logo
psicho T2

Психолого-педагогическое

сопровождение индивидуально -

образовательной траектории развития

интеллектуально одаренных детей

дошкольного возраста

Звонарева О. В. (г. Ростов-на-Дону)

Одаренные и талантливые дети были и остаются тем потен­циалом общества, который обеспечивает интенсивный социальный и научно- технический прогресс, развитие науки, культуры и производства.

К настоящему времени исследована природа одаренности (В. Александер, Г. Вебб, Д. Векслер, Дж. Миллер, Д. Хендриксон, Р. Хэттел, Е. Шафер и др.), определена сущность понятий «ода­ренность», «детская одаренность», выявлены специфические особенности одаренного ребенка (Д.Б. Богоявленская, А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монкс, В.И. Панов, К. Перлет, А.И. Савенков, К.А. Хел-лер, Е.И. Щебланова, B.C. Юркевич и др.), рассмотрены фундамен­тальные проблемы структуры и природы способностей, условий их развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.), изучена струк­тура конкретных способностей (В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов и др.), выявлены общие закономерности развития интеллектуальной одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Р Стенберг, Дж. Фримэн и др.), предложены способы изучения интеллектуальной одаренности (А. Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен, П. Торренс и др.), предприняты попытки классификации видов одаренности и создания моделей одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.). Значительный интерес для нашей ра­боты имеюттруды, в которых раскрываются вопросы практического решения проблемы (Ю.Д. Бабаева,Л.М. Долгополова, А.В. Жигайлов, И.М. Никольская, В.А. Орлов В.И. Панов, ТА. Поярова, А.И. Савенков, ТВ. Хромова, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева, В.А. Ясвин и др.).

В «Рабочей концепции одаренности» приводится определение понятия «Одаренный ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или потенциалом к таким достижениям». Интеллектуально ода­ренный ребенок- ребенок, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность, часто и на длительное время погружающийся в то или иное занятие, охотно и легко учащийся, выделяющийся умением хорошо излагать свои мысли.

Дошкольное детство важно тем, что в этот момент ребенок начинает писать историю своей жизни (биографию) в реальном времени и пространстве, изменяя самостоятельно тем самым ситуацию и свой образ. Так складывается индивидуальный стиль жизни и индивидуальная траектория развития (P.M. Чумичева), «авторство собственной жизни» (В.И. Слободчиков). Процесс раз­вития и реализации способностей происходит по индивидуально -образовательной траектории при соблюдении следующих условий: создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию каждого ребенка; предоставление каждому ребенку возможности: определить смысл изучаемого материала, выбрать формы и темпы изучения, применить наиболее соответствующие его индивидуальным особенностям способы познания; рефлек-

25

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

сивное осознание полученных знаний; осуществление оценки и корректировки своей деятельности. В связи с тем, что уровень знаний по каждому направлению у каждого ребенка свой, педагог помогает им;

  1. Определить свой подход к процессу познания: углубленноеили энциклопедическое, образное или логически выстроенное,ознакомительное, выборочное или расширенное.

  2. Выбрать обязательный перечень изучаемых тем и дополни­тельного материала.

  3. Составить план индивидуальной работы с обязательной по­следующей самооценкой выполнения. При этом педагог: си­стематизирует методику преподнесения изучаемого материала;разрабатывает тематику практических работ, а также формыконтроля изучаемого материала: составляет график проведенияконсультаций; втечение года регулярно контролирует выполне­ние индивидуально - образовательной программы по следую­щему алгоритму: цели - план - деятельность - рефлексия.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных

детей - важная предпосылка их будущих достижений. Цель дошкольного образовательного учреждения - организовать психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной траектории развития детской одаренности. Достижение этой цели требует от нас решения определенных задач: выявления детей с высоким интеллектуальным потенциалом; исследование индивидуально- психологических особенностей одаренных детей; организация коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми; организация консультативной помощи родителям и педагогам.

Таким образом, научное психолого-педагогическое сообще­ство выступает за отслеживание способностей, сопровождение индивидуальной траектории развития интеллектуально одаренных детей в образовании.