logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 145

ности в общении и деятельности взрослого. Очевидно, что по мере взросления усиливается действие внешних факто­ров, одним из которых является языковое окружение ре­бенка. Главными носителями языка для ребенка являются его родители. Поэтому общее правило можно сформули­ровать так: чем больше родители разговаривают с ребен­ком, тем большему он научится. При этом не следует за­бывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он говорит. Важным условием развития речи ре­бенка - это хорошие и доброжелательные отношения с ним. Как разговаривать с ребенком'?

Во-первых, стремитесь вызвать у ребенка потребность заговорить первым. Не следует предвосхищать его любое желание: пусть он попытается сформулировать его.

Во-вторых, говорите с малышом простыми, ясными и понятными предложениями.

В-третьих, продолжайте и дополняйте сказанное ре­бенком, т.е. делает его предложение распространенным. При этом не следует заставлять его повторять за вами -достаточно того, что он вас слышит. Например, полуто-рогодовалый ребенок сказал: «Суп». «Овощной суп очень вкусный» - добавляете вы.

В-четвертых, старайтесь говорить вслух о действиях ребенка, описывая то, что он делает. Если, к примеру, он тянется к выключателю скажите при этом: «Ты выключа­ешь свет». Таким образом, вы подсказываете малышу сло­ва, которые выражают его действия, его опыт.

В-пятых, говорите и о тех действиях, которые совер­шаете сами. Тем самым вы поможете ребенку расширить его словарный запас, когда он видя то, что вы делаете, на­пример, моете посуду, будет слышать слова, обозначающие ваши действия. Говорить при этом нужно короткими и про­стыми предложениями, медленно и отчетливо.

ЧейпиДж. Готовность к школе. М.: Педагогика, 1992. С. 32.

146 Аверин В.А. Психология детей и подростков______

И, наконец, еще одна рекомендация Дж.Чейпи: «ни­когда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно». Если же вы будете поправлять грам­матические ошибки или произношение, ребенок может просто замолчать, лишь бы не совершить ошибки. Вспом­ните свой опыт изучения иностранного языка, когда ваш преподаватель все время и с укоризной в голосе поправ­лял вас. Вам очень хотелось говорить?

Богатая, правильно интонированная, эмоциональ­но насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, ко­торая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языко­вого окружения на становление речи, следует учитывать и факторы домашней обстановки. Например, замечено, что словарный запас единственных в семье детей или первен­цев больше. Нередко языковое развитие младших детей ограничено, поскольку занятые родители нередко перепо­ручают процесс воспитания более старшим детям. Стар­шие, полные симпатий и любви к малышу, стараются пред­восхитить его любое желание и практически устраняют всякую необходимость говорить. К тому же и сама речь старших детей еще далека от совершенства.

Поскольку понятие обобщение является одним из важных, остановимся на нем подробнее. Процесс форми­рования и развития у ребенка способности к обобщению проходит на всех этапах развития речи, начиная с этапа безъязычной речи, когда ребенок слушая взрослого, вскрывает значение слов. Он продолжается на этапе ав­тономной речи, когда обобщение выступает в ограни­ченной форме и заканчивается при появлении связной речи.

Наряду с этим можно указать на значение обобще­ния для других сторон психического развития ребенка.

А. Мы уже говорили о том, что речь является средством

социального общения. И возникает она из потребности