Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
Кранц И.И. (г. Минск)
Исследование личностной и социальной идентичности старших подростков, а также молодых людей, вступающих в возраст ранней юности, особенно из числа лишённых родительского попечения, несёт в себе огромную значимость. В Беларуси проживают 2008 тыс. детей, что составляет пятую часть от общей численности населения республики. На 1 января 2006 года в Республике Беларусь насчитывалось 32878 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 16451 ребенок воспитывается в замещающих семьях (опекунских, приемных, детских домах семейного типа). 11582 ребенка из числа детей сиротской категории находятся под государственной опекой в детских интернатных учреждениях и подлежат усыновлению. В семьях граждан Республики Беларусь проживают 6169 усыновленных детей. В последнее время активно развивается институт приемной семьи. За 5 лет на воспитание в приемные семьи передано 4450 детей-сирот, преимущественно школьного возраста, которые ранее не были востребованы для семейных форм устройства.
Однако проблема социального сиротства остается нерешенной. Семейное устройство детей-си рот и детей, оставшихся без попечения
210
з-н
родителей сегодня рассматривается как одна из самых серьезных проблем мирового уровня. Не все дети, воспитывающиеся в семье, с легкостью входят во взрослую жизнь и находят свое место в обществе. Значительно большую тревогу вызывает судьба тех молодых людей, которые в силу отсутствия полноценной семьи еще менее подготовлены к самостоятельной взрослой жизни. Становление личностной идентичности такой социальной категории юношества как дети-сироты - одно из недостаточно разработанных направлений. Между тем актуальность данной проблемы состоит в том, что количество детей-сирот ежегодно возрастает. В настоящее время на территории Республики Беларусь более 80% воспитанников детских специализированных учреждений являются социальными сиротами, то есть детьми, родители которыхлишены родительских прав. Как показывают результаты исследований, развитие детей, воспитывающихся вне семьи, имеет ряд негативных особенностей, сопровождающих развитие ребенка от младенчества до юности. Специфика проявляется в особенностях формирования личностной и социальной идентичности личности, развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, в искажении общения с взрослыми и сверстниками. Дети-сироты с раннего возраста отличаются от своих сверстников, растущих в семье, особой вялостью, апатией, примитивностью эмоциональных реакций, недоверчивостью, замкнутостью, пассивностью. Таким образом, неблагоприятные социально-экономические процессы являются во многом предпосылкой увеличения детей, имеющих статус социальных сирот, в СМИ за последние годы указывается на увеличение числа преступлений среди воспитанников и выпускников детских домов.
Собственно, целью нашего исследования стало изучение закономерностей процесса становления личностной идентичности как обретения эмоциональной и социальной автономности взрослеющей личности. Эта цель определила основные направления выявления психологических компонентов личностной идентичности, изучения, как структуры самого явления, так и особенностей личностной идентичности различных групп юношества, а также их социальных детерминант.
На статус идентичности, достигнутый к моменту окончания школы, в наибольшей мере влияет структура и состав семьи. Была выявлена позитивная связь между статусом достигнутой идентичности и такими показателями как автономность-контроль, сотрудничество родителей и детей, эмоциональная близость, последовательность родителя в требованиях для учащихся, проживающих в семьях вне зависимости от состава семьи. Выпускники школ-интернатов чаще всего характеризовались статусом диффузной идентичности, реже моратория, что обычно сопровождалось низким уровнем удовлетворенность отношений как с взрослыми, так и со сверстниками, эмоциональной дистанцированностью, страхом наказания, непоследовательностью взрослых и высокой степенью контроля. Тем не менее, важно отметить неравномерность распределения статусов среди всех групп испытуемых.
Психологический самоанализ профессионального самоопределения свидетельствует, что процесс по-разному осуществляется в интернате и массовой школе. Суть различия состоит в том, что в обычной школе в начале формируются некоторые идеальные представления о своей будущей профессии, которые впоследствии (в 9-11 классах) сменяются вполне реально, причем в ряде случаев возникают достаточно сложные, противоречивые отношения между теми и другими. У воспитанников школы- интерната, рано складываются реалистические представления о своей будущей
специальности, поэтому отношение к её выбору у них, как правило, непротиворечивое.
У детей-сирот представление о себе, отношение к себе, образа Я существенно отличается от развития этих аспектов у детей из семьи. Они чаще отдавали предпочтение личностным качествам (капризная, добрая, задумчивая, раздражительная), чем дети из семей. Дети из семей чаще отдавали предпочтение межличностным ролям (32 %), нежели статусным (25 %); сироты - статусным ролям (23 %). Это свидетельствует об устойчивой реальной ролевой структуре ребенка с семьи и успешность самореализации. Удовлетворенность этих детей исполняемыми ролями в настоящем связана с низким показателем смены позиций в идеальной ролевой структуре и большим совпадением их идеальной и реальной ролевых структур.
Личностная и профессиональная зрелость в контексте компетентностного подхода
КрецанЗ.В., ПортноваА.Г. (г. Кемерово)
Современное общество предъявляет к взрослому человеку особые требования, среди которых важное место занимаютличностная зрелость, социальная активность, способность к творческому труду, профессионализм и другие.
По мнению Б.Г. Ананьева зрелость человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, познания, общения не совпадают по времени.
Вместе с тем, недостаточная изученность различий в формировании личностной зрелости в разных сферах жизнедеятельности и видах деятельности, в том числе профессиональной, позволяет проблеме становления личностной зрелости остаться в центре внимания исследователей. Появляется много вопросов в определении формальной структуры личностной зрелости и ее системных характеристик, в том, как они соотносятся с характеристиками профессионализма.
А.П. Чернявская выделила основные параметры профессиональной зрелости: автономность, информированность, эмоциональная вовлеченность, умение принимать решения, умение планировать свою профессиональную жизнь. В целом, уровень профессиональной зрелости Е.А. Комаревцева связывает с умением учитывать условия деятельности и соотносить их с личными потребностями и стремлениями, а также соизмерять требования профессии со своими возможностями (2006).
Профессиональная зрелость личности предполагает не только психологическую готовность к профессиональной деятельности, но и социальную, нравственную зрелость личности.
В качестве основного компонента профессионализма И.Ф. Демидова (2004) рассматривает компетентность, при этом связывает расширение компетентности человеком с его личностными особенностями, куда входит и потребность в компетентности, и с чувством удовлетворенности, которое человек испытывает, сознавая себя компетентным в чем-либо, и всё более расширяя свою компетентность.
211
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
По мнению И.В. Кархалева (2004), компетентность чаще определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.
Таким образом, мы полагаем, что компетентность может выступать показателем личностной и профессиональной зрелости, личностного роста, а также рассматриваться в качестве необходимого условия профессионального развития.
Динамика личностных изменений у больных эндогенными психозами
Критская В.П., Мелешко Т.К. (г. Москва)
В исследовании реализован системный подход с позиций патопсихологического синдрома, специфичного для группы эндогенных психозов - аффективных и шизофрении. В целях определения соотношения компонентов, входящих в структуру патопсихологического синдрома, проведено лонгитюдное исследование больных указанных групп с интервалом от трех до пятнадцати лет.
Результаты исследования показали разные тенденции в динамике изучаемых параметров, входящих в структуру патопсихологического синдрома. Одни из них обнаружили относительную стабильность, другие потерпели определенные изменения по мере течения заболевания.
Наиболее устойчивыми оказались стилевые характеристики познавательной деятельности: показатели избирательности, социальной перцепции и характеристики полезависимости / по-ленезависимости. Эти данные согласуются с результатами ряда исследований (Г. Айзенк, Л.Н. Собчик, М.С. Егорева, Э.А. Голубева и др.), свидетельствующих о существенной роли конституциональных факторов в их детерминации. Это позволяет рассматривать стилевые характеристики когнитивных процессов в системе типологических особенностей личности.
Наибольшую зависимость от факторов движения болезненного процесса обнаружили потребностно-мотивационные характеристики психической деятельности, нарушения которых значительно снижало уровень психической активности и саморегуляции деятельности и общения. Результаты лонгитюдного исследования свидетельствуют о нарастающем снижении по всем указанным показателям у больных шизофренией, что следует рассматривать как один из признаков нарастания шизофренического дефекта.
В группе больных с аффективными расстройствами явных признаков нарастания указанных изменений не было выявлено.
Реализация системного подхода с позиций патопсихологического синдрома позволила установить дифференциально-диагностические критерии для разных вариантов эндогенных психозов. Примененный лонгитюдный метод дал возможность верифицировать и показать валидность установленных дифференциально-диагностических критериев.
Межполушарные различия зрительной памяти при запоминании лиц
Кроткова О.А., Ениколопова Е.В., Кирюшина НА.
(г. Москва)
В настоящее время находит все более широкое распространение тенденция внедрения тестовых методик в нейропсихоло-гическую практику. Это дает возможность сравнивать тяжесть пациентов, давать количественную характеристику разных групп больных. Однако нейропсихологический подход предполагает, в первую очередь, анализ механизмов поломки того или иного психического процесса, без этого анализа количественные показатели экспериментов могут дать искаженное представление о состоянии психической сферы больного. В данной работе мы попытались осуществить нейропсихологический анализ результатов выполнения широко известного теста Векслера на запоминание лиц.
Известно, что восприятие и запоминание человеческих лиц является процессом, кардинально отличающимся от запоминания других зрительных стимулов. Для того, чтобы узнать лицо человека, нужно воспринять его со всеми индивидуальными особенностями, но при этом интегрально, как цельный образ. Кроме того, узнавание лиц связано с характеристиками резонанса и синтонности, т.к. даже при восприятии лица на фотографии имеют место элементы непосредственного общения (Yin R.K., 1970).
Тест запоминания лиц входит в батарею тестов Шкалы памяти Векслера (Wechsler Memory Scale - third edition, 1997). Испытуемому предъявлялись для запоминания 24 цветные фотографии. Предъявление осуществлялось последовательно, по 2 секунды на каждый стимул. Сразу после запоминания, также последовательно, предъявлялся второй набор из 48 фотографий, где запоминавшиеся стимулы в случайном порядке перемежались дистракторами. Испытуемый должен был отличить запоминавшиеся им лица от новых.
В исследовании участвовали 86 здоровых испытуемых в возрасте от 16 до 60 лет и 30 больныхс очаговыми поражениями мозга (опухоли, патология сосудов мозга, черепно-мозговая травма), преимущественно теменно-височно-затылочной локализации. 16 больных имели поражение левого полушария мозга и 14 -правого. Все больные предварительно прошли полное нейроп-сихологическое обследование, которое установило соответствие нейропсихологического синдрома топическому диагнозу, а также объективизировало доступность выполнения предлагаемого теста. В данную работу не были включены больные с дефектами лицевого гнозиса (прозопагнозией), т.к. это не позволило бы оперировать мнестическими параметрами теста.
Результаты выполнения теста здоровыми испытуемыми полностью соответствовали нормальному распределению, представленному в оригинале теста. Эти данные подтвердили «межнациональный характер» данной экспериментальной процедуры, возможность использования ее стандартов (шкальных оценок) в разных этнических выборках.
Результаты выполнения теста больными с очаговыми поражениями мозга имели количественные, а, главное - качественные отличия от показателей в группе здоровых испытуемых. Эти отличия заключались в характере допускаемых ошибок. Ошибки в данном тесте могли быть двух видов. Испытуемый мог не вспомнить (не узнать) предъявлявшийся стимул. Назовем такие ошибки «ошибками забывания». И мог неправильно опознать дистрактор,
212
з-н
приняв его за ранее виденный стимул. Назовем такие ошибки «ошибками ложного узнавания». Здоровые испытуемые в среднем по тесту допустили 9,8 ошибок (5,7 - забывания и 4,1 - ложного узнавания). Больные с поражением левого полушария - 14,8 ошибок (10,7 - забывания и 4,1 - ложного узнавания). Больные с поражением правого полушария -16,6 ошибок (5,9 - забывания и 10,7 - ложного узнавания). Мы видим, что если у здоровых испытуемых оба вида ошибок представлены примерно одинаково, то у больных с поражением левого полушария преобладают процессы забывания тестовых стимулов, а у больных с поражением правого полушария - их искажение в памяти, приводящее к ложному узнаванию непредъявлявшихся элементов. Важно подчеркнуть, что при этом «нетипичный» для патологии данного полушария тип ошибок встречался также часто, как в группе здоровых испытуемых.
Анализ полученных данных в докладе осуществляется в свете описанных ранее различий в образах зрительной памяти при поражении левого и правого полушарий мозга (О.А. Крот-кова, А.В. Семенович, 1994). При поражении левого полушария нарушается стойкость зрительных образов, их подверженность интерферирующим влияниям. Образ быстро угасает, обтаивают его конкретныедетали,лицо перестает узнаваться. При поражении правого полушария зрительный образ быстро теряет свою структуру, он трансформируется под влиянием вновь поступающей информации, причем правильные и трансформировавшиеся элементы имеют одинаковую чувственную яркость. Теряется «ощущение ошибки», в большом количестве возникают ложные воспоминания («узнавание» непредъявлявшихся лиц). При грубой степени выраженности этого дефекта у больных, как правило, наблюдаются конфабуляции.
Еще одним подтверждением описываемых механизмов забывания явилось распределение двух типов ошибок внутри ряда стимулов, предъявляемых для узнавания. Частота ошибок забывания и у здоровых испытуемых, и у больных с очаговыми поражениями мозга, как правило, нарастала к концу ряда. Отчетливо проявлялась зависимость от времени хранения информации. Напротив, ошибки ложного узнавания, независящиеотвременихранения, равномерно распределялись по всему тестовому ряду.
Взаимосвязь цветового восприятия и эмоционального отношения к рекламе
Круглова М.А., Таирова И.О. (г. Санкт-Петербург)
Из средства экономической информации реклама постепенно превращается в эффективный метод формирования сознания и самого образа жизни общества. Однако, это возможно лишь в том случае, если учитываются тенденции развития и социально-психологические факторы, обусловливающие отношения потребителей рекламной информации к качеству рекламируемых изделий. Кроме того, необходимо знание социально-психологических характеристик различных групп клиентов, их потребительского поведения. Фундаментом изучения закономерностей и тенденций развития потребностей служат социально-психологические
исследования, которые позволяют определить контингент потенциальных клиентов не вообще, а в соответствии с уровнем доходов, социальным положением, социально-экономическими показателями развития данного региона и т.д. В основе анализа можетлежать выявление специфики эмоционального отношения к рекламе, поскольку именно эмоциональный компонент (по данным различных исследований) служит определяющим фактором при формировании покупательского поведения.
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости отсвоего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и невосприимчив к третьим. Основываясь на данной закономерности, М. Люшер сделал один важный для рекламной индустрии вывод - цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции.
Нами было проведено исследование особенностей эмоционального отношения к рекламе через выявление особенностей цветовосприятия и цветопредпочтения в рекламных сообщениях.
Было установлено, что существуют тендерные различия в особенностях эмоционального отношения к рекламе, в целом, которые, проявляются в особенностях цветопредпочтения мужчинами и женщинами. При этом, мужчины демонстрируют более жесткое отношение к рекламе, выделяя в качестве основных цветовых ассоциаций ограниченную палитру цветов. Женщинам свойственно более мягкое отношение к рекламе, которое выражается в использовании разнообразной цветовой палитры при описании цветовых ассоциаций, возникающих на данное понятие.
Реклама оказывает сильное эмоциональное воздействие на большинство испытуемых, которое выражается ими через предпочтение красного цвета, для характеристики своего отношения к рекламе.
Были выявлены значимые корреляции между выбором, оценкой рекламного сообщения и цветовыми ассоциациями, в отношении предпочитаемых и отвергаемых рекламных сообщений. Для мужчин наиболее значимыми цветами палитры при выражении отношения к рекламе являются черный, красный, желтый и зеленый, для женщин важны только два цвета - красный и черный.
У женщин выбор рекламных сообщений напрямую связан с цветопредпочтением, причем, если выбирается черный или красный цвет, то тем ниже уровень оценок демонстрируют женщины, и тем менее привлекательной они считают данную рекламу.
У мужчин высокозначимая связь обнаружена между выбором и оценкой, и предпочтением желтого или зеленого цветов. При этом если рекламное сообщение ассоциируется с данными цветами, то оно выбирается мужчинами как привлекательное. Ассоциации с черным и коричневым цветами, показывают отвержение рекламных сообщений и их низкую оценку. В отношении красного цвета, выбора и оценки, также установлено наличие значимых корреляций, при этом, предпочтение данного цвета ведет к отвержению рекламных сообщений и к их низкой оценке мужчинами.
Тендерная принадлежность не является значимым фактором в эмоциональном отношении к конкретным видам рекламных сообщений, так как в большинстве случаев цветовые ассоциации у мужчин и женщин совпадают.
В группах, различающихся по возрасту, была выявлена значимая связь между выбором, оценками и предпочтением черного и красного цвета у испытуемых обеих возрастных групп. Таким
213
Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.
образом, и молодежь и более зрелые респонденты в случае предпочтения черного или красного цветов в ассоциативном ряду, характеризующим отношение к рекламе, демонстрировали отвержение таких рекламных сообщений при выборе и давали им низкие оценки.
Были выявлены значимые корреляции между выбором, оценкой и предпочтением желтого цвета в группе № 1; и между выбором, оценкой и предпочтением зеленого цвета в группе № 2. В данном случае испытуемые оценивали рекламу более высоко и выбирали в качестве предпочитаемых те рекламные сообщения, которые ассоциировались с соответствующим цветом палитры.
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.
- Содержание
- К проблеме построения типологии индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студентов
- Фиксированные формы поведения как характеристика «неполноценно функционирующего человека»
- Психологические характеристики процесса принятия решения в различных парадигмах управления
- Развитие межличностных
- Взаимоотношений в семейном бытовом
- Дискурсе и представление о них
- Собеседников
- Психолого-педагогическое
- Основные концептуальные положения личностно-развивающего профессионального образования
- Психологического изучения информационного освещения террористических событий
- Понимающее себя бытие: философская метафора или психологическая реальность?
- Исследование влияния речевого
- Поведения учителя на формирование
- Представления о самом себе
- У младшего школьника
- Взаимосвязь характеристик интонирования речи и индивидуальных свойств личности
- Клинико-психологические аспекты
- Суицидального поведения детей и
- Подростков, проживающих в северных
- Регионах
- Индивидуальность у лиц различных профессиональных направленностей как психологическая проблема
- Развитие способности к
- Саморегуляции психических процессов
- Высококвалифицированных спортсменов
- В каратэ киокусинкай
- Воспитательные аспекты многолетней подготовки молодых спортсменов в каратэ
- Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности спортсмена в каратэ киокусинкай
- Тоталитарные секты в боевых искусствах как субъекты массового психологического воздействия на молодежь
- Психологические предпосылки
- Самоотношение и самоактуализация преподавателя высшей школы: возрастные аспекты
- «Старый» и «новый» механизмы кодирования яркости в зрительной системе позвоночных
- Системная структура человеческого
- Фактора в опасных профессиях
- С точки зрения интегральной
- Индивидуальности
- Социально-психологические ценности российской ментальности: феномен борьбы
- Современные тенденции изучения психологической готовности субъекта труда
- О роли научной психологической школы м. Я. Басова в современном высшем профессиональном образовании
- Профессиональное выгорание,
- Личностные свойства и оценки
- Характеристик работы в сфере
- Обслуживания
- Психологические условия проявления управленческих навыков у офицеров в процессе боевой деятельности
- Особенности чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах
- Влияние субкультуры образовательного учреждения на творческий потенциал ее субъектов
- Черепно-мозговая травма: экзистенциально-аналитический взгляд на фазы восстановления контакта
- Особенности исследовательского
- Влияние фактора внезапности
- И наличия угрожающего жизни
- Заболевания на эмоциональное
- Реагирование и копинг-поведение
- Индивидуальные особенности эмоциональных проявлений у педагогов с разными стилями общения с детьми
- Индивидуальность: коммуникативные и когнитивные типы способностей и их задатков
- Исследование я-концепциив период средней взрослости и в кризисе среднего возраста (ксв)
- Психологическая сущность профессионального самоопределения будущих рабочих
- Психологические условия эффективности деятельности офицера внутренних войск мвд России в экстремальных ситуациях
- Нарратив как метод в развитии ценностного отношения молодежи к семейной жизни
- Распределение функциональных ресурсов при выполнении компьютеризированных задач разного типа
- Особенности смысловой сферы младших подростков с разным стилем художественного восприятия
- Структурно-аналитический подход к разработке словарных изданий по психологии
- Восстановление нарушенного речевого общения у детей методом логопсихотерапии
- Условия восприятия свидетелем
- Ситуации преступления как фактор,
- Детерминирующий особенности
- Кодирования в памяти его образа
- О специфике структурно-функциональных характеристик творческого мышления профессионала
- Новый диагностический инструментарий: исследование нарциссических чертличности
- Пожилой возраст:
- Может ли старость быть успешной?
- (Экзистенциальный анализ
- Проблем пожилого возраста)
- Психологическая составляющая разработки и внедрения проектов в организации
- Формирование гуманитарных способностей и компетенций средствами сценирования турнирных
- Психофизиологических установок личности на деятельность в групповом взаимодействии
- Становление структур интегральной
- Индивидуальности студентов с низкой
- Степенью выраженности креативного
- Поведения
- Влияние восприятия студентами образовательной среды на их самоотношение
- Ненормативная лексика в межличностной коммуникации как форма социальной интолерантности
- Современное высшее профессиональное образование: психолого-акмеологический подход
- Интернет-аддикции как фактор нарушения психического и социального здоровья
- Изучение роли функциональной
- Асимметрии головного мозга в генезе
- И коррекции некоторых психических
- Отклонений
- Информационный поток как способ манипулирования общественным сознанием
- Развития и их преломление в изучении становления представления о себе детей и подростков
- Роль воображения в формировании
- Психологической готовности к обучению
- В школе у детей старшего дошкольного
- Возраста.
- Проектная деятельность как способ психолого-педагогического сопровождения одаренных подростков
- Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов
- Особенности регуляторных функций у больных с аневризмами головного мозга
- Теоретико-методические подходы к исследованию визуальных образов политиков
- Базисные стратегии совладания
- В профессиональном поведении
- У различных категорий педагогических
- Работников
- Духовные ценности как фактор минимизации рисков модернизации современного общества
- Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей
- Применение мифов и сказок для оптимизации психических состояний в период беременности
- Формирование психологии управления как новой научной специальности и ее соотношение с юридической психологией
- Ресторан - значимый регион человеческого бытия и место удовлетворения личностных амбиций
- Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности как проблема психологии саморегуляции
- Психолого-образовательное
- Сопровождение процесса становления
- Личностно-профессиональных
- Компетенций
- Субъектно-профессионального становления будущих психологов в условиях вуза
- Исследования девиантного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Использование психологических знаний при противодействии криминальному экстремизму
- Социально-психологические условия самореализации личности в зрелом возрасте
- Моральное сознание ограниченно вменяемых правонарушителей
- Профессионально-специфичные средства копинга и саморегуляции функционального состояния
- С сотрудниками милиции, пережившими экстремальные ситуации профессиональной деятельности
- Особенности личностно-ориентированной технологии в моделировании образовательного процесса
- Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности с уровнями профессионализма педагогов
- Поздние компоненты зрительных
- Вызванных потенциалов отражают
- Вероятность обнаружения модуляции
- Пространственной частоты
- Психосоциальные и мотивационные составляющие формирования у молодежи игровой и компьютерной зависимости
- Отношение к соблюдению нравственных норм делового поведения у мужчин и женщин
- Использования невербальных средств общения школьниками с разным уровнем психического и речевого развития
- Клинический и психометрический методы диагностики в практике психологического консультирования
- Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов
- Мониторинга повышенной чувствительности кэкотоксикантам (тяжелым металлам) в г. Уфе
- Роль требовательности и нетребовательности матери в становлении трудолюбия ребенка
- Особенности восприятия телерекламы при доминировании разных полушарий мозга
- Рефлексивные я-образы студентов психолого-педагогических специальностей
- Значение изучения рефлексии учителей
- Для повышения эффективности
- Педагогического межличностного
- Взаимодействия
- Влияние семейного воспитания на формирование психологического пола детей
- Вариативность процесса социализации: индивидуальные стратегии вхождения ребенка в социум
- Профессионального самосознания студентов технического вуза как задача психологической службы
- Параметры личностной идентичности детей из семей и детей, имеющих статус социальных сирот
- Деятельностно-отношенческий подход
- Как теоретическое основание процесса
- Воспитания, ориентированного
- На гуманистические ценности
- Частота сердечных сокращений как показатель стрессоустойчивости оператора
- Характеристики в системе взаимодействия экспериментатора и испытуемого
- Соотношение объективных
- И субъективных факторов в процессе
- Самореализации интеллектуально
- Одаренной молодежи
- Общение учебного заведения с потенциальным потребителем его услуг на рынке образовательных услуг
- Социально-психологические особенности
- Управленческой деятельности
- Руководителей предприятий
- Малого бизнеса
- Алгоритм экспертизы психологическая безопасность и интенциональность иллюстративной рекламы
- Внешнего облика как социально-психологическая проблема
- Визуальные исследования как перспектива развития социальной психологии
- Включение в образовательную программу
- Как фактор развития визуального
- Мышления старших школьников
- В музейной среде
- Фотография как визуальное средство психологической диагностики и психокоррекции
- Проблема развития творческого педагогического мышления работников дошкольного образования
- Метакатегории психологии
- В исследованиях профессиональной
- Деятельности информационного
- Характера
- О факторах актуализации и редукции
- Субъектной позиции учащихся в школе
- При реализации исследовательской
- Деятельности
- Психологические детерминанты служебного травматизма работников органов внутренних дел
- Психосемантический подход к исследованию имплицитной теории семьи
- Коррекция функциональных состояний методом биологической обратной связи улице разным уровнем тревожности
- Использование символического
- Значения образа «Лисичка» в диагностике
- Процессов и механизмов
- Психологической защиты
- Природа индивидуальных различий темперамента подростков в подростковом возрасте
- Особенности памяти и мышления младших школьников с различными типами мануальной асимметрии
- Стратегии адаптации старшеклассников-мигрантов в новой социокультурной среде
- Влияние мыслительных операций на сердечный ритм у студентов с различной подвижностью нервных процессов
- Оценка изменений функционального
- Состояния здорового человека
- В когнитивном эксперименте
- Методом кинетографии
- Вызванные потенциалы и гамма-ритм как показатели произвольного зрительного внимания
- Индивидуальности отстающих школьников-подростков в процессе реализации компенсирующих программ
- Категориальная структура представлений
- О профессиональном достоинстве
- У специалистов железнодорожного
- Транспорта
- Применение психологического тренинга
- Индивидуально-личностные факторы, повышающие жизнеспособность подростков
- Особенности структуры внимания у детей младшего школьного возраста в норме и при сдвг
- Психофизиологические предпосылки проявлений математических способностей
- Ведущая деятельность как средство проектирования форм возрастного развития
- Социальная компетентость
- Как психологическая характеристика
- Личности педагога и фактор реализации
- Им воспитательной функции
- Стандартизация опросников темперамента опросников темперамента м.К. Ротбарт на российской выборке
- Композиция и тип молодежного лидерства с позиции тендерного подхода
- Трудности в развитии и деятельности детей как следствие дисгармонии семейных отношений
- Психологические причины использования провоцирующих задач на уроках геометрии в средней школе
- Изучение профессионально окрашенных фантазий в пространстве становления профессионального сознания
- Психотерапия и психологическое консультирование в психологической практике России
- Внутриличностные конфликты в профессиональной деятельности психолога
- Повышение качества воспитания студентов в условиях модернизации образования
- Личности лиц, совершающих преступления против жизни и здоровья человека
- Отношение к надежде и ее функции в связи с жизненными событиями: эмпирический аспект изучения
- Психологические особенности больных с различными формами хронической соматической патологии
- Изучение факторов риска профессиональной деформации личности городских медицинских работников
- Как средство стимулирования исследовательской деятельности старшеклассников
- Основные направления психологического обеспечения государственной молодежной политики
- Методологические регулятивы
- И технологическое обеспечение
- Профессионального развития педагога в
- Условиях модернизации образования
- Исследование структур интегральной индивидуальности в зависимости от стабильности супружеских отношений
- Виктимологическое направление профилактики преступности несовершеннолетних
- Структуры интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп
- Проблема изучения ценностно-смысловой сферы современного педагога в условиях повышения квалификации
- Формирование интегральной индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности средствами психолого-педагогических технологий
- Психологические последствия терроризма и роль сми в их формировании
- Система ценностных ориентации этноконфессиональных групп Байкальского региона
- Условия социализации как детерминанта уровня развития социального интеллекта студента
- Перспективы развития юридической психологии в Северо-Кавказском регионе
- Диалогический дискурс в российских сми как фактор психологической и информационной безопасности личности
- Творческие особенности детей с нарушениями речи в соотношении с моделями креативной личности
- Индивидуально-психологические особенности личности и каузальная атрибуция достижений
- Психологические особенности
- Зависимости и созависимости у женщин
- (Психологические защиты
- И копинг-стратегии)
- Экзистенциальная исполненность личности и ее связь с уровнем локуса контроля
- Приоритетные самохарактеристики я-концепции коммуникативно успешных подростков
- Исследования имплицитных моделей семьи у психологов, занимающихся семейным консультированием
- В оценке персонала (надежность, лояльность, способности персонала)
- Притоков в оптимизации функционального состояния организма человека
- «Я» подростка в пространстве
- Киноперсонажей (анализ особенностей
- Восприятия художественного фильма
- Р. Быкова «Чучело»)
- Проблемы психолого-педагогического сопровождения подготовки инженеров в военных вузах
- Влияние информационной среды на нормативно-ценностную сферу подростков
- Системы референтных отношений с уровнем социально-психологического развития студенческой группы
- Особенности самовосприятия лиц с высоким уровнем социометрического и референтометрического статуса
- Задачи психологической службы
- Технического университета в условиях
- Модернизации высшего
- Российского образования
- Акмеологические исследования в авиационной психологии: задачи и принципы
- Субъективные модели саморазвития как предмет акмеологического исследования
- Проблема формирования личности в аспекте методологических позиций аксиологического подхода
- Духовная сфера как важная характеристика личностного бытия человека
- Психологические факторы рациональности принятия решений при политическом голосовании
- Этнический менталитет как предмет исследования в экономической психологии
- Влияние типа каузальной атрибуции на уровень тревожности старшеклассников
- Личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников
- Органов в период после столкновение с опасными для жизни ситуациями на Северном Кавказе
- Влияние неосознаваемой оценки правильности ответа на принятие решения об осознании
- Интегративно целевой подход
- К исследованию взаимосвязи уровня
- Притязаний и системы
- Личных стремлений
- Развитие субъективности будущего специалиста средствами личностноразвивающих технологий
- Методические подходы к изучению представлений о внешнем облике женщины-предпринимателя
- Социальная психология времени: проблематика и перспективные направления исследований
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения
- Роль рефлексии в развитии творческой активности студентов в процессе вузовского обучения
- Обряды инициации в традиционной культуре и современной молодежной субкультуре
- Содержание деятельности
- Педагога-психолога образовательного
- Учреждения: инвариантный
- И вариативный компоненты
- Особенности самореализации и
- Доверия к себе в профессиональной
- Сфере у воспитателей дошкольных
- Образовательных учреждений
- Переломные автобиографические воспоминания как границы интервалов самоидентичности личности
- Карьерные ориентации личности руководителя в контексте организационной культуры
- Профессиональная
- Жизненный мир человека, кризис предподростничества и склонность к девиантному поведению
- Развитие и/или формирование
- Психологических новообразований?
- О необходимости смены парадигмы
- «Развивающего» обучения.
- Сенсомоторные показатели структурной организации функциональных систем познавательных способностей
- Мужчин с половой дисфорией при истерических расстройствах личности
- Материалы
- IV всероссийского съезда рпо
- 18-21 Сентября 2007 года том II.