logo
psicho T2

Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога

Макаров О. Г. (г. Хабаровск)

Внутренняя противоречивость профессии и профессиональ­ной деятельности практического психолога, детерминируемая субъектным характером предмета, объекта профессиональной деятельности, внутренним характером средств и результатов труда определяет характер внутриличностных конфликтов, связанных с профессиональной деятельностью практического психолога.

В качестве объективных детерминант внутриличностной конфликтности в профессиональной деятельности практиче­ского психолога выступают: специфика психологических знаний (высокая степень дифференцированное™, гетерогенность, непарадигмальность, направленность на личность человека); полифункциональность профессионального труда; недостаточная регламентированность социально-правовой, функциональ­ной и организационно-методической базы профессиональной деятельности; высокая вариативность условий выполнения профессиональных обязанностей; конгруэнтность выдвигаемых профессиональных целей индивидуальным возможностям, потребностям и действиям практического психолога; высокий уровень творчества в целеполагании, выборе и анализе предме­та, объекта, средств и методов профессиональной деятельности; отсутствие четких критериев оценки эффективности деятель­ности практического психолога; нереалистичность социальных ожиданий в отношении возможностей практического психолога (мифологизированность представлений о профессии психолога в обыденном сознании); неудовлетворенность уровнем заработной платы, материально-техническим и методическим обеспечением профессиональной деятельности.

В качестве субъективных детерминант внутриличностной конфликтности в профессиональной деятельности практиче­ского психолога выступают: высокая личностная включенность

в профессиональную деятельность как базовая ценность; вы­сокий уровень профессиональной идентификации (двойная идентификация- идентификация себя в рамках профессии, и самоопределение своей профессии в рамках культуры); высокая и стабильная самооценка и готовность к рефлексии своего труда как личностные особенности и как инструменты профессиональной деятельности.

Выявленные в ходе констатирующего эксперимента, осо­бенности возникновения, проявления и стратегий преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности практических психологов с разным уровнем профессиональной успешности позволяют сделать следующие выводы.

  1. При равной степени проявления внутриличностных конфлик­тов успешные психологи характеризуются большей степеньюрассогласованности представлений о себе как профессионалеи идеальном психологе, в то время как неуспешные демон­стрирует более высокий уровень диссоциации жизненных ипрофессиональных ценностей и неудовлетворенности про­фессиональной деятельностью.

  2. Ярко выраженная личностная включенность в профес­сиональную деятельность, постоянная рефлексия своейпрофессиональной деятельности, двойная идентификациясебя как профессионала и профессии в рамках культуры,поиск основных жизненных и профессиональных смысловв процессе становления профессионального самосознания,профессиональной идентичности, и в целом, личностнойзрелости как основы личности психолога-профессионалаприводят к доминированию мотивационно-смысловоготипа конфликта в структуре внутриличностной конфликт­ности практических психологов не зависимо от уровня ихпрофессиональной успешности.

  3. Актуальным для успешных и неуспешных психологов являет­ся конфликт профессиональной карьеры, который занимаетодно из ведущих мест в структуре мотивационно-смысловоготипа конфликтов и связан с организационно-правовымипрепятствиями, блокирующими реализацию практическимипсихологами потребности в социальных достижениях.

  4. Наибольшую степень выраженности в профессиональномпространстве успешного психолога имеет конфликт жиз­ненных и профессиональных смыслов, который являетсяодним из основных видов мотивационно-смыслового типаВПК и свидетельствует о высоком уровне профессиональнойрефлексии успешных психологов, связанной с активнымпоиском новых смыслов профессиональной деятельности истремлением их гармонизации с основными жизненнымисмыслами.

  5. Наиболее значимую связь внутриличностные конфликтыобнаруживают с направленностью деятельности, котораяпроявляется в профессиональной позиции практическогопсихолога: прогностической, управленческой, исполни­тельской. Прогностическая позиция, доминирующая впрофессиональной деятельности успешного психолога,связана со средним уровнем внутриличностной конфликт­ности и конструктивными способами их преодоления(интропунитивными реакциями с фиксацией на решениепроблемы, стратегиями сотрудничества и уверенности врешении проблем). Управленческая позиция связана свысоким уровнем внутриличностной конфликтности. При

284

з-н

этом успешные психологи используют конструктивные способы их преодоления. Исполнительская позиция, доми­нирующая в профессиональной деятельности неуспешного психолога, связана с высоким уровнем внутриличностной конфликтности и деструктивными способами их преодо­ления (экстрапунитивными реакциями, фиксацией на препятствиях, стратегии конкуренции или уклонения от решения проблем).

Консультирование в психотерапевтической практике

Макарова Г. А. (г. Москва)

Консультирование - процесс обучения, в котором консультант и клиент, будь то человек, семья группа или организация, свя­заны контрактом, заключенным для достижения определенных социальных, культурных, экономических или эмоциональных результатов.

Контракт- четко выраженная двусторонняя приверженность строго определенному плану действия.

Современный мир часто бросает вызов человеку, требует гибкости в приспособлении и адаптации к новым условиям. Пси­хотерапия занимается выработкой адаптационных механизмов и действий «постфактум». Консультирование направлено на профи­лактику и повышение устойчивости клиента к стрессам, а также на обучение новым навыкам, позволяющим использовать перемены во благо. В нашей психотерапевтической практике количество кли­ентов, предпочитающих контракт на консультирование постоянно увеличивается.

Клиенты, заключающие контракт на консультирование, име­ют ряд особенностей. Они не нуждаются в пассивной адаптации. Настоящее и будущее их интересует больше, чем прошлое. Они предпочитают заниматься улучшением качества жизни, используя здоровые ресурсы личности. Предпочитают множество гипотез о ситуации и конфронтируют клинические (медицинские) модели. Для таких клиентов перемены - энергия созидания. Они «видят» и активно используют новые возможности для внутренних и внешних изменений. Запрос к специалисту часто касается знаний и технологий, которые они сразу активно используют.

Еще одна яркая тенденция в практике. Количество клиентов в возрасте 18-45 лет, боящихся, что «ничего так и не добьются в жизни», увеличилось вдвое. Если еще пять лет назад поиск высокооплачиваемой работы, высокий социальный статус, материальная стабильность и семейное благополучие были приоритетными в выборе цели консультирования, то сейчас клиенты предпочитают искать «смысл жизни». Потребность в самоактуализации и поиск смыслов вынуждает их искать ответы в различных областях знаний - традиционных религиях, изотерике, духовных практиках.

По-видимому, к этой же категории клиентов можно отнести и людей, которые готовы отказаться от стабильных и долговременных отношений, когда в них нет жизни, интереса и перспектив. Коли-

чество людей в возрасте 45-60 лет, проживших в браке больше двадцати лет, и выбравших развод, увеличилось вдвое. Сотрудники, проработавшие в стабильных компаниях на высокооплачиваемых должностях, но не имеющие перспектив, сегодня готовы получать меньше ради большей удовлетворенности жизнью. Люди все чаще задумываются о своей жизни и традиционные ценности «качества» и «смыла жизни» меняются. Запрос на экзистенциальное консуль­тирование очевиден.

Итак, современные клиенты - вызов психотерапевтам и кон­сультантам. Они вынуждают не стоять на месте, меняться и делать выборы, создавать новые области психологической практики. Клиенты предъявляют нам богатейший выбор направлений, кото­рые ещё вчера не существовали. Границы между традиционными формами психологической помощи стираются, мир предъявляет нам новые задачи.

Взаимодействие схем и фона как основа для самообучения и саморазвития

Макарова Е. А. (г. Таганрог)

Важнейшей особенностью современного российского обще­ства на современном этапе является перестройка системы обра­зования. А качественно перестраивать что-то можно, только вы­двигая качественно новые идеи. Поиск таких идей - чрезвычайно важная, первейшая задача, которая требует объединения усилий психологов, педагогов, методистов. Педагогика сотрудничества, столь популярная сегодня, состоит в решительном изменении характера взаимоотношений между познающим и инициирующим познание в реальном образовательном процессе, призывает к за­мене существующего, авторитарного типа отношений в процессе обучения отношениями творческого сотрудничества, взаимообо­гащения, к замене устаревших, «монологических», форм обучения конструктивным дискурсом. Необходим диалог в широком смысле, который может обеспечить ситуацию взаимопонимания, и уже, как следствие этого, - преодоление стереотипов мышления, уста­ревших представлений и, таким образом, влияет на становление личности обучаемого.

Перед современной психологией стоит проблема раз­работки психолого-педагогических концепций такого дис­курса, что может быть достигнуто путем внедрения в обучение инновационных методов преподавания и переноса акцента с обучения на саморазвитие и самообучение. Опора на новые психолого-педагогические концепции способствует внедрению в образование новых способов организации познавательного пространства, отношений между обучаемым и обучающим. Именно в этих условиях у педагогов и психологов возникает необходимость в совместной работе

В исследовании взаимодействия схем и фона в рамках об­разовательного пространства, обучение интерпретируется как дискурс обучающего и обучаемого, работающих с отдельными когнитивными схемами и вступающих в личностно-смысловые отношения между собой, в результате которых и создается механизм

285

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

интроекции схем и фона. Взаимодействие схемы и фона, имеющее интра- и интерперсональный вектор, определяется личностными смыслами обучаемого. Исследование проблемы интроекции схем и фона в семиотическом пространстве объясняет, каким образом личностные смыслы влияют на процессы актуализации фоновых знаний и перехода их в общие схемы.

Категория схемы может рассматриваться в контексте различных психологических теорий, в частности культурологического подхода, в котором культура рассматривается как смысловая межличностная коммуникация, опосредованная форма смыслового общения, как способ преодоления «экзистенциального отчуждения», как диалог различных народов, эпох, цивилизаций. Культура служит основой дискурса, в результате которого формируется межкультурная коммуникация.

Познание нельзя описать как простую сумму понятий, поэтому мы описываем его как нечто целостное, как системно-сетевое обра­зование. Сетевое мышление изменило не только наш взгляд на при­роду вещей, но и наш способ описания научного знания. Системно-сетевой подход- это главное методологическое направление современной науки, определяемое установкой рассматривать пред­мет как единое целое и предполагающее соответствующую логику познавательных процедур, в результате чего образуется целостное и многомерное восприятие реальности. Основной акцент делается на выявление многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой, пространством.

В связи с этим семиотическое пространство рассматривается не как сумма разнородных элементов, а как сеть, элементы которой имеют общий строительный материал. В рамках теории смысла объясняется интроекция схем и фона - воспринятое проникает на другой, высший уровень, где и может храниться длительное время с последующим воспроизведением, то есть, актуализацией и вытеснением на более низкий уровень. Смыслами как единица­ми сознания можно опосредованно управлять через включение личности в поток значимых деятельностей или в совместную мыслительную деятельность, в результате которой у участников формируются психологические новообразования, системная детер­минация которых осуществляется как интеграция на личностном и индивидуально-психологическом уровне. Для этого нет лучшего места, чем образовательный процесс, изначально предполагающий направленную деятельность познания и совместную мыслительную деятельность педагога и обучаемого.

Модель интроекции рассматривается на примере обучения иностранным языкам. Обучение языку - это развитие лингви­стических и коммуникативных, а также культурных компетенций. Таким образом, образовательный процесс можно представить как неоднородный контекст, более того, неоднородное семиотическое пространство, в котором моделируется интроекция схем и фона, схем как опорных точек, имеющих личностный смысл для обучае­мого, и фона как культурных фоновых знаний.

Смыслообразование проявляется во всех основных компонен­тах обучения: методах, целях, задачах, технологиях и стратегиях. А также в организационных формах обучения. Это обеспечивает качественно новый подход к образованию, позволяющий обу­чаемому управлять процессом обучения с учетом личностных смыслов обучаемого. Управление происходит опосредованно, через создание ситуаций выбора, при помощи конструктивного дискурса, через актуализацию когнитивных схем, личностно значимых для

обучаемого, и перенос актуальных для обучаемого общих знаний в систему знаний фоновых.

Таким образом, можно сказать, что введение в образователь­ный процесс психологических инноваций позволит значительно повысить эффективность обучения и поможет перенести познава­тельную деятельность на качественно новый уровень.

Структура ценностно-смысловой сферы выпускников морского вуза

Максимова Т. А. (г. Владивосток)

Ценностно-смысловая сфера выпускника вуза характеризуется способностью субъекта к ценностно-смысловому самоопределению, к рефлексии способа своего существования.

Профессиональное развитие тесно связано с формированием согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентации и личностным развитием человека. Характеристиками позитивного личностного развития являются: интернальный локус контроля, высокий уровень осмысленности жизни.

Основной особенностью Морского университета является то, что курсанты проживают и обучаются в условиях особого режима: они живут в ротном помещении по распорядку дня, несут дежурно-вахтенную службу, включены в систему самообеспечения и само­обслуживания в бытовой жизни.

Дисциплинарный режим необходим для усвоения курсантами определенных навыков в связи со спецификой будущей про­фессии: несением вахт на судне, нахождением длительное время в ограниченном пространстве, разлукой с близкими. В течение обучения в Морском университете курсанты проходят несколько плавательных практик, набирая к концу обучения 9 месяцев пла­вательного ценза.

Студенты Морского университета находятся в обычных для гражданских вузов условиях обучения.

Целью исследования является изучение взаимосвязи про­фессиональных и личностных структурных компонентов ценностно-смысловой сферы, влияния профессионального обучения на форми­рование смысложизненных ценностей личности выпускника.

Гипотеза исследования: структуры ценностно-смысловой сферы значимо различаются у курсантов и студентов выпускных курсов морского вуза.

Эмпирический объект исследования: курсанты Морского уни­верситета им. адм. Г. И. Невельского 159 чел. и студенты морского университета 152 чел. - 5 курс (возраст 21-22 года) Общее коли­чество участников исследования составило 311 человек.

Предмет исследования: соотношение ценностных компонентов жизненной и профессиональной сфер выпускников морского вуза.

Были использованы следующие диагностические методики:

286

з-н

Исследование проводилось в период с мая 2005 по март 2007 г.

Выводы по результатам исследования.

В структурах ценностно-смысловых сфер курсантов и студентов морского вуза обнаружены значимые различия по ценностям: для курсантов более значимыми являются ценности «Любви», и «Семьи», у выборки студентов в целом выше потребность ценностей «Переживания красоты природы и искусства», «свободы» и «твор­чества». По методике ОТеЦ у курсантов более высокие показатели по шкале «достижений».

У курсантов более высокая осмысленность жизни, наличие определенных целей в будущем, убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать их.

По остальным показателям значимых различий между курсан­тами и студентами не обнаружено.

Структура иерархии ценностей в ценностно-смысловой сфере у курсантов сопровождается большим наличием положительных корреляционных связей профессиональных компонентов со смыс-ложизненными. У студентов структура иерархии ценностей, не относящихся напрямую к профессиональным, выглядит сложнее и насыщена большим количеством положительных корреляци­онных связей по сравнению со структурой курсантов. У курсантов наблюдается множество отрицательных корреляций ценностей «здоровье», «любовь», «друзья» «материальное благополучие» с триадой ценностей «познание», «переживание красоты природы и искусства», «творчество», что может означать большую ори­ентацию на «обладание», чем на личностное развитие в рамках концепции Э. Фромма «бытиё - обладание».

Для курсантов, собирающихся долго находиться в профессии, в отличие от тех, кто планирует работать недолго или сразу устроиться на берегу в иерархии ценностей выше располагается ценность здо­ровья. Для них характерны сформированные цели, представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, убеждение втом, что человеку дано контролировать свою жизнь, принимать решения и достигать поставленных целей. У этой выборки курсантов высокие показатели в сфере обучения и образования и духовного удовлетворения. Показатели «удо­влетворенность жизнью», «удовлетворенность профессией» у этой выборки значимо выше.

Группа студентов выпускного курса, собирающаяся работать по полученной в вузе профессии по сравнению с группой студентов уже сейчас решивших работать в другой области, имеет более высокие потребности в материальном обеспечении, достаточно удовлетво­рена будущей профессией, и при этом ориентирована на процесс,т,е, эти студенты воспринимаютсвоюжизнь интересной,эмоционально насыщенной, наполненной смыслом.

Различия между курсантами и студентами, собирающимися работать долго: студенты настроены на процесс проживания, а курсанты на достижение цели и общую осмысленность жизни.

Социальные представления россиян о глобализации

Малоземов А. А. (г. Москва)

Следует отметить, что на сегодняшний день не существует однозначной дефиниции понятия глобализации. Зачастую она трак­туется многими исследователями весьма узко и потому, наверное, достаточно однобоко, но в самом общем виде глобализация - это процесс становления единого взаимосвязанного пространства на планете, который характеризуется резким усилением интеграци­онных интенций фактически во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, экологии, культуре, праве и т. д.

Она - сравнительно новый феномен в истории человеческой цивилизации. По оценкам ряда ученых ему всего 20- 30 лет. Между тем изменения, которые вызваны им, становятся все более и более заметными. Глобализация, функционируя на мировом уровне, уже привела к весьма существенным трансформациям в различных сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре, религии и т. п. Глобализм - идеологическая основа гло-бализационных процессов - стал одним из наиболее популярных, в особенности на Западе. Глобализация, соответственно, в огромной степени предваряет переход мирового сообщества от стадии, ха­рактеризуемой как индустриальная, к стадии, характеризуемой как информационная. Безусловно, что процесс перехода человечества из одной фазы своего развития к другой сопровождается серьезны­ми изменениями как в окружающей человека среде, так и внутри него: наблюдается то, что ученые склонны называть кризисом идентичностей, в первую очередь духовных и этнических, а также и то, что можно называть ценностным кризисом, когда ценности, составляющие суть новой идеологии мирового развития, пытаются вытеснить прежние ценностные ориентации из сознания людей, рождая очень и очень противоречивую картину, то есть психология людей претерпевает трансформации, природа которых подчас оста­ется не исследованной. Подобная ситуация характерна в первую очередь для психологической науки, где исследованию и анализу вопросов, касающихся явления глобализации, уделяется очень мало внимания. Ниже представленные результаты проведенного нами эмпирического исследования призваны в определенной мере ответить на вопрос о социально-психологической сущности глобализации.

Методологическим основанием эмпирического исследования глобализации выступила концепция социальных представлений. Объектомже - молодыелюди (студенты) и лица пожилого возраста (пенсионеры). Предметом исследования явилось социальное пред­ставление о глобализации. Цель же данного исследования состояла в изучении социального представления о глобализации. Задачами его выступили следующие:

а) выявить группы респондентов позитивно и негативно оцени­вающих феномен глобализации;

б) выявить специфику социального представления о глобализациина социетальном уровне (общую для исследуемых групп);

в) выявить различия в структуре социального представления оглобализации на социальном уровне (в группах студентов ипенсионеров);

г) выявить различия в структуре социального представления оглобализации на социально-психологическом уровне.

287

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Основным методом эмпирического исследования в нашей работе являлся письменный опрос. Респондентами в нашем иссле­довании выступили студенты в возрасте 19-23 лет в количестве 70 человек и пенсионеры в возрасте 56-80 лет в количестве 60 человек. Инструментарием обозначенного исследования явился целый ряд опросных листов.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. социальное представление о глобализации на социетальномуровне отличается достаточно низким объемом информации,этически ориентированным содержанием (полем) представ­ления;

  2. социальное представление о глобализации на социальномуровне (в группе студентов и пенсионеров) обнаруживаетразличия в объеме информации, содержании (поле) пред­ставления и оценке;

  3. социальное представление о глобализации на социально-психологическом уровне обнаруживает различия в объемеинформации, содержании (поле) представления и оценке.Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о

полном подтверждении гипотезы 1 (социальное представление о глобализации на социетальном уровне отличается достаточно низким объемом информации и этически ориентированным содер­жанием) и гипотезы 3 (социальное представление о глобализации на социально-психологическом уровне обнаруживает различия в объеме, содержании, оценке), частичном подтверждении гипотезы 2 (социальное представление о глобализации на социальном уровне обнаруживает различия в объеме информации, содержании (поле) представления и оценке).

В заключение вышеприведенного рассмотрения проблемы глобализации хотелось бы отметить особую значимость указан­ной проблемы для психологической науки. Последняя не может никоим образом оставаться в стороне или же в состоянии на­учного безразличия к тем изменениям и проявлениям, порой весьма и весьма серьезным с точки зрения их значимости для всего человечества, которые вызываются функционированием совокупности многообразных и многоуровневых процессов суть феномена глобализации.

Системообразующим фактором воспитательной работы вДон-ском государственном аграрном университете являются ценности национально-духовной культуры России, в числе которых - гума­низм, патриотизм, историческая память, национальное самосо­знание, интернационализм и др.

Воспитательная система университета строится таким образом, что студенты ставятся в позицию активных субъектов создания культурно-образовательного пространства вуза:

- овладевают способами индивидуально-творческого самораз­вития и самоопределения в культурной среде.Культурно-образовательное пространство университета опре­деляется как среда, в которой создаются условия для проявленияактивной позиции студентов в разных видах деятельности, для ихличностного самоопределения и самоутверждения.

При организации воспитательной работы в университете реализуется личностный подход, чтобы актуализировать процессы саморазвития и самоопределения будущих специалистов. Про­водится изучение позиций студентов в учебно-воспитательном процессе, их ценностных ориентации, что позволяет устанавливать обратную связь, своевременно оказывать помощь и поддержку, ставить новые цели и задачи.

Повышение качества образования и воспитания студентов определяется созданием условий для их активного участия в учебно-исследовательской и социально-общественной жизни вуза, для более интенсивного проживания различных социальных ролей и накопления духовно-нравственного опыта.