logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

5.8. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе

Характеристику жизни младших школьников мы начали с того момента, как они вошли в первый класс, т.е. с периода адаптации. И заканчиваем разговор обсужде­нием тех трудностей, с которыми дети сталкиваются в про­цессе обучения. Насколько актуально обсуждение этой

проблемы?

К сожалению, в последние годы среди детей, поступа­ющих в первый класс, растет число детей с недостаточной степенью готовности к обучению в школе, выражающейся в низком уровне психологических и психофизиологических

294 Аверин В.А. Психология детей и подростков______

предпосылок учебной деятельности: по данным разных авторов 25%-56°/о (!) детей в начальной школе испытыва­ют те или иные трудности в обучении'. Каковы же причи­ны возникновения этих тру дностей? Чаще всего к ним от­носят временные задержки психического развития (ЗПР).

Исследования показали, что в 50% случаев неуспе­ваемость школьников была связана именно с этой пробле­мой2. К сожалению, сегодня можно уверенно говорить о росте числа детей с ЗПР сравнении с другими нарушения­ми. Так за период с 1991 по 1993 г.г. количество детей с нарушениями интеллекта снизилось с 68,8% до 54,5<'o, а число детей с ЗПР, наоборот, - возросло в два раза, с 16.8% до 32,6%. Столь высокая распространенность этогоявле-ния заставляет родителей, воспитателей и учителей быть особенно внимательными к детям дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Дело осложняется тем, что в дошкольном возрасте эти дети (т.е. те, кому впоследствии, в начальной школе, ставят диагноз - ЗПР) ничем не отличаются от своих свер­стников и поэтому поступают в школу. Трудности обуче­ния дают знать о себе тем сильнее, чем выше сложность и темп умственной работы ребенка.

Другая сторона повышенного внимания к этой про­блеме состоит в том, что за эти же годы число детей в Рос­сии, обучающихся в классах коррекции в обычной обще­образовательной школе увеличилось в два раза: с 52,8 ты­сяч в 1991 году до 119,5 тысяч в 1993 году3. Таким образом, наблюдается выраженная тенденция увеличения числа де-

' ШитщынаЛ.М. Психологические аспекты интегрированно­го обучения детей с проблемами развития/Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1: Теоретические про­блемы психологии. СПб, СБбГУ, 1995.

1 Безруких М.М.. Ефимова С.А. Ук- соч.

3 Положение детей в Российской Федерации. Государственный ежегодны доклад. 1994.

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 295 тей с ЗПР в общеобразовательной школе/Так по данным НИИ коррекционной педагогики число детей с ЗПР со­ставляет 5,8% всех учащихся младших классов.

Все сказанное заставляет нас остановиться на харак­теристике некоторых причин, вызывающих ЗПР, и само­го этого явления.

Одной из наиболее распространенных причин воз­никновения ЗПР, астенических и неврозоподобных состо­яний принято считать отклонения от стадии возрастного психического развития, на которой находится ребенок, так называемый дизонтогенез развития. Понятие дизонтоге-неза впервые было введено в 1927 г. Швальбе и в настоя­щее время им обозначают различные формы нарушений онтогенеза во внутриутробном и постнатальном, преиму­щественно раннем периоде, когда морфологические сис­темы организма еще не достигли зрелости.

Нарушения нервной системы могут быть вызваны действием биологических и социальных факторов'. Среди биологических факторов значительное место занимают пороки развития мозга -хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена, внутриутробные факторы - трксикозы беременности, па­тологии родов, инфекции, интоксикации и травмы. Боль­шое значение имеет время повреждения (чем раньше дей­ствует патогенный фактор, тем выраженное повреждение) и его интенсивность, когда повреждение однихсистем моз­га влечет за собой недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной.

К социально обусловленным видам непатологичес­ких отклонений развития относят педагогическую запу­щенность, выражающейся в задержке интеллектуально­го и эмоционального развития ребенка, патохарактёро-логическом развитии личности, т.е. аномальном развитии

' Лебединский В.В. Ук. соч.

296. АмрчнВА.-Псиюзюгт детей и подростков_____ эмоционально-волевой сферы со стойкими аффективны­ми изменениями.

По мнению В.В-Лебединского одной из форм психи­ческого дизонтегенеза является временная задержка пси­хического развития ребенка (ЗПР), аля которой характер­но «замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах»'. Функциональный характер ЗПР свидетельствует об обратимости заболевания, т.е. о возможности восстановления временно нарушенной пси­хической функции.

В.ВЛебединский считает, что «задержанное психичес­кое развитие может быть вызвано генетическими фактора­ми, соматогенными (хронические соматические заболева­ния), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чащерезидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постанатального периода)»2.

Показателями замедления темпов психического раз­вития могут быть:

- недостаточный объем знаний при поступлении ре­бенка в школу,

- ограниченность его представлений,

- преобладание игровых интересов,

- незрелость мышления,

- малая интеллектуальная целенаправленность.

- быстрая пресыщаемость в интеллектуальной дея­тельности.

' Лебединский В. В. Ук. соч. С. 29. 2 Там же. С. 29.

Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 297 Особенность ЗПР состоит в неравномерности нару­шений различных психических функций, когда в одних случаях на первый план выступают задержки в развитии эмоциональной сферы ребенка, а нарушения в интеллекту­альной сфере выражены не резко. В других случаях, на­оборот, - преобладает замедленное развитие интеллекту­альной сферы в сравнении с эмоциональной. Замедление темпа развития эмоциональной сферы проявляется в раз­личных формах инфантилизма ребенка. Замедление темпа развития интеллектуальной сферы при соматических забо­леваниях проявляется в общей повышенной истощаемости ребенка (хроническая астения), при психогенных формах -в социальной и педагогической запущенности ребенка, при це­ребрально-органических, наиболее часто приводящим к возникновению трудностей в обучении, -нейродинамичес-ких и энцефалопатических расстройствах.

Соответственно причинам, обусловливающим воз­никновение ЗПР, К.СЛебединская различает четыре ос­новных варианта задержки психического развития:

1) ЗПР конституционального происхождения.

2) ЗПР соматогенного происхождения,

3) ЗПР психогенного происхождения,

4) ЗПР церебрально-органического происхождения'.

При задержке психического развития конституцио­нального происхождения инфантильный тип телосложения определяет инфантильную психику. Эмоциональная сфера таких детей характеризуется не зрелостью, она находится на более ранней возрастной ступени развития, соответствуя складу ребенка меньшего возраста. Дети неутомимы в игре,

Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологи­ей темпа полового созревания. М., 1969.

298 Аверин В.А. Психология детей и подростков______

но быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе им трудно подчиняться прави­лам дисциплины и у них возникают трудности при дли­тельном интеллектуальном напряжении.

При соматогенной задержке психического развития эмоциональная незрелостьобусловлена длительными, ча­сто хроническими заболеваниями, пороками сердца и т.д. Хроническая физическая и психическая астения тормозят развитие активных форм деятельности, что способствует развитию таких личностных черт, как робость, боязли­вость, неуверенность в своих силах.

Наряду с задержкой эмоциональной сферы астено-подобные состояния являются причиной замедления темпов познавательного развития. У ребенка резко снижается ра­ботоспособность и объем воспринимаемого материала, ему трудно переключать и распределять свое внимание, он не­способен к длительному умственному напряжению. Мы видим, что в первую очередь происходит ослабление ум­ственной работоспособности, что и проявляется в нару­шении познавательной деятельности ребенка. И не правы те учителя, которые одним махом относят таких детей к тем, кто страдает интеллектуальной недостаточностью.

Характерно, что такие дети имеют иную динамику работоспособности в ходе урока: у них нет подъема после периода врабатывания (первого урока), отсутствует фаза устойчивой работоспособности. Работоспособность асте­нических детей уже до начала занятий крайне низка и не­устойчива и все ее показатели сразу же снижаются к концу первого урока. Астенические состояния (слабость, раздра­жительность, плаксивость, утомляемость), сопровождае­мые снижением успеваемости и трудностями в поведении, встречаются у детей, перенесших различные инфекцион­ные заболевания (грипп, корь, скарлатину). Особенно не­благоприятно на возникновении астенических состояний сказываются несколько заболеваний, перенесенных под-

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 299 ряд. Частые заболевания ослабляют организм, приводят к снижению его сопротивляемости. Любое увеличение на­грузки (физической, эмоциональной), конфликтные ситу­ации лишь усугубляют ситуацию, ухудшают физическое и психическое состояние ребенка. Обратим внимание не ве­сомость именно этой причины. По данным петербургских исследователей число часто болеющих детей составляет 25%. При этом непосредственно в дошкольном возрасте (5-6. лет) они составляют 26%. У часто болеющих детей отмечают отклонения со стороны нервной системы (35%), ЛОР-патологию - 54,5%. 10% таких детей имели в анамне­зе энцефалопатию перинатального генеза'.,

Изучение детей с выраженными астеноподобными состояниями позволило выделить две типологические группы: дети с выраженным астено-гипердинамическим синдромом, составляющие 62% от изучавшейся выборки, и дети с выраженным гиподинамическим синдромом - ЗУ/о. Если для первых наибольшую трудность представляют задания на скорость, одновременность и точность движе­ний, то у вторых отмечается замедленность целенаправ­ленных действий, общее моторное несовершенство, в це-лом-задержкав развитии моторно-статических функций2.

Задержка психического развития психогенного про­исхождения обусловлена неблагоприятными условиями развития и воспитания ребенка (безнадзорность ребенка, авторитарное или гиперопекающее воспитание). При ран­нем и длительном воздействии психотравмирующих фак­торов могут возникнуть устойчивые сдвиги в нервно-пси­хической сфере, обусловливающие патологическое разви­тие личности.

' Веселое Н. Г. У к. соч.

2 Бупюрина Н.Е„ Колесшченко Т.Н. Типология пограничных психических расстройств резидуально-органического генеза у детей младшего школьного возраста/Социология и клини­ческая психиатрия. № 1, 1996.-C.I 2-16.

300 Аверин В. А. Психология детей и подростков_____

Причинами задержки психического развития цереб­рально-органического происхождения могут быть патоло­гия беременности и родов, инфекции, интоксикации, трав­мы нервной системы в первые годы жизни ребенка. Наря­ду с ними подчеркивается роль и социального фактора в виде неблагоприятных условий воспитания или (и) психо-травмирующего фактора, например, ситуация системати­ческого неуспеха в школе.

Церебрально-органическая недостаточность про­являет себя в двух формах:

- незрелости эмоционально-волевой сферы (органи­ческий инфантилизм),

~ незрелость познавательной сферы.

Эмоционально-волевая незрелость проявляется в оп­ределенной примитивности эмоций, грубой внушаемости, явном преобладании игровых интересов над учебными, отсутствии творчества в игре, слабости воображения. Ус­ложнение правил игры, их интеллектуализация, как пра­вило, приводят к ее распаду. Эмоционально-волевая не­зрелость наиболее тесным образом связана с преобладаю­щим у детей фоном настроения.

У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и расторможенность в по­ведении, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Эти дети неспособны к волевым усилиям и систематической деятельности. На уроках они непоседливы и недисциплинированны, открыто выража­ют свое негативное отношение к учебе.

Для детей с пониженным настроением характерны склонность к робости, боязливости и страхам, что препят­ствует проявлению активности, формированию инициати­вы и самостоятельности. Преобладают игровые интересы, они с трудом привыкают к школе, детскому коллективу,

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 301 но на уроках ведут себя правильно. Тяжело переживают свою учебную несостоятельность. Следует отметить, что эмоционально-волевая незрелость в целом обнаруживает значительно менее выраженные расстройства, чем интел­лектуальная незрелость.

Особенность проявления интеллектуальной незре­лости состоит в том, что наибольшая недостаточность касается не мышления в целом, а его предпосылок - па­мяти, внимания, зрительно-пространственной координа­ции, темпа и переключаемости психических процессов. Характерно отставание в речевом развитии ребенка, труд­ности формирования навыков чтения и письма. По сути речь идет о недоразвитии моторных, слуховых и зритель­ных функций, с одной стороны, и отсутствии должного взаимодействия между ними, - с другой. Несформирован-ность интегративной деятельности мозга лежит в основе трудностей в узнавании непривычно представленных предметов (перевернутые или недорисованные изображе­ния, схематичные или контурные изображения), в сенсо-моторных нарушениях, что находит свое отражение в рисунках детей. Например, при рисовании по образцу гео­метрических фигур они не могут передать форму и про­порции, неправильно изображают углы, линии и их со­единения. Рисуя фигуру взрослого человека, дети допус­кают много ошибок: заметна диспропорция частей тела, важные детали изображены примитивно или вообще от­сутствуют. Слабость интегративной деятельности мозга обусловливает трудности воспроизведения ритма, вос­принимаемого на слух, а также плохую ориентировку в частях собственного тела, зеркальность в написании букв. В конечном счете недостаточность интегративной функ­ции - причина отставания в развитии словесно-логичес-кого мышления'.

Лебединский В. В. Ук. соч.

302 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Чем и как можно помочь детям с проявлениями эмо­ционально-волевой и интеллектуальной незрелости?

Организация психолого-педагогической помощи детям с ЗПР церебрально-органического происхождения должна строиться с учетом структуры эмоционального и интеллектуального дефекта, уровня нейродинамических расстройств, недостаточности отдельных психических фун­кций.

Дети с эмоционально-волевой незрелостью в боль­шей степени нуждаются в актуализации у них мотива дея­тельности, усилении речевого контроля при выполнении ими действий, включении их в игровые ситуации. Напри­мер, проговаривание в громкой речи выполняемого дей­ствия нормализовало и само действие.

Дети с выраженной интеллектуальной незрелостью нуждаются в более массированной помощи: расчленении учебной программы на отдельные смысловые звенья, уменьшении объема и темпа предлагаемого задания, от­работка речевой формы предстоящего действия и после­дующее ее совмещение с самим предметным действием'.

Завершая краткую психологическую характеристи­ку причин возникновения трудностей учения в начальной школе и возможных мер их профилактики, вновь подчер­кнем, что выбор средств и методов психолого-педагоги­ческой коррекции нарушений, требует от любого, кто от­ветственен за психическое развитие ребенка знания пси­хологической картины этих нарушений.

В заключение приведем обобщающую схему психи­ческого развития детей в младшем школьном возрасте (см. рис. 17).

'Лебединский В. В. Ук. соч.

304