logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

1.9. О диагностике возрастного развития

Строго говоря, вопрос о диагностике развития был впервые сформулирован Л.С.Выготским и фактически

50 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

остается сегодня в том же виде. И не потому, что он поте­рял свою актуальность. Колоссальный практический смысл состоит в том, чтобы мы имели возможность ста­вить диагноз психического развития ребенка. Тем самым появлялась бы реальная основа для проведения работы по формированию психического здоровья ребенка. Однако воз и ныне там. Чтобы понять трудности, разберемся в сути диагностики развития.

Диагностикой развития называют систему ис­следовательских приемов, задача которых - определе­ние реального уровня развития, достигнутого ребен­ком. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило свой рост. Нам уже известны такие законо­мерности развития, как неравномерность и гетерохрон-ность (разновременность) вызревания отдельных сторон личности и ее свойств. Поэтому важно оценить не толь­ко то, что уже созрело, но и то, что еще только созре­вает. Это особенно важно именно для ребенка, у кото­рого очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.

Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций, и составляет вторую, самую главную и трудную задачу ди­агностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.

Итак, мы сталкиваемся с двумя задачами диагнос­тики психического развития:

- определение реального уровня психического раз­вития ребенка;

- определение зоны ближайшего развития. Проиллюстрируем сказанное примером. С целью диагностики интеллектуального развития ребенку пред­лагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизи-