logo
psicho T2

Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации

Клюева Н. В. (г. Ярославль)

Многие организации используют в своей работе проектный подход. Проекты позволяют существенно повысить конкуретнтно-спосбность организации. Для того чтобы проект был разработан и реализован, необходим компетентный персонал. Обучение в проекте, с нашей точки зрения, является одним из перспективных и результативных подходов к обучению. Оценить результативность обучения можно по простому наблюдаемому показателю - вне­дрен проект и решены ли те задачи, которые были поставлены для его разработчиков. Остановлюсь на социально-психологической составляющей проектной работы (на примере СМК). Многие из специалистов, кто вовлечен в разработку и внедрение систем менеджмента качества на предприятиях и в организациях, встре­чаются с целым рядом психологических феноменов, понимание которых может существенно повлиять на успешность проекта. Основные принципы менеджмента имеют психологическую по­доплеку. В частности:

Выделим несколько факторов, значимых для успешности внедрения проекта: психологическая готовность руководителей к работе в команде, умение работать с сопротивлениями нововве­дениям, способность вести переговорный процесс и эффективно разрешать возникающие конфликты, «оспособленное» мышление (способность четко и грамотно формулировать противоречия, не позволяющие работать в режиме развития), навыки позитивного мотивирования персонала.

Фокус внимания психолога, сопровождающего проект, скон­центрирован вокруг нескольких проблем.

Потеря субъектное™. Формулировки, которые свидетельствуют о необходимости работы над этой проблемой: «Все-равно ничего не изменишь», «В нашем государстве (министерстве, организации) ничего нельзя планировать». Это состояние, когда работник, имея достаточные способности и квалификацию, не имеет прав и полномо­чий что-либо решать и менять в рамках своего поля деятельности.

Трудности командообразования. Усиление горизонтальных отношений зачастую противоречит сложившейся иерархической организационной структуре. При чем сложившаяся организаци­онная структура не всегда эффективна и характеризуется неуправ­ляемостью.

Непонимание ситуационной природы лидерства. Высшее руководство, демонстрируя приверженность жестким директивным методам воздействия на подчиненных, ориентируясь на контроль, может блокировать инициативу персонала и спровоцировать сопро­тивление нововведениям.

Низкий уровень корпоративной культуры, когда интересы и действия работников не ориентированы (полностью или частично) на цели организации в целом. Развитие корпоративной культуры -важный управленческий ресурс в СМК.

В программы работы Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. П.Г. Демидова с организациями входит как обязательная составляющая тренинговые занятия, коучинг, консультирование (групповое и индивидуальное).

Психологические проблемы современного профильного обучения

Кобзарева И. И. (г. Ставрополь)

Создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы является приоритетным направле­нием модернизации российского образования на период до 2010 года.

Профильное обучение- средство дифференциации и инди­видуализации обучения, позволяющее за счет изменений в струк­туре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Изучением проблемы внедрения профильного обучения в современные российские школы занимаются как педагоги, так и психологи.

Исследованием психологической стороны профильного обу­чения, занимаются такие ученые как Е.П. Климов, Н.С. Пряжников, Г.П. Логинова, Е.М. Борисова, М.Р. Гинзбург, С.Н. Чистякова и др.

Профилизация в образовании, безусловно, имеет свои положительные стороны - это реализация личностно-ориентированного учебного процесса; учёт социального заказа образовательных услуг в районе конкретной школы; подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессии и успешной социализации; более глубокое проникновение в мир профессий. Конечная цель такого образования - максимально правильный выбор подростками будущей профессии и за счет этого более успешная социализация.

Одной из проблем профильного обучения является попытка совместить задачи подросткового и юношеского возрастов. С одной стороны, в период школьного обучения психическое раз­витие еще не завершено, и поэтому необходимо обеспечить раз­нообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность приходится совмещать с задачей профессионального самоопределения, свойственной юношеству и ранней взрослости. В данном случае можно говорить о становлении

103

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

нового онтогенетического периода, который возникает в результате «сжатия» в одном возрастном отрезке задач подростничества и юношества.

По мнению Е.П. Климова, Н.С. Пряжников, ранняя профессио­нализация и специализация знаний самого профильного обучения предполагает избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка, что может привести к однобокому психическому развитию. С другой стороны узкоутилитарное отношение самих учащихся к образованию («Что мне может дать Достоевский, если я инженер-программист?») также может дать преждевременное ограничение кругозора и самосознания старшеклассника. Это объясняется «сужением» познавательных интересов на необхо­димой для будущего обучения и профессиональной деятельности информации. В то же время необходимо добиться у ученика, к моменту его выпуска из школы, формирования целостного инфор­мационного представления по всем дисциплинам школьной про­граммы. Таким образом, Н.С. Пряжников отмечает, что общество в лице родителей и учителей выдвигает ребенку противоречивое требование включиться в процесс профессионализации, совер­шенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными знаниями, значительным набором личностных качеств, широким кругозором, обилием интересов.

Е.М. Борисова, Г.П. Логинова подчеркивают, что большинство учащихся профильных классов уже так или иначе, свободно или вынужденно выбрали определенную специализацию обучения. Избранный профиль обучения может оказаться не соответствую­щим структуре способностей и направленности личности, которые ребенок в себе еще не до конца осознал. Значит, страх ошибки в данном случае достаточно велик. Несмотря на стремление подростка - старшеклассника к самостоятельности, ответствен­ность за выбор своего будущего, возложенная на него с момента обучения в профильном классе, заставляет его не раз испытывать психологический дискомфорт, замешательство, сомнение и пр.

С другой стороны, если старшеклассник четко знает свой будущий профессиональный путь, полностью определен в выборе специальности, то поступление в профильный класс лишь только добавит ему уверенности в себе, даст чувство взрослости и причаст­ности к взрослой жизни, укрепит его позиции в окружении. Такие психологические факторы, бесспорно, приводят к эффективности и важности профильного обучения для определяющейся личности старшеклассника.

Таким образом, внедрение профильного обучения в школьный педагогический процесс должно происходить только при наличии психологического сопровождения. Важно не только четко, логично и целесообразно выстроить профилирующий процесс обучения старшеклассника, но и оказать ему ту психологическую помощь, которая так важна в этом возрасте - возрасте становления и самоопределения личности человека.

Выделенные выше психологические проблемы профильного обучения, несмотря на то, что они уже стали привлекать к себе внимание педагогов и психологов, все же требуют серьезной, тщательной и глубокой проработанности.