logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 99

(см. Приложение 4). Напомним психологический смысл реакции подражания. Речь идет о ее значении при опреде­лении зоны ближайшего развития, т. е. о способности ре­бенка подражать деятельности взрослого, а, следователь­но, о его способности к обучению.

Если повторные и цепные реакции появляются од­новременно, то реакция подражания несколько позже. Новым в этих реакциях является то, что одно дифферен­цированное движение следует за другим в известном по­рядке. Одно движение связывается с другим. Все это со­ставляет основу для развития более сложных движений -ползания, сидения и, главное, для развития предметно-манипулятивной деятельности.

В возрасте 6-9 месяцев при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, нередко переходящая в познавательный интерес. Особенностями психического развития в этом возрасте являются готовность ребенка к совместному со взрослым манипулированию игрушкой, а также появление началь­ных элементов общения со взрослым с помощью жестов.

Важное диагностическое значение имеет оценка ре­чевого развития младенца, в частности понимание ребен­ком речи взрослого. Начиная с 9-ти месяцев дети адек­ватно реагирует на обращенную к ним речь взрослого, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действия­ми на некоторые словосочетания: «открой рот», «дай руч­ку» и т.п. Характерный для этого периода лепет ребенка состоит из 5-6 слогов. При этом дети хорошо копируют интонацию, с удовольствием произносят различные зву­косочетания с губными звуками, восклицания и междоме­тия. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звуко­сочетаний. При отставании психического развития ребе­нок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам.

4*

100 Аверин В.А. Психология детей и подростков