logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 1. Психология развития ребенка 51

рованных по годам (месяцам) жизни. Определяется пре­дел трудности задач, доступных для него, и соответ­ствующий стандартный возраст. Тем самым устанав­ливается реальный умственный возраст.

Если при этом мы хотим установить зону ближай­шего развития ребенка, мы должны предложить ему сле­дующую по уровню трудности задачу и, поскольку ребе­нок уже не в состоянии ее решить самостоятельно, мы (взрослые) либо показываем, либо сами начинаем решать задачу, а далее смотрим, сможет он самостоятельно за­кончить ее решение или нет. К примеру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. Но, определяя зону ближайшего развития, мы установи­ли, что один ребенок с помощью взрослого решает зада­чи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии про­двинуться в сотрудничестве с взрослым лишь до 9-лет­него стандартного возраста. Следовательно, в первом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.

Есть ли еще причины, побуждающие к определе­нию зоны ближайшего развития? Одна из важнейших состоит в определении оптимальных сроков обучения детей. Нам уже знакомо понятие сенситивного периода, так же как и средних границ этих периодов для освое­ния различных видов деятельности. Однако границы сенситивности весьма индивидуальны и для полноцен­ного и здорового развития ребенка знание их обязатель­но. Важно при этом помнить, что обучение опирается не столько на уже созревшие психические процессы, сколь­ко на созревающие.

Итак, определение актуального или реального уров­ня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возра­стной диагностикой. Что же составляет предмет диагнос­тики развития ребенка, и каковы ее методы?

52 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______