logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 331

- наиболее высокие темпы интеллектуального раз­вития, особенно показателей осведомленности, умения обобщать и комбинаторных способностей (индуктивное мышление) отмечается в интервале 12-13 лет, что позво­ляет рассматривать его в качестве сенситивного периода в интеллектуальном развитии подростков;

- следующим по темпам интеллектуального перио­да является интервал 11-12 лет, где наибольший прирост дают вербальные показатели: умение проводить аналогии, умение обобщать и осведомленность;

- наименьший прирост в интеллектуальном развитии дает интервал 13-14 лет, когда уровень развития большин­ства вербальных и невербальных показателей стабилизиру­ется, а в отношении некоторых из них - умение обобщать и комбинаторные способности - наблюдаются регрессивные тенденции. Таким образом, можно согласиться с вывода­ми автора о наличии двух периодов в интеллектуальном развитии подростков - сенситивном 12-13 лет и критичес­ком - 13-14 лет.

Результаты этого исследования в определенной сте­пени пересекаются с результатами исследований И.В.Дуб­ровиной и др.', в котором изучалось интеллектуальное развитие подростков в возрасте 13-16 лет.

Отмечается прогрессивный рост всех интеллектуаль­ных функций в особенности вербально-логических. Это выражается в увеличение числа подростков полностью справившихся с тестовыми интеллектуальными задания­ми (см. табл. 16). В то же время количество подростков, отнесенных к оптимальному уровню интеллектуального развития за 4 года практически не изменяется: в 13 лет их было 50%, 14 лет - 47%, 15 лет - 42% и в 16 лет - 53%. Из­менение уровня интеллектуального развития в основном

Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/Под ред. Дубровиной И.В. М.: Педагогика, 1988.

332 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

связано с переходом подростков с нижних уровней на сред­ний. Если среди 13-летних подростков на среднем уровне умственного развития находится только 18%, то среди 14-летних их уже 31%, а среди 15-16-летних - 44%-41% соот­ветственно.

Особый интерес представляет сопоставление данных И.В.Дубровиной и др., опубликованных в 1988 г. с данны­ми Ж.А.Балакшиной, опубликованными в 1995г. Они по­зволяют увидеть изменения как в уровне, так и в динамике интеллектуального развития подростков, происшедшие за последние 10 лет (см. табл.13).

Таблица 13

Средние значения правильно выполненных заданий (в процентах от числа масимально возможных)

Субтесты

Ж.А.Балакщина (1995)

И.В.Дубровина (1988)

лет

12

лет

13

лет

14 лет

13

лет

14

лет

15

лет

16

лет

Осведомленность

23%

28%

52%

54%

40%

54%

62"»

Классификация

41/

4У%

54%

55%

25%

44%

51%

58° о

Аналогия

31%

41%

50%

51%

32°.

47%

58%

63%.

Обобщение

18%

23%

3Z%

30%

25%

47'/,,

54%

65%

Числовые законом

29%

34/«

51%

47%

31%

44%

46%

57°/.

Арифметическ. счет

31%

38%

44%

Пространств, умен.

37%

43%

51%

53%

37%

47%

48%

60%

Средние по тестам

30%

36%

48%

48%

30%

43°

50%

58%

В целом подростки из середины 90-х и 80-х годов более или менее сопоставимы между собой по уровню ин­теллектуального развития (сравни данные по 13-14-летним подросткам обеих возрастных эпох). В то же время по ряду интеллектуальных функций подростки 90-х годов заметно