logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 4. Психология развития детей ... 195

бенка (Ф.Гуденаф), с развитием его личности (А.Ф.Лазур-ский)'. Изобразительная деятельность ребенка, наряду с собственно игровой широко используется в психотерапев­тических целях2. Все это заставляет более пристально при­смотреться к этому виду деятельности ребенка.

Почему ребенок вообще начинает рисовать? Что по­буждает малыша провести какие-то линии, закорючки на листе бумаге или мокром песке? Можно ответить вопро­сом: «А что.побуждает ребенка говорить?» В этом отноше­нии интересна параллель, проводимая между началом раз­вития речи и рисунка. Мы хорошо помним тот этап в раз­витии речи, когда одно слово было носителем целого предложения. По аналогии с этим можно сказать, что детс­кий рисунок развивается не от отдельных элементов, а от целого, которое ребенок передает в рисунке3. Тем не менее здесь нет удовлетворительного ответа на поставленный воп­рос, хотя и намечается некоторая генетическая связь между развитием речевой и изобразительной деятельностями.

Трудность ответа состоит в том, что развитие изоб­разительной деятельности ребенка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речевой деятельности. Все люди, так или иначе, овладевают речью и добиваются в конечном счете сопоставимых между собой результатов. Все люди, так или иначе, овладевали изобразительной де­ятельностью, однако, результаты здесь явно несопостави­мы. Нас, конечно, здесь не интересует вопрос о предпо­сылках достижений в области изобразительного искусст­ва. Речь идет о причинах, подталкивающих маленького человека к рисованию.

В.В.Зеньковский видит в них элемент случайности, когда «случайно дитя, наблюдавшее и до того рисунки

' Обухова Л.Ф.Ук. соч. С. 239.

2 Захаров А.И. Ук. соч.

3 Зеньковский В. В. У к. соч.

7*

196 Аверин В.А. Психология детей и подростков

взрослых, видевшее, как из начертания линий тут же вы­ходит «рисунок»,- случайно и оно создает такой же «рису­нок», сознавая затем изобразительную силу линии и овла­девая постепенно этой силой»'.

Л.С.Выготский, изучая предысторию становления письменной речи, приходит к выводу, что «история разви­тия письма начинается с возникновения первых зритель­ных знаков у ребенка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь»2. Всем хорошо известны примеры пиктографического пись­ма, которое, по мнению Л.С.Выготского, есть ни что иное как символическое отображение жеста: «мы склонны пер­вые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова»3. На родство ри­сования и жеста указывал и В.Штерн. Таким образом, пер­воначально рисунок возникает из жеста и начинает само­стоятельно означать предмет. Важно подчеркнуть, что в первых рисунках детей предмет обозначается лишь, после того как он нарисован, но никогда до того. Сам рисунок развивается под сильным давлением речи, поскольку ре­бенок рисует так, как говорит; при этом сам рисунок мож­но рассматривать как своеобразную детскую речь. Не слу­чайно, что само рисование начинается тогда, когда уст-. ная речь стала для ребенка привычной. Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графичес­кая речь, возникающая на основе словесной речи, графи­ческий рассказ о чем-либо - подчеркивает^.С. Выготский и потому рассматривает детский рисунок как предвари­тельную стадию письменной речи4. Именно поэтому, все люди так или иначе рисуют, обозначая изобразительными

' Там же. С. 177.

2 ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983.-С. 180.

3 ВыготскийЛ.С. У к. соч. С. 181.

4 Там же.