logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 333

опережают своих сверстников из 80-х годов. Это особенно проявляется в умении классифицировать, проводить ана­логии и комбинаторных способностях (субтест «числовые закономерности»). Вместе с тем подростки 80-х годов луч­ше обобщали, нежели их сверстников из 90-х годов. С од­ной стороны, сопоставимость полученных данных, разне­сенных во времени на целое десятилетие, свидетельствует о проявлении общих закономерностей в интеллектуальном развитии человека, а с другой, - обнаруженные расхожде­ния в уровне развития отдельных умственных показателей говорят о роли внешних, средовых условий на ход реализа­ции программы умственного развития.

Следует признать, что уровень интеллектуального развития подростков из обеих возрастных эпох оказыва­ется недостаточным для успешного усвоения учебной про­граммы в школе. Об свидетельствуют данные о количе­стве подростков, справившихся со всеми тестовыми зада­ниями: от 30%-36% среди 11-12-летних до 50%-58% среди 15-16-летних, что безусловно, явно недостаточно. Об этом же говорят и данные об уровне развития «фундаменталь­ной», по словам И-В.Дубровиной, «характеристике интел­лектуальной сферы личности школьника» - способности действовать в уме. Ранее уже говорилось о роли этого уме­ния в структуре теоретического мышления школьника (Глава 5). Как подчеркивает АА.Зак в развитом виде эта способность содержит три компонента мыслительной де­ятельности: анализ условий задачи, планирование ее ре­шения и осознание обобщенного способа решения'. Ком­понентный состав этой способности позволяет установить уровни ее сформированное™. По мнению И.В-Дуброви-ной, «если ученик проводит мыслительный анализ условий задачи, планирует в целом ее решение ... и вместе с тем

Зак А.А. Развитие способности действовать «в уме» у школь­ников 1-Х классов/УВопросы психологии, 1983, № 1.

334 А верни В. А. Психология детей и подростков_______

осознает общий способ решения подобного типа задач, то способность действовать в уме представляет собой целост­ную стадию своего формирования»'. По данным И.В.Дуб­ровиной в 13 лет эта способность вообще не сформирована у 58% школьников, а в 14 лет- у 35%. Резкий сдвиг в развитии этой способности приходится на диапазон 15-16 лет. Если среда! 13- 14-летних подростков было выявлено только 12%-18% со средним уровнем сформированное™ этой способно­сти, то среди 15-летних их стало 31%, а 16-летних - почти 54%. Конечно, абсолютный уровень сформированное™ по-прежнему остается явно недостаточным, однако, относитель­ный сдвиг очевиден. Очевидно и то, что пятнадцатилетний возраст оказывается сенситивным для развития этой способ­ности. Но тут же возникает вопрос, о разрыве временных гра­ниц сенситивных периодов для развития отдельных интел­лектуальных функций и способности действовать в уме. Со­став этой способности указывает на ее интегральный характер, что и объясняет запаздывание в ее становлении. Для ее формирования необходим высокий уровень развития отдельных познавательных умений (классификация, анало­гия, обобщение, комбинаторика). Кстати, по данным Балак-шиной и Дубровиной именно к 14-15 годам более половины подростков успешно справляются с тестовыми заданиями, демонстрируя тем самым готовность отдельных познаватель­ных умений (см. табл.16). И именно в это время отмечается резкий сдвиг в сформированное™ умения действовать в уме. Таким образом, становятся понятными и временные грани­цы сенситивности данного умения.

Полученные в обоих исследованиях данные о ходе ин­теллектуального развития подростков позволяют говорить о сдвиге временных границ так называемых сенситивного и критического периодов в развитии интеллектуальных функ­ций. Так, наибольший сдвиг в их развитии у подростков 80-х

Особенности обучения... Ук. соч. С- 24.