logo
psicho T2

Специфика содержания курса «Медицинская психология» для студентов медицинских факультетов

Короленко А. М. (г. Сургут)

Актуальность обращения к проблеме психологической подго­товки медиков вызвана наличием ряда трудностей, обусловленных особенностями образовательного процесса. Основная трудность, которую отмечают многие исследователи, занимающиеся вопро­сом взаимодействия врача и больного- это невысокий уровень владения медиками способами коммуникативной деятельности, проявляющийся в отсутствии навыков эффективного взаимодействия с больным и сложности осуществить индивидуальный подход с учетом своеобразия личности пациента. Низкий уровень коммуника­тивной компетентности обусловлен не столько личными качествами, сколько особенностями учебной и профессиональной деятельности медика. Недооценка психологических основ профессиональной деятельности формируют «объектный» подход к личности больного, упускается роль семьи, роль болезни как события, роль медперсона­ла как особой значимой малой группы. Следующая трудность - это доминирование естественнонаучных установок у выпускников медицинских вузов, связанное с неравномерным распределением естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и, возможно, с осо­бенностями преподавания гуманитарных дисциплин.

Гипотеза проводимого нами исследования состояла в следую­щем: при подготовке медиков необходимо искать психологически целесообразные пути совершенствования содержания и формы учебного курса «Медицинская психология» с опорой на современ-

125

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

ные достижения концепций развивающего обучения. Взгляд на обучение как на продуктивный процесс овладения творческими компонентами профессиональной деятельности предполагает изменение содержания образования о стороны модификации комплекса учебных заданий. Большие ресурсы представляют для этого современные подходы к организации развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.Я. Ляудис, В.Б. Хозиев), которые предполагают его организацию как продуктивного творческого процесса. Особое место в этом процессе отводится организации системы учебных задач, при которой на первый план выдвигаются задачи продуктивные и творческие.

Нами была осуществлена работа по созданию развивающего курса для студентов медицинских факультетов на основе приме­нения системы творческих задач, применения которых позволяло бы поддержать ряд профессионально важных компетентностей студентов-медиков, затрагивающих область их взаимодействия с пациентами. Основанием для подбора задач выступила необхо­димость инициирования таких новообразований как: творческое мышление при разрешении трудностей взаимодействия с паци­ентами, рефлексия оснований своих стратегий и тактик общения, позитивное ценностное отношение к пациенту.

В качестве задач, актуализирующих творческое мышление и ориентирующих студента в многообразии форм взаимодействия могут выступать задачи на поиск стратегии и тактики разрешения проблемных ситуаций; решение конфликтных ситуаций.

Примерами задач, актуализирующих рефлексию, являются задачи проанализировать существующие стандарты беседы для сбора анамнеза и назначения лечения и разработать, и обосновать свой собственный план беседы.

Задачей, требующей целостного подхода к пониманию лич­ности, может служить задача обозначить и защитить свою инди­видуальную позицию как участника дискуссии по вопросам этики и деонтологии врача.

Апробация данных задач происходила в рамках спецкурса для практикующих медиков (13 практикующих врачей поликлиники г. Сургута). Применялся метод полустандартизированного интер­вью. Для обработки результатов использовался контент-анализ высказываний. Анализ результатов позволил зафиксировать смену смысловых установок врачей с рационализма, «объектного» под­хода на уважение личности пациента, признание собственных ресурсов пациента.

Организация образовательного процесса с позиций разви­вающего обучения позволяет обеспечить становление комплексных психических новообразований на курсах повышения квалификации врачей и учебных курсах для будущих медиков: не только поддер­жать переориентацию врачей на ценности и смыслы профессио­нальной деятельности, но и повысить уровень профессионального общения врача.