logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

3.9. Становления образа себя « волоролевая идентификация

Завершая анализ системы «Я» ребенка, остановим­ся на развития у ребенка образа себя и формировании по­ловой идентичности, являющимися важными составляю­щими системы «Я» ребенка. Что входит в содержание об­раза «Я» ребенка и как он развивается в раннем детстве?

К составляющим этого образа И.И.Раку относит: уз­навание себя на фотографии, чувство ообствеииости, чувство эмпатии, отношение к себе: «Я - хороший», -кЯ-красивый»'. В развитии образа «Я» автор выделяет четыре этапа.

На первом этапе (1 - 1,5 года) происходит начальное формирование перечисленных комплексов. Представление о себе, пока еще аморфно и расплывчато. У ребенка только начинают развиваться знания о себе, происходит выделение м узнавание своего физического облика, самоуэнавание в 3q>-каяе и на фотографии, появляется представление о себе как субъекте действий: в частности, у 50% фиксируется чувство собственности: «это моя игрушка»; у 20% детей отмечается полоролевая идентификация: «Я - мазачик», «Я - девочка»;

у 20% имеются здания о себе: «Я - хороший»; у 20% возника-етчувство эмпатии. В этот микропериод у ребенка формирует­ся в целом положительное эмоциональное к себе отношение.

' Раку И.И. Развитие образа себя в раннем детстве. Автореф. дисс. на соиск. уч. стел. канд. психол- н. М-, 1992.