logo
psicho T2

Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента

Морозов А. В., Порядина В. А. (г. Москва)

По нашему мнению, социальный интеллект не может сфор­мироваться без активного взаимодействия с социальной средой, без межличностного общения. Крайней степенью недоразвития социального интеллекта можно считать аутизм.

Критерием развития интеллекта является мобильность (гиб­кость, пластичность) индивидуального поведения. Если ребенок развивается в благоприятных семейных и социокультурных усло­виях, то такой опыт накапливается у него естественным путем, в ре­зультате чего возможна эффективная адаптация к социуму. Этотопыт проявляется в способности сохранять личностную идентичность, в разнообразии стратегий поведения, в оценках происходящего и т. д. Если же развитие ребенка происходит в условиях культурной депривации,то необходимый опыту него не формируется и ребенок взаимодействует с миром по формуле «одно воздействие - одна реакция». В результате снижаются учебные успехи, нарастают личностные и социально-психологические конфликты.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:

юноши демонстрируют более высокий уровень социальной зрелости, чем девушки, среди них больше лиц с уровнем социальной зрелости «взрослый» и «юноша», а большинство девушек в этом возрасте находятся на стадии социализации, обозначенной R И. Мокшанцевым как «малыш». Более высоко­му уровню социальной зрелости (независимо от тендера) соот­ветствует использование настоящего времени в описании своей жизни, что можно выразить во фразе: «Я живу уже сейчас», а «малыши» жить только собираются, в данное время готовясь к «настоящей» взрослой жизни; уровень развития социального интеллекта показал по­ложительную корреляцию с уровнем социальной зрелости «взрослый» (г = 0,3866, р = 0,01). Следовательно, чем более «взрослым» является человек, тем выше его социальный интеллект;

процесс социализации в детстве и юности оказывает влияние на уровень развития социального интеллекта в период средней зрелости.

Следовательно, чем больше у человека социальных контактов, начиная с раннего детства, тем активнее развивается его социаль­ный интеллект. Таким образом, необходимым условием для начала развития социального интеллекта являются ситуации межличност­ного взаимодействия с ровесниками, активное вовлечение ребенка в выполнение домашней работы, игровая деятельность. В результате ребенок приобретает бесценный опыт общения и поведения, что постепенно выкристаллизовывается в социальный интеллект, по­нимаемый нами как глобальная интеллектуальная способность к пониманию поведения другихлюдей и выстраивание собственной, адекватной наличной ситуации, линии поведения.