logo
psicho T2

Возраста.

Копы тина М. Г. (г. Ростов-на-Дону)

Анализ проблемы формирования психологической готовности к обучению в школе и современного состояния преемственности между системой воспитания и обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, анализ дидактической системы, повсеместно применяющейся вдошкольныхобразовательных учреждениях, по-

зволили нам констатировать тот факт, что обучение детей старшего дошкольного возраста не может осуществляться по логике обуче­ния школьников. Только через адекватные формы организации обучения и жизнедеятельности ребенок осваивает систему знаний, ценностей и норм.

Экспериментально было выявлено следующее.

Воображаемая ситуация в каждом конкретном виде игры задается в определенной логике. Так, в режиссерской игре за­дание воображаемой ситуации происходит путем установления ребенком смысловых связей между реальными объектами; в образно-ролевой игре - это перевоплощение в образ, который не совпадает с реальностью; в сюжетно-ролевой игре- сопряжение ролей; в игре с правилами - правило. Таким образом, по тому, как достигается несовпадение смысла и реальности, можно выявить, с каким видом игры приходится иметь дело. Владение педагогом способами задания разных видов игры позволяет вводить тот или иной вид игры в обучение дошкольников.

Переход от игры-деятельности к игре-форме проходит не­сколько этапов, определяющих особенности взаимодействия ребенка и взрослого:

  1. этап - ребенок принимает и удерживает в совместной дея­тельности воображаемую ситуацию, предложенную взрослым;

  2. этап - принимает воображаемую ситуацию, предложеннуювзрослым, но удерживает ее и развивает самостоятельно;

  3. этап - ребенок самостоятельно создает и удерживает во­ображаемую ситуацию, но при этом ему необходимы реальныеобъекты в поле зрения;

  4. этап - ребенок создает смысловое поле в уме без реаль­ного.

Лишь послетого, когда ребенок может реализовать игру внеее деятельностной стороны, вербализуя ее, игра становится для него средством, формой, которую можно использовать в других видах деятельности, и в частности, в обучении.

Поворот детей на сверстников, появление взаимообучения оказывает сильное влияние на эффективность образовательного процесса. Так, обнаружилось, что дети гораздо быстрее и легче учатся у своих сверстников, нежели у взрослого. Вместе с тем по­зиция обучающегося позволяет детям, с одной стороны, осознать имеющиеся у них умения и навыки, и, с другой - обеспечивает детям формирование личностной готовности к обучению в школе.

Целесообразно использовать индивидуальную формуобучения в начале, а групповые формы организации осуществлять лишь на основе развития и освоения детьми индивидуальной деятель­ности.

Проведенное нами исследование позволило установить специфические черты дошкольной дидактики.

Обучение дошкольников порождается практически игровой ситуацией, в которой ставится проблема.

В различных играх и упражнениях ребенок учится разрешать конкретную проблему.

Многократное решение проблемы в различных ситуациях дает ребенку возможность овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками.

В разработанных нами сценариях предложена система поста­новки индивидуальной деятельности и установлено еесоотношение с микро групповой и коллективной формами организации обучения, что позволяет освоить программное содержание, сформировать у старших дошкольников психологическую готовность к учению.

122

з-н

В настоящее время проблема психологической готовности к школьномуобучению предстает как проблема перехода от одной ве­дущей деятельности к другой -от игры к учению. Такая постановка вопроса дает основание считать, что ориентация на требования при­нятой на сегодняшний день формы организации школьной жизни не может привести к выявлению сути психологической готовности к школьномуобучению. Формированиеу детей учебной деятельности в младшем школьном возрасте возможно лишь при условии, что в дошкольном возрасте ребенок получил полноценное психическое развитие, и у него сформировалась игровая деятельность. Итоги этого развития, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, следует искать в особенностях новообразования кризиса семи лет.

Проблему психологической готовности к школьному обучению следует понимать не как подготовку к существующим формам школьного обучения, а как проблему предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.

В своем исследовании мы опирались на периодизацию игровой деятельности Е. Е. Кравцовой, и исходили из выдвинутого Л.С. Вы­готским критерия игры - воображаемой ситуации, в которой проис­ходит расхождение видимого (реального) и смыслового (значимого для ребенка) поля деятельности. Введение в обучение воображае­мой ситуации позволяет органически соединить игру и обучение, использовать в обучении дошкольников разные виды игры, обеспе­чить целенаправленное формирование психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению.