logo search
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 4. Психология развития детей ... 193

В игре познаются свойства предметов и характер от­ношений между людьми. Беря на себя ту или иную роль взрос­лого, ребенок получает возможность лучше сориентировать­ся в отношениях между сверстниками, он учится согласовы­вать с ними свои действия, у него развивается способность к сопереживанию. Наконец, у него появляется реальная воз­можность шире и глубже реализовать свою потребность в познании, а в связи с этим и лучше понять себя.

Условия (предпосылки) возникновения игры.

Во-первых, это наличие предметных или орудийных действий. Игра начинается тогда, когда ребенок может использовать тот или иной предмет по назначению.

Во-вторых, это наличие различных впечатлений. Чем больше у ребенка жизненных знаний и впечатлений, тем больше у него возможностей для их воссоздания в игре. Это особенно видно при наблюдении за игрой детей, вос­питывающихся в Домах ребенка. Лишенные возможности интенсивно общаться и наблюдать жизнь взрослых во всех ее многообразных проявлениях, их представления о реаль­ной жизни столь же свернуты и скупы, как и игры, в кото­рых воспроизводится эта анемичная жизнь.

В-третьих, это умение ребенка подражать действи­ям взрослых. В свое время, характеризуя развитие младен­ца, мы уже говорили о роли подражания в психическом развитии ребенка. Отсутствие или недостаточное разви­тие этого умения резко ограничивает возможности ребен­ка в воспроизведении различных аспектов поведения и жизни взрослых.

В-четвертых, это наличие переноса действий с одного предмета на другой. «Ребенок, открывший для себя возмож­ность замещения, - пишут Л.Н.Галигузова и Е.О.Смирно­ва,-легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. Один и тот же сюжет может выполнять несколько функций. Такая гиб­кость в замещениях дает ребенку возможность довольно

7 Зак. 195

194 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

долго развивать сюжет даже с небольшим количеством игрушек»'.

Наконец, в-пятых, следует вновь подчеркнуть роль взрослого. Исследования показали, что игра детей не воз­никает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Именно взрослый демонстрирует ребенку возможность переноса действий с одних предметов на другие. Именно взрослый вслух обозначает эти предметы, а уже потом малыш по­вторяет эти слова. Наконец, и мотивы игры тоже задают­ся взрослым, поскольку перед ребенком в игровой ситуа­ции ставится задача, требующая от него решения. Таким образом, как и в случае формирования предметной дея­тельности, где роль взрослого невозможно переоценить, так и в случае развития игры эта роль оказывается столь же впечатляющей.

Игра - это школа социальных отношений, в кото­рых моделируются формы поведения ребенка. Развивая эту метафору, можно сказать, что в этой школе существует несколько классов. Один из них - изобразительная деятель­ность ребенка.