Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
Макаров О. Г. (г. Хабаровск)
Внутренняя противоречивость профессии и профессиональной деятельности практического психолога, детерминируемая субъектным характером предмета, объекта профессиональной деятельности, внутренним характером средств и результатов труда определяет характер внутриличностных конфликтов, связанных с профессиональной деятельностью практического психолога.
В качестве объективных детерминант внутриличностной конфликтности в профессиональной деятельности практического психолога выступают: специфика психологических знаний (высокая степень дифференцированное™, гетерогенность, непарадигмальность, направленность на личность человека); полифункциональность профессионального труда; недостаточная регламентированность социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы профессиональной деятельности; высокая вариативность условий выполнения профессиональных обязанностей; конгруэнтность выдвигаемых профессиональных целей индивидуальным возможностям, потребностям и действиям практического психолога; высокий уровень творчества в целеполагании, выборе и анализе предмета, объекта, средств и методов профессиональной деятельности; отсутствие четких критериев оценки эффективности деятельности практического психолога; нереалистичность социальных ожиданий в отношении возможностей практического психолога (мифологизированность представлений о профессии психолога в обыденном сознании); неудовлетворенность уровнем заработной платы, материально-техническим и методическим обеспечением профессиональной деятельности.
В качестве субъективных детерминант внутриличностной конфликтности в профессиональной деятельности практического психолога выступают: высокая личностная включенность
в профессиональную деятельность как базовая ценность; высокий уровень профессиональной идентификации (двойная идентификация- идентификация себя в рамках профессии, и самоопределение своей профессии в рамках культуры); высокая и стабильная самооценка и готовность к рефлексии своего труда как личностные особенности и как инструменты профессиональной деятельности.
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента, особенности возникновения, проявления и стратегий преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности практических психологов с разным уровнем профессиональной успешности позволяют сделать следующие выводы.
При равной степени проявления внутриличностных конфликтов успешные психологи характеризуются большей степеньюрассогласованности представлений о себе как профессионалеи идеальном психологе, в то время как неуспешные демонстрирует более высокий уровень диссоциации жизненных ипрофессиональных ценностей и неудовлетворенности профессиональной деятельностью.
Ярко выраженная личностная включенность в профессиональную деятельность, постоянная рефлексия своейпрофессиональной деятельности, двойная идентификациясебя как профессионала и профессии в рамках культуры,поиск основных жизненных и профессиональных смысловв процессе становления профессионального самосознания,профессиональной идентичности, и в целом, личностнойзрелости как основы личности психолога-профессионалаприводят к доминированию мотивационно-смысловоготипа конфликта в структуре внутриличностной конфликтности практических психологов не зависимо от уровня ихпрофессиональной успешности.
Актуальным для успешных и неуспешных психологов является конфликт профессиональной карьеры, который занимаетодно из ведущих мест в структуре мотивационно-смысловоготипа конфликтов и связан с организационно-правовымипрепятствиями, блокирующими реализацию практическимипсихологами потребности в социальных достижениях.
Наибольшую степень выраженности в профессиональномпространстве успешного психолога имеет конфликт жизненных и профессиональных смыслов, который являетсяодним из основных видов мотивационно-смыслового типаВПК и свидетельствует о высоком уровне профессиональнойрефлексии успешных психологов, связанной с активнымпоиском новых смыслов профессиональной деятельности истремлением их гармонизации с основными жизненнымисмыслами.
Наиболее значимую связь внутриличностные конфликтыобнаруживают с направленностью деятельности, котораяпроявляется в профессиональной позиции практическогопсихолога: прогностической, управленческой, исполнительской. Прогностическая позиция, доминирующая впрофессиональной деятельности успешного психолога,связана со средним уровнем внутриличностной конфликтности и конструктивными способами их преодоления(интропунитивными реакциями с фиксацией на решениепроблемы, стратегиями сотрудничества и уверенности врешении проблем). Управленческая позиция связана свысоким уровнем внутриличностной конфликтности. При
284
з-н
этом успешные психологи используют конструктивные способы их преодоления. Исполнительская позиция, доминирующая в профессиональной деятельности неуспешного психолога, связана с высоким уровнем внутриличностной конфликтности и деструктивными способами их преодоления (экстрапунитивными реакциями, фиксацией на препятствиях, стратегии конкуренции или уклонения от решения проблем).
Консультирование в психотерапевтической практике
Макарова Г. А. (г. Москва)
Консультирование - процесс обучения, в котором консультант и клиент, будь то человек, семья группа или организация, связаны контрактом, заключенным для достижения определенных социальных, культурных, экономических или эмоциональных результатов.
Контракт- четко выраженная двусторонняя приверженность строго определенному плану действия.
Современный мир часто бросает вызов человеку, требует гибкости в приспособлении и адаптации к новым условиям. Психотерапия занимается выработкой адаптационных механизмов и действий «постфактум». Консультирование направлено на профилактику и повышение устойчивости клиента к стрессам, а также на обучение новым навыкам, позволяющим использовать перемены во благо. В нашей психотерапевтической практике количество клиентов, предпочитающих контракт на консультирование постоянно увеличивается.
Клиенты, заключающие контракт на консультирование, имеют ряд особенностей. Они не нуждаются в пассивной адаптации. Настоящее и будущее их интересует больше, чем прошлое. Они предпочитают заниматься улучшением качества жизни, используя здоровые ресурсы личности. Предпочитают множество гипотез о ситуации и конфронтируют клинические (медицинские) модели. Для таких клиентов перемены - энергия созидания. Они «видят» и активно используют новые возможности для внутренних и внешних изменений. Запрос к специалисту часто касается знаний и технологий, которые они сразу активно используют.
Еще одна яркая тенденция в практике. Количество клиентов в возрасте 18-45 лет, боящихся, что «ничего так и не добьются в жизни», увеличилось вдвое. Если еще пять лет назад поиск высокооплачиваемой работы, высокий социальный статус, материальная стабильность и семейное благополучие были приоритетными в выборе цели консультирования, то сейчас клиенты предпочитают искать «смысл жизни». Потребность в самоактуализации и поиск смыслов вынуждает их искать ответы в различных областях знаний - традиционных религиях, изотерике, духовных практиках.
По-видимому, к этой же категории клиентов можно отнести и людей, которые готовы отказаться от стабильных и долговременных отношений, когда в них нет жизни, интереса и перспектив. Коли-
чество людей в возрасте 45-60 лет, проживших в браке больше двадцати лет, и выбравших развод, увеличилось вдвое. Сотрудники, проработавшие в стабильных компаниях на высокооплачиваемых должностях, но не имеющие перспектив, сегодня готовы получать меньше ради большей удовлетворенности жизнью. Люди все чаще задумываются о своей жизни и традиционные ценности «качества» и «смыла жизни» меняются. Запрос на экзистенциальное консультирование очевиден.
Итак, современные клиенты - вызов психотерапевтам и консультантам. Они вынуждают не стоять на месте, меняться и делать выборы, создавать новые области психологической практики. Клиенты предъявляют нам богатейший выбор направлений, которые ещё вчера не существовали. Границы между традиционными формами психологической помощи стираются, мир предъявляет нам новые задачи.
Взаимодействие схем и фона как основа для самообучения и саморазвития
Макарова Е. А. (г. Таганрог)
Важнейшей особенностью современного российского общества на современном этапе является перестройка системы образования. А качественно перестраивать что-то можно, только выдвигая качественно новые идеи. Поиск таких идей - чрезвычайно важная, первейшая задача, которая требует объединения усилий психологов, педагогов, методистов. Педагогика сотрудничества, столь популярная сегодня, состоит в решительном изменении характера взаимоотношений между познающим и инициирующим познание в реальном образовательном процессе, призывает к замене существующего, авторитарного типа отношений в процессе обучения отношениями творческого сотрудничества, взаимообогащения, к замене устаревших, «монологических», форм обучения конструктивным дискурсом. Необходим диалог в широком смысле, который может обеспечить ситуацию взаимопонимания, и уже, как следствие этого, - преодоление стереотипов мышления, устаревших представлений и, таким образом, влияет на становление личности обучаемого.
Перед современной психологией стоит проблема разработки психолого-педагогических концепций такого дискурса, что может быть достигнуто путем внедрения в обучение инновационных методов преподавания и переноса акцента с обучения на саморазвитие и самообучение. Опора на новые психолого-педагогические концепции способствует внедрению в образование новых способов организации познавательного пространства, отношений между обучаемым и обучающим. Именно в этих условиях у педагогов и психологов возникает необходимость в совместной работе
В исследовании взаимодействия схем и фона в рамках образовательного пространства, обучение интерпретируется как дискурс обучающего и обучаемого, работающих с отдельными когнитивными схемами и вступающих в личностно-смысловые отношения между собой, в результате которых и создается механизм
285
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
интроекции схем и фона. Взаимодействие схемы и фона, имеющее интра- и интерперсональный вектор, определяется личностными смыслами обучаемого. Исследование проблемы интроекции схем и фона в семиотическом пространстве объясняет, каким образом личностные смыслы влияют на процессы актуализации фоновых знаний и перехода их в общие схемы.
Категория схемы может рассматриваться в контексте различных психологических теорий, в частности культурологического подхода, в котором культура рассматривается как смысловая межличностная коммуникация, опосредованная форма смыслового общения, как способ преодоления «экзистенциального отчуждения», как диалог различных народов, эпох, цивилизаций. Культура служит основой дискурса, в результате которого формируется межкультурная коммуникация.
Познание нельзя описать как простую сумму понятий, поэтому мы описываем его как нечто целостное, как системно-сетевое образование. Сетевое мышление изменило не только наш взгляд на природу вещей, но и наш способ описания научного знания. Системно-сетевой подход- это главное методологическое направление современной науки, определяемое установкой рассматривать предмет как единое целое и предполагающее соответствующую логику познавательных процедур, в результате чего образуется целостное и многомерное восприятие реальности. Основной акцент делается на выявление многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой, пространством.
В связи с этим семиотическое пространство рассматривается не как сумма разнородных элементов, а как сеть, элементы которой имеют общий строительный материал. В рамках теории смысла объясняется интроекция схем и фона - воспринятое проникает на другой, высший уровень, где и может храниться длительное время с последующим воспроизведением, то есть, актуализацией и вытеснением на более низкий уровень. Смыслами как единицами сознания можно опосредованно управлять через включение личности в поток значимых деятельностей или в совместную мыслительную деятельность, в результате которой у участников формируются психологические новообразования, системная детерминация которых осуществляется как интеграция на личностном и индивидуально-психологическом уровне. Для этого нет лучшего места, чем образовательный процесс, изначально предполагающий направленную деятельность познания и совместную мыслительную деятельность педагога и обучаемого.
Модель интроекции рассматривается на примере обучения иностранным языкам. Обучение языку - это развитие лингвистических и коммуникативных, а также культурных компетенций. Таким образом, образовательный процесс можно представить как неоднородный контекст, более того, неоднородное семиотическое пространство, в котором моделируется интроекция схем и фона, схем как опорных точек, имеющих личностный смысл для обучаемого, и фона как культурных фоновых знаний.
Смыслообразование проявляется во всех основных компонентах обучения: методах, целях, задачах, технологиях и стратегиях. А также в организационных формах обучения. Это обеспечивает качественно новый подход к образованию, позволяющий обучаемому управлять процессом обучения с учетом личностных смыслов обучаемого. Управление происходит опосредованно, через создание ситуаций выбора, при помощи конструктивного дискурса, через актуализацию когнитивных схем, личностно значимых для
обучаемого, и перенос актуальных для обучаемого общих знаний в систему знаний фоновых.
Таким образом, можно сказать, что введение в образовательный процесс психологических инноваций позволит значительно повысить эффективность обучения и поможет перенести познавательную деятельность на качественно новый уровень.
Структура ценностно-смысловой сферы выпускников морского вуза
Максимова Т. А. (г. Владивосток)
Ценностно-смысловая сфера выпускника вуза характеризуется способностью субъекта к ценностно-смысловому самоопределению, к рефлексии способа своего существования.
Профессиональное развитие тесно связано с формированием согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентации и личностным развитием человека. Характеристиками позитивного личностного развития являются: интернальный локус контроля, высокий уровень осмысленности жизни.
Основной особенностью Морского университета является то, что курсанты проживают и обучаются в условиях особого режима: они живут в ротном помещении по распорядку дня, несут дежурно-вахтенную службу, включены в систему самообеспечения и самообслуживания в бытовой жизни.
Дисциплинарный режим необходим для усвоения курсантами определенных навыков в связи со спецификой будущей профессии: несением вахт на судне, нахождением длительное время в ограниченном пространстве, разлукой с близкими. В течение обучения в Морском университете курсанты проходят несколько плавательных практик, набирая к концу обучения 9 месяцев плавательного ценза.
Студенты Морского университета находятся в обычных для гражданских вузов условиях обучения.
Целью исследования является изучение взаимосвязи профессиональных и личностных структурных компонентов ценностно-смысловой сферы, влияния профессионального обучения на формирование смысложизненных ценностей личности выпускника.
Гипотеза исследования: структуры ценностно-смысловой сферы значимо различаются у курсантов и студентов выпускных курсов морского вуза.
Эмпирический объект исследования: курсанты Морского университета им. адм. Г. И. Невельского 159 чел. и студенты морского университета 152 чел. - 5 курс (возраст 21-22 года) Общее количество участников исследования составило 311 человек.
Предмет исследования: соотношение ценностных компонентов жизненной и профессиональной сфер выпускников морского вуза.
Были использованы следующие диагностические методики:
методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности идоступности важных жизненных сфер» (УСЦД);
личностный «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ)И.Г. Сенина;
286
з-н
тест смысложизненных ориентации (ОКО) Д.А. Леонтьева;
опросник уровня субъективного контроля (УСК) разработанЕ.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткиндом;
для выявления мотивации выбора профессии, степени удовлетворенности своей жизнью и будущей профессией и выяснениядальнейших профессиональных планов была предложенаанкета.
Исследование проводилось в период с мая 2005 по март 2007 г.
Выводы по результатам исследования.
В структурах ценностно-смысловых сфер курсантов и студентов морского вуза обнаружены значимые различия по ценностям: для курсантов более значимыми являются ценности «Любви», и «Семьи», у выборки студентов в целом выше потребность ценностей «Переживания красоты природы и искусства», «свободы» и «творчества». По методике ОТеЦ у курсантов более высокие показатели по шкале «достижений».
У курсантов более высокая осмысленность жизни, наличие определенных целей в будущем, убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать их.
По остальным показателям значимых различий между курсантами и студентами не обнаружено.
Структура иерархии ценностей в ценностно-смысловой сфере у курсантов сопровождается большим наличием положительных корреляционных связей профессиональных компонентов со смыс-ложизненными. У студентов структура иерархии ценностей, не относящихся напрямую к профессиональным, выглядит сложнее и насыщена большим количеством положительных корреляционных связей по сравнению со структурой курсантов. У курсантов наблюдается множество отрицательных корреляций ценностей «здоровье», «любовь», «друзья» «материальное благополучие» с триадой ценностей «познание», «переживание красоты природы и искусства», «творчество», что может означать большую ориентацию на «обладание», чем на личностное развитие в рамках концепции Э. Фромма «бытиё - обладание».
Для курсантов, собирающихся долго находиться в профессии, в отличие от тех, кто планирует работать недолго или сразу устроиться на берегу в иерархии ценностей выше располагается ценность здоровья. Для них характерны сформированные цели, представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, убеждение втом, что человеку дано контролировать свою жизнь, принимать решения и достигать поставленных целей. У этой выборки курсантов высокие показатели в сфере обучения и образования и духовного удовлетворения. Показатели «удовлетворенность жизнью», «удовлетворенность профессией» у этой выборки значимо выше.
Группа студентов выпускного курса, собирающаяся работать по полученной в вузе профессии по сравнению с группой студентов уже сейчас решивших работать в другой области, имеет более высокие потребности в материальном обеспечении, достаточно удовлетворена будущей профессией, и при этом ориентирована на процесс,т,е, эти студенты воспринимаютсвоюжизнь интересной,эмоционально насыщенной, наполненной смыслом.
Различия между курсантами и студентами, собирающимися работать долго: студенты настроены на процесс проживания, а курсанты на достижение цели и общую осмысленность жизни.
Социальные представления россиян о глобализации
Малоземов А. А. (г. Москва)
Следует отметить, что на сегодняшний день не существует однозначной дефиниции понятия глобализации. Зачастую она трактуется многими исследователями весьма узко и потому, наверное, достаточно однобоко, но в самом общем виде глобализация - это процесс становления единого взаимосвязанного пространства на планете, который характеризуется резким усилением интеграционных интенций фактически во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, экологии, культуре, праве и т. д.
Она - сравнительно новый феномен в истории человеческой цивилизации. По оценкам ряда ученых ему всего 20- 30 лет. Между тем изменения, которые вызваны им, становятся все более и более заметными. Глобализация, функционируя на мировом уровне, уже привела к весьма существенным трансформациям в различных сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре, религии и т. п. Глобализм - идеологическая основа гло-бализационных процессов - стал одним из наиболее популярных, в особенности на Западе. Глобализация, соответственно, в огромной степени предваряет переход мирового сообщества от стадии, характеризуемой как индустриальная, к стадии, характеризуемой как информационная. Безусловно, что процесс перехода человечества из одной фазы своего развития к другой сопровождается серьезными изменениями как в окружающей человека среде, так и внутри него: наблюдается то, что ученые склонны называть кризисом идентичностей, в первую очередь духовных и этнических, а также и то, что можно называть ценностным кризисом, когда ценности, составляющие суть новой идеологии мирового развития, пытаются вытеснить прежние ценностные ориентации из сознания людей, рождая очень и очень противоречивую картину, то есть психология людей претерпевает трансформации, природа которых подчас остается не исследованной. Подобная ситуация характерна в первую очередь для психологической науки, где исследованию и анализу вопросов, касающихся явления глобализации, уделяется очень мало внимания. Ниже представленные результаты проведенного нами эмпирического исследования призваны в определенной мере ответить на вопрос о социально-психологической сущности глобализации.
Методологическим основанием эмпирического исследования глобализации выступила концепция социальных представлений. Объектомже - молодыелюди (студенты) и лица пожилого возраста (пенсионеры). Предметом исследования явилось социальное представление о глобализации. Цель же данного исследования состояла в изучении социального представления о глобализации. Задачами его выступили следующие:
а) выявить группы респондентов позитивно и негативно оценивающих феномен глобализации;
б) выявить специфику социального представления о глобализациина социетальном уровне (общую для исследуемых групп);
в) выявить различия в структуре социального представления оглобализации на социальном уровне (в группах студентов ипенсионеров);
г) выявить различия в структуре социального представления оглобализации на социально-психологическом уровне.
287
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
Основным методом эмпирического исследования в нашей работе являлся письменный опрос. Респондентами в нашем исследовании выступили студенты в возрасте 19-23 лет в количестве 70 человек и пенсионеры в возрасте 56-80 лет в количестве 60 человек. Инструментарием обозначенного исследования явился целый ряд опросных листов.
Нами были выдвинуты следующие гипотезы:
социальное представление о глобализации на социетальномуровне отличается достаточно низким объемом информации,этически ориентированным содержанием (полем) представления;
социальное представление о глобализации на социальномуровне (в группе студентов и пенсионеров) обнаруживаетразличия в объеме информации, содержании (поле) представления и оценке;
социальное представление о глобализации на социально-психологическом уровне обнаруживает различия в объемеинформации, содержании (поле) представления и оценке.Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о
полном подтверждении гипотезы 1 (социальное представление о глобализации на социетальном уровне отличается достаточно низким объемом информации и этически ориентированным содержанием) и гипотезы 3 (социальное представление о глобализации на социально-психологическом уровне обнаруживает различия в объеме, содержании, оценке), частичном подтверждении гипотезы 2 (социальное представление о глобализации на социальном уровне обнаруживает различия в объеме информации, содержании (поле) представления и оценке).
В заключение вышеприведенного рассмотрения проблемы глобализации хотелось бы отметить особую значимость указанной проблемы для психологической науки. Последняя не может никоим образом оставаться в стороне или же в состоянии научного безразличия к тем изменениям и проявлениям, порой весьма и весьма серьезным с точки зрения их значимости для всего человечества, которые вызываются функционированием совокупности многообразных и многоуровневых процессов суть феномена глобализации.
Системообразующим фактором воспитательной работы вДон-ском государственном аграрном университете являются ценности национально-духовной культуры России, в числе которых - гуманизм, патриотизм, историческая память, национальное самосознание, интернационализм и др.
Воспитательная система университета строится таким образом, что студенты ставятся в позицию активных субъектов создания культурно-образовательного пространства вуза:
они овладевают достижениями мировой и отечественнойкультуры в процессе изучения социально-экономических дисциплин (история отечества, философия, культурология и др.);
получают профессиональное образование высокого качества;
они учатся свободно определять мировоззренческие позиции,духовные ценности и смыслы своей деятельности;
приобретают опыт реализации нравственных и гражданскихпозиций, участвуя в социально-общественных движениях иакциях;
- овладевают способами индивидуально-творческого саморазвития и самоопределения в культурной среде.Культурно-образовательное пространство университета определяется как среда, в которой создаются условия для проявленияактивной позиции студентов в разных видах деятельности, для ихличностного самоопределения и самоутверждения.
При организации воспитательной работы в университете реализуется личностный подход, чтобы актуализировать процессы саморазвития и самоопределения будущих специалистов. Проводится изучение позиций студентов в учебно-воспитательном процессе, их ценностных ориентации, что позволяет устанавливать обратную связь, своевременно оказывать помощь и поддержку, ставить новые цели и задачи.
Повышение качества образования и воспитания студентов определяется созданием условий для их активного участия в учебно-исследовательской и социально-общественной жизни вуза, для более интенсивного проживания различных социальных ролей и накопления духовно-нравственного опыта.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.