Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
Кореневская М. Е. (г. Ростов-на-Дону)
Мир изменился. Переход к постиндустриальному обществу вызвал динамические изменения буквально во всех сферах жизни и неизбежно затронул образовательную систему. Традиционное образование перестало удовлетворять требованиям, предъявляемым современным обществом. Главной задачей образования становиться научить ребенка получать знания, самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации. Особое значение развитие этих навыков имеет в русле педагогики одаренности: одаренный ребенок, с одной стороны, обладает высоким интеллектуальным потенциалом, с другой - трудности в социальной адаптации, взаимодействии с окружающими людьми. В этой связи наиболее эффективным методом работы с одаренными детьми и подростками нам видится метод проектов, позволяющий развить как интеллектуальные, так и социальные способности учащегося.
Центром по работе с одаренными детьми «Дар» была реализована целая группа проектов, позволившая вовлечь более 500 одаренных подростков города. Это и виртуальные проекты («Виртуальное путешествие по тихому Дону»), и издательские («Астероид Б-612»), и школы социо-гуманитарного проектирования («Мы родом с Юга»). Опыт проведения перечисленных акций позволяет нам сделать вывод о верности вы-
двинутой гипотезы: именно проектная деятельность позволяет достичь органического единства развития интеллектуального потенциала одаренных детей, их способностей и задатков, а также совершенствования их социально-коммуникативных навыков. Данная форма деятельности формирует в сознании подростков положительный имидж интеллектуального труда и побудительные мотивы для дальнейшего самосовершенствования. С другой стороны, именно в ходе реализации подобных проектов, привлекающих старшеклассников, отличающихся ярко выраженными умственными способностями и креативностью, создаются условия для творческого взаимодействия и саморазвития одаренных детей города, формируется особая среда самоактуализации способных подростков.
К вопросу о диалогических отношениях
Корепанова Е. В. (г. Мичуринск)
Диалогические отношения - отношения, когда партнер воспринимает целостный образ другого в качестве желательного партнера взаимодействия на основе признания его принадлежности к некоторой общности, к которой он причисляет себя. Антидиалогические отношения - отношения, когда один или оба партнера взаимодействия рассматривают друг друга лишь в качестве объекта, вещи и принципиально отрицают наличие всякой общности. Их взаимодействиехарактеризуется наличием императивных прав у одной стороны и отсутствием всяких прав у другого.
Равноправие как исходная установка вступающих в отношения субъектов является основополагающим в диалогических отношениях. При этом подразумевается не формальное, статусное равноправие, а психологическое. Некоторые аналогии мы можем увидеть и в трансактном анализе, когда партнеры вступают в общение в одинаковых психологических позициях «взрослый-взрослый», «ребенок-ребенок» или «родитель-родитель». При этом важным является не просто декларируемая позиция равенства, а обязательное отсутствие при этом скрытого подтекста, отражающего истинную позицию в отношении к партнеру (которая может не осознаваться обоими). Такое раздвоение в позиции к партнеру существенно нарушает процесс взаимопонимания и может приводить к отношениям, которые Э. Берн трактует как «игры».
Суть диалогических отношений заключается в признании уникальности друг друга каждым партнером, их взаимного равенства по отношению друг к другу; в различии и оригинальности точек зрения; в ориентации каждого на понимание и активную интерпретацию его точки зрения партнером; в ожидании ответа и его предвосхищении в собственном высказывании; взаимном обогащении партнеров диалога; эмоциональной и личностной раскрытое™ партнеров; безоценочности, доверительности, искренности выражения чувств и состояния.
Характерной особенностью диалогических отношений является обратная связь, т. е. возможность каждого из участников на любом
123
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
этапе оценить состояние взаимодействия с партнером по характеру реплик, вниманию, внешнему виду.
Главным условием возникновения диалога в отношениях является коммуникативная интенция, потребность в общении, а также проблемная ситуация, т. е. для реального диалога необходимы, по меньшей мере, две предпосылки: определенная общая основа и определенные различия в решении той или иной проблемы между теми, кто ведет ее обсуждение.
Диалог немыслим, если позиции сторон взаимно исключают друг друга или если стороны не имеют общих проблем для обсуждения. Он возможен при наличии некой общей основы, на которой стоят те, кто его ведет. Диалектика диалога такова, что и при наличии самых существенных различий принципиального характера, полярно противоположных взглядов и позиций двух сторон должно быть нечто общее, что могло бы послужить основой диалогических отношений.
Диалогические отношения в психологии, с данной точки зрения, которой придерживаемся и мы, трактуется, прежде всего, как процесс духовно-психологического взаимодействия человека с человеком. Это процесс, где, благодаря взаимной направленности партнеров друг на друга, возникают взаимоотношения, которые, по мнению В. Н. Мясищева являются внутренней личностной основой взаимодействия, а последнее- реализацией или следствием и выражением первого.
Для диалогических взаимоотношений характерно взаимное изменение поведения, деятельности, установок его участников, что способствует личностному росту взаимодействующих сторон. Таким образом, каждый из вступающих в диалогические отношения не просто содействует развитию других, но именно в этом находит условия для саморазвития. Следовательно, развитие совершается во «внутреннем пространстве личности», в пространстве связей индивида с другими людьми, а сами отношения являются «личностно-развивающимися».
Диалогические отношения - это «психологический коррелят» объективных отношений, возникающих в реальном общении. Окрашенные эмоциональными переживаниями они, в свою очередь, определяют многие другие отношения к окружающей человека действительности.
Все приведенные выше суждения к вопросу диалогических отношений совпадают в понимании психологического сопровождения как отношений взаимности, единении, слиянии «я и ты».
Диалогические отношения в диаде подразумевают психологическое сопровождение, поскольку каждый включенный в систему отношений в диаде индивид обладает потребностью в подтверждении себя через другого, т. е., психологическое сопровождение в системе «преподаватель-студент» способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого партнера, является актуальной и очевидной. Поэтому, изучение поставленной проблемы в диалогическом виде отношений в условиях вузовского обучения, представляется наиболее продуктивным.
Перспективы исследований жизненного пути личности
Коржова Е. Ю. (г. Санкт-Петербург)
Психология жизненного пути позволяет интегрировать разнородные и разрозненные знания о личности, во всей ее противоречивости и полноте, в контексте всей жизни человека. В связи с этим данная область относится к числу перспективных направлений. Акцент на различных аспектах бытия обусловлен научной позицией и мировоззрением в целом.
В наших исследованиях жизненных ориентации эмпирически были выделены их базовые компоненты, взаимосвязь которых определяет ортогональные оси жизненного творчества и ответственности - основания типологии. Духовно-нравственный вектор задает дополнительную плоскость анализа, придавая типологии известную объемность.
Определена содержательная характеристика типов жизненных ориентации посредством исследования различных выборок с помощью авторского психодиагностического инструментария, а также выявления моделей личности в рамках различных научных подходов и на материале художественной литературы. Отдельно изучен личностный принцип творчества А.П. Чехова (изображение человека как субъекта жизни посредством описания способов видения мира и ихограниченности,атакжедуховно-нравственного уровня).
Дальнейшие исследования в психологии жизненного пути предполагаютопределение более глубоких содержательных характеристик вариантов жизненного пути с привлечением материала художественной литературы и искусства, а также реальных жизнеописаний. Важным направлением является совершенствование методов исследования.
На основании полученных результатов возможно построение моделей гармоничного и дисгармоничного развития личности в процессе жизненного пути. Выбор жизненных ориентации как жизненное самоопределение рассматривается нами в качестве определяющего момента жизненного пути личности.
Функция сознания в психике человека
Корниенко А. Ф. (г. Казань)
В психологии существует достаточно много проблем, однако в качестве наиболее фундаментальных всегда рассматривались две из них.
Первая проблема касается вопроса о том, что такое «психика». Несмотря на практически всеобщее признание, что психика- это свойство или функция мозга, вопрос о том, что это за свойство остается открытым. Как справедливо отмечает Н.И. Чуприкова, «в настоящее время врядли кто-нибудь сомневается втом, что психика животных и человека является функцией их мозга. Вопрос, однако, состоит в том, какова природа этой функции» (с. 359). Намного
124
з-н
раныиета же мысль высказывалась и Л.С. Выготским, который писал: «Как известно, две основные проблемы до сих пор еще не разрешены для старой психологии: проблема биологического значения психики и выяснения условий, при которых мозговая деятельность начинает сопровождаться психологическими явлениями» (с. 139).
Сохранение проблемы в определении «психики» в современной психологии легко обнаруживает себя в использовании предлога «в» перед словом «психика». Когда мы говорим о том, что что-то отражается в психике человека или животного, мы, конечно же, не имеем в виду, что отражение происходит в свойстве мозга. По существу, мы начинаем рассматривать психику не как свойство мозга, а как некоторое автономное, имеющее определенную «протяженность» образование, в котором может что-то находиться и что-то происходить. Этим, в частности, обусловливается и сохранение так называемой психофизилогической проблемы - проблемы соотношения «психики» и мозга. По существу, это та же проблема «психики», но переформулированная с учетом достижений в психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности и других нейронауках.
Вторая фундаментальная проблема психологии - это проблема «сознания», суть которой сводится к вопросу о том, каким образом возникает очевидный для человека факт представленности для него той внутренней субъективной картины мира, которая образуется в его психике в результате психического отражения действительности. Использование понятия «сознание» так же, как и понятия «психика», очень часто происходит с добавлением предлога «в». В результате различия в понимании понятий «сознание» и «психика» начинают ускользать, и это приводит к тому, что их начинают использовать как синонимы.
У А.Н. Леонтьева есть следующее определение сознания: «Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» (с. 166).
Учитывая, что в общем случае субъективная картина мира обозначается понятием «психика», получается, по А. Н.Леонтьеву, что «сознание» - это та же «психика», но в которую включен образ «Я». Данное определение сознания, конечно же, позволяет говорить о нетождественности понятий «сознание» и «психика» и рассматривать сознание как высший уровень развития психики. Однако здесь возникает вопрос, в котором, на наш взгляд, и состоит суть проблемы сознания. Если под сознанием понимать психику с добавлением образа «Я», то в результате какого психического процесса этотобраз появляется в психике? Еще С. Л. Рубинштейн указывал на то, что«.. .психические образования не существуют сами по себе вне соответствующего психического процесса. Всякое психическое образование (чувственный образ вещи, чувство и т. д.) - это, по существу, психический процесс в его результативном выражении» (с. 36). Кроме того, как и в случае с «психикой», остается проблема понимания понятия «сознание» как свойства мозга при использовании его в сочетании с предлогом «в».
Решение проблем психики и сознания, связанных с использованием предлога «в», нам видится в необходимости принятия дополнительного определения «психики» не только как особого свойства мозга, но и как множества субъективных знаний о действительности, возникновение которых обусловлено реализацией этого свойства. Наряду со знаниями в состав множества, именуемого психикой, следует включить и процессы, результатом которых эти знания являются, то есть психические процессы: познавательные, эмоциональные и
волевые. Если в таким образом понимаемой психике начинает возникать особый образ «Я», значит существует особое свойство мозга, реализацией которого он и является. Это свойство мозга и процесс его реализации и есть сознание. Сознание, таким образом, можно понимать не как особую «психику», а как особый психический процесс, в результате которого в психике человека (то есть в множестве субъективных образов) образуется особый образ - образ «Я».
При таком понимании «сознания» его основной функцией в психике является ни что иное, как создание образа «Я». В отличие отобраза тела как биодинамического образования, формирование которого, как показано в работе В. В. Сталина, может происходить и в психике животного, образ «Я» - это образ, возникающий исключительно в психике человека, как образ носителя психики.
Очевидно, что образ «носителя психики» включает в себя и образ «психики», то есть является сложным психическим образованием. По существу, образ «Я» - это множество образов рефлексивной психики. Если под «сознанием» понимать не только процесс создания образа «Я», но и сам образ «Я», как результат этого процесса (точно так же, как мы это делаем, например, с общим понятием «отражение»), тогда абсолютно оправданным является и использование «сознания» в сочетании с предлогом «в». В сознании - значит в образе «Я» или в множестве образов рефлексивной «психики».
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.