logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства

Если же взрослые ловят каждое желание ребенка и тут же удовлетворяют его, у него исчезает стимул к разви­тию речи. Именно поэтому в 2-3 года нужно интенсивно заниматься речевым развитием ребенка.

Рис. 7. Факторы становления речевой деятельности ребенка

Какова же динамика развития речи в раннем возра­сте? В предыдущей главе было показано развитие речи до одного года, в рамках так называемой доречевой стадии развития. Второй год жизни открывает начало стадии ак­тивной речи ребенка (рис.8).

142 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

В свою очередь стадия активной речи начинается с так называемой автономной речи. Как узнать ее? Ребенок использует аморфные слова-корни. Выделяя их из слов, слышимых от взрослых, он в дальнейшем одним таким однокорневым словом обозначает целый ряд предметов. Вот некоторые примеры автономной речи: корень «де» может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать. Корень «ку» обозначает - кушать и курица, а ко­рень «па» - упал, лопатка, палка. Существенным призна­ком этого периода в развитии речи является отсутствие обобщений. Ребенок, к примеру, может знать значение та­ких слов, как стул, стол, шкаф, но при этом не знает значе­ния слова мебель. Начало этого периода приходится на конец первого года жизни (11 мес.), а окончание - на тре­тью четверть второго года. И еще одна особенность: как правило, начало и окончание автономной речи связано с на­чалом и окончанием кризиса первого года жизни. Если ребе­нок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, то это свиде­тельствует об аномалии в психическом развитии.

В 1,3-1,5 года на смену автономной речи приходит так называемая «телеграфная речь». Это одно- или двух­словные сочетания, выполняющие роль предложений. В возрасте 1 года и 3 месяца - это однословные сочетания, когда с помощью одного слова ребенок выражает смысл целого предложения. При этом ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желаниями и поведением. Поскольку в окружении каждого ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он тесно взаимодействует (играет), то и набор слов определя­ется набором этих предметов. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, дети начинают использо­вать их в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова.

В 1,5 года дети начинают употреблять двусловные предложения. Это собственно и есть «телеграфная речь»