logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

5.7. Развитие личности младшего школьника

На развитие личности младшего школьника имеет смысл посмотреть в свете формирования у него внутрен­ней позиции, результатом действия которой является его произвольное поведение - стратегическая цель всего пси­хического развития в этом возрасте.

Под влиянием нового образа жизни, формирующе­го новую социальную ситуацию развития младшего школьника, произвольность в поведении и деятельности ребенка проделывает значительный путь в своем развитии. Ранее уже не раз отмечалось, что игра носит преимуще­ственно непроизвольный характер.

В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Последний связан с наличием у ребенка определенных обязанностей в семье, когда сама деятельность начинает носить выраженный произвольный характер.

1. Для развития произвольного поведения важно умение ребенка не только руководствоваться целями, ко­торые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоя­тельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать свое поведение и умственную деятельность.

В первом-втором классах для детей все еще характе­рен невысокий уровень произвольности в поведении, они весьма импульсивны и несдержанны. Дети еще не могут самостоятельно преодолевать даже незначительные труд­ности, с которыми сталкиваются в обучении. Поэтому в

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 2R9 данном возрасте воспитание произвольности заключает­ся в том, чтобы систематически учить детей ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достиже­ния, т.е. учить их самостоятельности.

Одним из возможных средств развития самостоятель­ности могут стать самостоятельно выполняемые детьми слабо структурированные задания. Таковыми являются задания типа «Нарисуй то, не знаю что» или «напиши пись­мо на несуществующем языке». Суть подобных заданий состоит в создании условий для максимального проявле­ния ребенком своих индивидуальных творческих возмож­ностей. Если задание репродуктивного типа представляет собой лишь воспроизводство алгоритма, то самостоятель­ные письменные работы в отличие от репродуктивных все­гда богаче по словарному составу и глубине построения фраз.

При этом следует помнить о мощном побудитель­ном значении цели для преодоления трудностей. Цель тог­да выполняет свою конструктивную функцию, когда она формируется перед началом деятельности и если она свя­зана с не очень большим объемом предстоящей работы. В противном случае ребенок отказывается от деятельности.

2. Следующий момент в развитии произвольного поведения связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллектив­ные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены обществен­ной жизни. На этой основе начинает формироваться и оп­ределяться направленность, появляются новые нравствен­ные чувства, усваиваются нравственные требования.

Все сказанное имеет значение в жизни третьекласс­ников и четвероклассников, но слабо проявляется в жиз­ни учеников первого-второго классов. Пока они все еще остаются безразличными к тому, получили ли они замеча­ние наедине с учителем или в присутствии всего класса; в

10 Зи, 195

290 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

то же время замечание, сделанное в присутствии товари­щей ученику третьего-четвертого класса, переживается гораздо острее.

Выраженное стремление к общению с товарищами наблюдается на пороге 4-5 классов. Причем эта потреб­ность резко возрастает у тех детей, у которых ранее она была едва заметна. Ведь каждый ребенок хочет найти свое место, быть принятым и признанным своими товарища­ми. В этом возрасте отмечается сильная текучесть взаимо­отношений между детьми, в основе чего лежит стремление ребенка найти для себя наиболее близкого товарища и Друга.

3. Произвольность поведения обусловливает станов­ление и развитие у учеников четвертых-пятых классов чув­ства взрослое/эту'. Различают:

- социально-моральную взрослость, которая проявля­ется в отношениях с взрослыми, в участии ребенка в заботах о семье, ее благополучии, систематической помощи взрослым. Обычно это наблюдается в семь­ях, переживающих трудности, где ребенок берет на себя выполнение взрослых обязанностей;

- интеллектуальную взрослость, выражающаяся в стремлении ребенка что-то знать и уметь по-настоя-" щему, что стимулирует его познавательную деятель­ность;

- равнение ребенка на качества «настоящего мужчины», как результат прямого подражания и выработка себя таких взрослых качеств как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.

Драгунова Т. В. Подростковый возрастУ/Возрастная и педаго­гическая психология.- М.,1973.

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 291 Показателем возникновения чувства взрослости можно считать:

- возникновение желаний и требований «взрослого» к себе отношения со стороны окружающих,

- стремление к самостоятельности и желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых.

- наличие собственной линии поведения, собственных взглядов и стремление их отстоять.

Наряду с чувством взрослости мы можем встречать­ся с проявлением так называемой тенденции к взрослости, т.е. стремлением казаться и считаться взрослым. Она мо­жет возникать в ответ на непризнание взрослыми или свер­стниками претензий ребенка на взрослость. Нередко это выражается в проявлении ребенком дурных привычек (ку­рение, игра в карты, потребление вина, жаргон, способы развлечений), мелкого хулиганства, т.е. совершения по­ступков, которые, по его мнению, ставят его на одну плос­кость со взрослыми. Поэтому так важно адекватно реаги­ровать на появляющиеся у ребенка проявления чувства взрослости.

Психологи считают, что появление чувства взросло­сти является важным психологическим новообразовани­ем этого периода и по его появлению можно судить о на­чале нового этапа личностного развития ребенка.

Завершая разговор о развитии личности в младшем школьном возрасте, остановимся еще на одном важном моменте. Ранее уже подчеркивалось, что результатом лич­ностного развития в дошкольном возрасте является фор­мирование внутренней позиции ребенка - источник разви­тия произвольного поведения и чувства взрослости. В ней отражается определенное место, которое ребенок занима­ет в социуме. Конечно, она еще находится в зачаточном

ю*

292 Аверин В. А. Психология детей и подростков______

состоянии, содержательно не наполнена, но активно тре­бует этого, хотя бы для того, чтобы придать большую уве­ренность ребенку в самом себе. Идет активный поиск этой позиции, и от того, какое содержание будет в нее включе­но и принято ребенком, будет зависеть последующая его жизнь.

Э.Берн, анализируя позиции, которые может занять и принять человек в качестве исходных, говорит о четы­рех, выражающих отношение человека к окружающему миру, другим людям и самому себе'.

По мнению Э.Берна, любая позиция выражает от­ношение моего «Я» к твоему «Ты». Эти отношения осно­вываются на убеждениях, формирующихся в очень раннем детстве. Каковы же эти позиции?

Первая позиция. «Я» - «хороший», «Ты»-«хороший». Расшифровывается это так: «Я» - хороший и у меня все хорошо». «Ты» - хороший и у тебя тоже все хорошо». Это позиция здоровой личности, позиция, символизирующая достойную жизнь. Это базовая позиция. Отражающая ус-пех личности. Эта позиция либо формируется в раннем детстве, либо вырабатывается позже тяжким трудом. Э.Берн утверждает, что просто желания стать хорошим человеком здесь недостаточно. Именно поэтому важно в самом начале личностного становления ребенка сказать родителям об их ответственности и роли в формировании будущей жизненной позиции их сына или дочери.

Вторая позиция. «Я» - «хороший», «Ты» - «плохой». Это позиция, когда нужно избавиться от кого-либо. Это позиция, отражающая превосходство личности над дру­гими, в лучшем случае - это позиция непрошеного совет­чика, который лезет помочь в том, о чем его никто не

' Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология челове­ческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Пси­хология человеческой судьбы. СПб.: Лениздатт, 1992.

___Глава S. Психическое развитие детей младшего... 293 просит. В большинстве случаев - это позиция посред­ственности.

Третья позиция. «Я» - «плохой», а «Ты» - «хороший». В психологическом планеэто депрессивная позиция, харак­теризующая самоуничижающую личность. Такая позиция заставляет человека унижаться перед другими, используя при этом их слабости. В основном, это меланхолики, му-чающиесебя люди, прозябающие в жизни.

Четвертая позиция. «Я» - «плохой» ч «Ты» - «пло­хой». Это позиция безнадежности, отчаяния, позиция че­ловека, чувствующего тщетность своих жизненных усилий. Из всех других - это самая неприемлемая, самая нежела­тельная в жизни позиция.

Человек всегда занимает ту или иную позицию, он ищет и находит ее, искреннюю или неискреннюю, негиб­кую и даже небезопасную, на которой строится его жизнь.

Отказаться от нее - значит отказаться от себя, от того фундамента, на котором стоит здание личности. Об этом важно сказать родителям, от поведения которых будет за­висеть выбор ребенком той или иной жизненной позиции.