы профессионального психологического отбора, где четко прописаны норма, отклонения и допуски в общительности, контактности, доступности, уверенности общения, отсутствие ско­ванности, доброжелательности и т. п., которые определяются по результатам тестирования, наблюдения и личного собеседования с абитуриентом.

Успешность формирования коммуникативной сферы в ходе обучения определяется по результатам социометрии, карточке поощрений и взысканий и отзывам командиров (экспертная оценка - служебная характеристика), а также по результатам учебы (успеваемость) и отзывам преподавателей (экспертная оценка -личностная характеристика).

Психолого-педагогическое сопровождение формирования коммуникативной сферы проводится на каждом учебном занятии, для чего педагогом совместно с командирами и психологами определяются не только учебные, но и воспитательные цели, пред­усматривающие формированиевходе каждого конкретного занятия определенных заранее заданных коммуникативных качеств.

330

з-н