logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 177

ранним, что живут с нами в нашей памяти и нашей душе всю жизнь?

Ответ на первый вопрос о сильной восприимчивос­ти психики ребенка к внешним воздействиям кроется в структуре самой психики. Психика младенца и ребенка в первые годы его жизни преимущественно бессознательна. «В первые годы его жизни, - пишет К.Юнг, - мы поначалу не можем зафиксировать никаких проявлений сознания, хотя уже в очень раннем возрасте отчетливо проявляются психические процессы. Но эти процессы лишены центра, не соотнесены ни с каким Я, а потому лишены и той не­прерывности, без которой невозможно сознание. Только когда ребенок начинает говорить о себе «Я», проступает поддающаяся наблюдению ... непрерывность сознания. Однако и ее многократно сменяют периоды бессознатель­ности»'. Отсутствие сознательной жизни, равно как и от­сутствие либо слабость собственного «Я», обусловливает собственную неразличенность, состояние слитности психи­ки ребенка с психологией родителей. Именно этим фактом объясняется столь мощная зависимость психики ребенка от состояния психики его родителей. По мнению психоанали­тиков «содержание сновидений у маленьких детей ... в го­раздо большей мере относятся к родителям, чем к самому ребенку»2. Наверное, по этой причине Юнг утверждал, что «нервные и психические нарушения у детей вплоть до сред­него школьного возраста основаны ... исключительно на нарушениях психической сферы родителей. Трудности во взаимоотношениях родителей непременно отражаются в психике ребенка и могут вызвать в ней прямо-таки патоло­гические нарушения.... Если врач сталкивается с нервной па­тологией у ребенка,... то он будет прав, если разок пригла­сит на обследование родителей и уделит серьезное внимание

' Юнг К. Ук. соч. С. 55. 2 Там же С. 57.

178 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

их психическому состоянию: их проблемам, образу их жиз­ни, а равно и тому, чего они в жизни не делают, чаяниям, осуществленным и оставленным в забвении, и, наконец, господствующей в семье атмосфере и методу воспитания детей» (Не правда ли, замечательная программа родите­лям, имеющим проблемы с детьми, для самостоятельного психологического исследования - В.А.)'. Прочитав эти строки, любящий своего ребенка родитель в лучшем слу­чае подумает, что это к нему не относится, а в худшем от­несет это к больной фантазии автора. И - ошибется. Оши­бется потому, что не знает психической природы воздей­ствий, идущих от него к его ребенку.

Я не погрешу против истины, если скажу, что мно­гие, из нас, встав взрослыми, выйдя из-под влияния роди­телей, говорили себе, что вот уж когда у меня будут соб­ственные дети, то воспитывать их я буду не так, как вос­питывали меня. Это отступление вполне уместно в связи с необходимостью выяснения психической природы роди­тельских влияний на своих детей.

Дело в том, пишет К.Юнг, «что самые сильные воз­действия на детей исходят, как правило, не от сознатель­ных состояний родителей, а от их бессознательного фона»2. Это означает, что даже нравственным родителям, действи­тельно любящим своих детей, очень трудно, почти невоз­можно оградить детей от неконтролируемых фоновых бес­сознательных эффектов. Как отмечает К.Юнг « мы сталки­вается здесь с безличной виной родителей, за которую ребенок должен будет расплачиваться столь же безличной и уже перед своими собственными детьми, добавим мы. Это - действительно очень серьезная проблема для родите­лей, в том числе и тех, кто сознательно выстраивает весьма

' Юнг К. Ук. соч. С. 55.

2 Юнг К. Ук. соч. С. 44-45.

3 Там же: С. 46.