logo
psicho T2

Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков

Кореневская М. Е. (г. Ростов-на-Дону)

Мир изменился. Переход к постиндустриальному обществу вызвал динамические изменения буквально во всех сферах жизни и неизбежно затронул образовательную систему. Традиционное обра­зование перестало удовлетворять требованиям, предъявляемым со­временным обществом. Главной задачей образования становиться научить ребенка получать знания, самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации. Особое значение развитие этих на­выков имеет в русле педагогики одаренности: одаренный ребенок, с одной стороны, обладает высоким интеллектуальным потенциалом, с другой - трудности в социальной адаптации, взаимодействии с окружающими людьми. В этой связи наиболее эффективным методом работы с одаренными детьми и подростками нам видится метод проектов, позволяющий развить как интеллектуальные, так и социальные способности учащегося.

Центром по работе с одаренными детьми «Дар» была реализована целая группа проектов, позволившая вовлечь более 500 одаренных подростков города. Это и виртуальные проекты («Виртуальное путешествие по тихому Дону»), и из­дательские («Астероид Б-612»), и школы социо-гуманитарного проектирования («Мы родом с Юга»). Опыт проведения пере­численных акций позволяет нам сделать вывод о верности вы-

двинутой гипотезы: именно проектная деятельность позволяет достичь органического единства развития интеллектуального потенциала одаренных детей, их способностей и задатков, а также совершенствования их социально-коммуникативных навыков. Данная форма деятельности формирует в сознании подростков положительный имидж интеллектуального труда и побудительные мотивы для дальнейшего самосовершенство­вания. С другой стороны, именно в ходе реализации подобных проектов, привлекающих старшеклассников, отличающихся ярко выраженными умственными способностями и креативностью, создаются условия для творческого взаимодействия и само­развития одаренных детей города, формируется особая среда самоактуализации способных подростков.

К вопросу о диалогических отношениях

Корепанова Е. В. (г. Мичуринск)

Диалогические отношения - отношения, когда партнер вос­принимает целостный образ другого в качестве желательного партнера взаимодействия на основе признания его принадлежно­сти к некоторой общности, к которой он причисляет себя. Антидиа­логические отношения - отношения, когда один или оба партнера взаимодействия рассматривают друг друга лишь в качестве объ­екта, вещи и принципиально отрицают наличие всякой общности. Их взаимодействиехарактеризуется наличием императивных прав у одной стороны и отсутствием всяких прав у другого.

Равноправие как исходная установка вступающих в отно­шения субъектов является основополагающим в диалогических отношениях. При этом подразумевается не формальное, статусное равноправие, а психологическое. Некоторые аналогии мы можем увидеть и в трансактном анализе, когда партнеры вступают в общение в одинаковых психологических позициях «взрослый-взрослый», «ребенок-ребенок» или «родитель-родитель». При этом важным является не просто декларируемая позиция ра­венства, а обязательное отсутствие при этом скрытого подтекста, отражающего истинную позицию в отношении к партнеру (которая может не осознаваться обоими). Такое раздвоение в позиции к партнеру существенно нарушает процесс взаимопонимания и может приводить к отношениям, которые Э. Берн трактует как «игры».

Суть диалогических отношений заключается в признании уникальности друг друга каждым партнером, их взаимного ра­венства по отношению друг к другу; в различии и оригинальности точек зрения; в ориентации каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером; в ожидании ответа и его предвосхищении в собственном высказывании; взаимном обогащении партнеров диалога; эмоциональной и личностной раскрытое™ партнеров; безоценочности, доверительности, искрен­ности выражения чувств и состояния.

Характерной особенностью диалогических отношений является обратная связь, т. е. возможность каждого из участников на любом

123

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

этапе оценить состояние взаимодействия с партнером по характеру реплик, вниманию, внешнему виду.

Главным условием возникновения диалога в отношениях яв­ляется коммуникативная интенция, потребность в общении, а также проблемная ситуация, т. е. для реального диалога необходимы, по меньшей мере, две предпосылки: определенная общая основа и определенные различия в решении той или иной проблемы между теми, кто ведет ее обсуждение.

Диалог немыслим, если позиции сторон взаимно исклю­чают друг друга или если стороны не имеют общих проблем для обсуждения. Он возможен при наличии некой общей основы, на которой стоят те, кто его ведет. Диалектика диалога такова, что и при наличии самых существенных различий принципиального характера, полярно противоположных взглядов и позиций двух сторон должно быть нечто общее, что могло бы послужить основой диалогических отношений.

Диалогические отношения в психологии, с данной точки зрения, которой придерживаемся и мы, трактуется, прежде всего, как процесс духовно-психологического взаимодействия человека с человеком. Это процесс, где, благодаря взаимной направленности партнеров друг на друга, возникают взаимоотношения, которые, по мнению В. Н. Мясищева являются внутренней личностной основой взаимодействия, а последнее- реализацией или следствием и выражением первого.

Для диалогических взаимоотношений характерно взаимное изменение поведения, деятельности, установок его участников, что способствует личностному росту взаимодействующих сторон. Таким образом, каждый из вступающих в диалогические отношения не просто содействует развитию других, но именно в этом находит условия для саморазвития. Следовательно, развитие совершается во «внутреннем пространстве личности», в пространстве связей ин­дивида с другими людьми, а сами отношения являются «личностно-развивающимися».

Диалогические отношения - это «психологический коррелят» объективных отношений, возникающих в реальном общении. Окра­шенные эмоциональными переживаниями они, в свою очередь, определяют многие другие отношения к окружающей человека действительности.

Все приведенные выше суждения к вопросу диалогических от­ношений совпадают в понимании психологического сопровождения как отношений взаимности, единении, слиянии «я и ты».

Диалогические отношения в диаде подразумевают психологи­ческое сопровождение, поскольку каждый включенный в систему отношений в диаде индивид обладает потребностью в подтверж­дении себя через другого, т. е., психологическое сопровождение в системе «преподаватель-студент» способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого партнера, является актуальной и очевидной. Поэтому, изучение поставленной проблемы в диа­логическом виде отношений в условиях вузовского обучения, пред­ставляется наиболее продуктивным.

Перспективы исследований жизненного пути личности

Коржова Е. Ю. (г. Санкт-Петербург)

Психология жизненного пути позволяет интегрировать раз­нородные и разрозненные знания о личности, во всей ее противо­речивости и полноте, в контексте всей жизни человека. В связи с этим данная область относится к числу перспективных направлений. Акцент на различных аспектах бытия обусловлен научной позицией и мировоззрением в целом.

В наших исследованиях жизненных ориентации эмпирически были выделены их базовые компоненты, взаимосвязь которых определяет ортогональные оси жизненного творчества и ответствен­ности - основания типологии. Духовно-нравственный вектор задает дополнительную плоскость анализа, придавая типологии известную объемность.

Определена содержательная характеристика типов жизнен­ных ориентации посредством исследования различных выборок с помощью авторского психодиагностического инструментария, а также выявления моделей личности в рамках различных научных подходов и на материале художественной литературы. Отдельно изучен личностный принцип творчества А.П. Чехова (изображение человека как субъекта жизни посредством описания способов видения мира и ихограниченности,атакжедуховно-нравственного уровня).

Дальнейшие исследования в психологии жизненного пути предполагаютопределение более глубоких содержательных харак­теристик вариантов жизненного пути с привлечением материала художественной литературы и искусства, а также реальных жиз­неописаний. Важным направлением является совершенствование методов исследования.

На основании полученных результатов возможно построение моделей гармоничного и дисгармоничного развития личности в процессе жизненного пути. Выбор жизненных ориентации как жизненное самоопределение рассматривается нами в качестве определяющего момента жизненного пути личности.

Функция сознания в психике человека

Корниенко А. Ф. (г. Казань)

В психологии существует достаточно много проблем, однако в качестве наиболее фундаментальных всегда рассматривались две из них.

Первая проблема касается вопроса о том, что такое «психика». Несмотря на практически всеобщее признание, что психика- это свойство или функция мозга, вопрос о том, что это за свойство остается открытым. Как справедливо отмечает Н.И. Чуприкова, «в настоящее время врядли кто-нибудь сомневается втом, что психика животных и человека является функцией их мозга. Вопрос, однако, состоит в том, какова природа этой функции» (с. 359). Намного

124

з-н

раныиета же мысль высказывалась и Л.С. Выготским, который писал: «Как известно, две основные проблемы до сих пор еще не разрешены для старой психологии: проблема биологического значения психики и выяснения условий, при которых мозговая деятельность начинает сопровождаться психологическими явлениями» (с. 139).

Сохранение проблемы в определении «психики» в современной психологии легко обнаруживает себя в использовании предлога «в» перед словом «психика». Когда мы говорим о том, что что-то отражается в психике человека или животного, мы, конечно же, не имеем в виду, что отражение происходит в свойстве мозга. По существу, мы начинаем рассматривать психику не как свойство мозга, а как некоторое автономное, имеющее определенную «про­тяженность» образование, в котором может что-то находиться и что-то происходить. Этим, в частности, обусловливается и сохране­ние так называемой психофизилогической проблемы - проблемы соотношения «психики» и мозга. По существу, это та же проблема «психики», но переформулированная с учетом достижений в психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности и других нейронауках.

Вторая фундаментальная проблема психологии - это проблема «сознания», суть которой сводится к вопросу о том, каким образом возникает очевидный для человека факт представленности для него той внутренней субъективной картины мира, которая образуется в его психике в результате психического отражения действительности. Использование понятия «сознание» так же, как и понятия «психика», очень часто происходит с добавлением предлога «в». В результате различия в понимании понятий «сознание» и «психика» начинают ускользать, и это приводит к тому, что их начинают использовать как синонимы.

У А.Н. Леонтьева есть следующее определение сознания: «Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» (с. 166).

Учитывая, что в общем случае субъективная картина мира обозначается понятием «психика», получается, по А. Н.Леонтьеву, что «сознание» - это та же «психика», но в которую включен образ «Я». Данное определение сознания, конечно же, позволяет говорить о нетождественности понятий «сознание» и «психика» и рассма­тривать сознание как высший уровень развития психики. Однако здесь возникает вопрос, в котором, на наш взгляд, и состоит суть проблемы сознания. Если под сознанием понимать психику с до­бавлением образа «Я», то в результате какого психического процесса этотобраз появляется в психике? Еще С. Л. Рубинштейн указывал на то, что«.. .психические образования не существуют сами по себе вне соответствующего психического процесса. Всякое психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т. д.) - это, по существу, психический процесс в его результативном выражении» (с. 36). Кроме того, как и в случае с «психикой», остается проблема понимания понятия «сознание» как свойства мозга при использо­вании его в сочетании с предлогом «в».

Решение проблем психики и сознания, связанных с использова­нием предлога «в», нам видится в необходимости принятия допол­нительного определения «психики» не только как особого свойства мозга, но и как множества субъективных знаний о действительности, возникновение которых обусловлено реализацией этого свойства. На­ряду со знаниями в состав множества, именуемого психикой, следует включить и процессы, результатом которых эти знания являются, то есть психические процессы: познавательные, эмоциональные и

волевые. Если в таким образом понимаемой психике начинает воз­никать особый образ «Я», значит существует особое свойство мозга, реализацией которого он и является. Это свойство мозга и процесс его реализации и есть сознание. Сознание, таким образом, можно понимать не как особую «психику», а как особый психический про­цесс, в результате которого в психике человека (то есть в множестве субъективных образов) образуется особый образ - образ «Я».

При таком понимании «сознания» его основной функцией в психике является ни что иное, как создание образа «Я». В отличие отобраза тела как биодинамического образования, формирование которого, как показано в работе В. В. Сталина, может происходить и в психике животного, образ «Я» - это образ, возникающий исклю­чительно в психике человека, как образ носителя психики.

Очевидно, что образ «носителя психики» включает в себя и образ «психики», то есть является сложным психическим об­разованием. По существу, образ «Я» - это множество образов рефлексивной психики. Если под «сознанием» понимать не только процесс создания образа «Я», но и сам образ «Я», как результат этого процесса (точно так же, как мы это делаем, например, с общим понятием «отражение»), тогда абсолютно оправданным является и использование «сознания» в сочетании с предлогом «в». В сознании - значит в образе «Я» или в множестве образов рефлексивной «психики».