Глава 4. Психология развития детей ... 195
бенка (Ф.Гуденаф), с развитием его личности (А.Ф.Лазур-ский)'. Изобразительная деятельность ребенка, наряду с собственно игровой широко используется в психотерапевтических целях2. Все это заставляет более пристально присмотреться к этому виду деятельности ребенка.
Почему ребенок вообще начинает рисовать? Что побуждает малыша провести какие-то линии, закорючки на листе бумаге или мокром песке? Можно ответить вопросом: «А что.побуждает ребенка говорить?» В этом отношении интересна параллель, проводимая между началом развития речи и рисунка. Мы хорошо помним тот этап в развитии речи, когда одно слово было носителем целого предложения. По аналогии с этим можно сказать, что детский рисунок развивается не от отдельных элементов, а от целого, которое ребенок передает в рисунке3. Тем не менее здесь нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос, хотя и намечается некоторая генетическая связь между развитием речевой и изобразительной деятельностями.
Трудность ответа состоит в том, что развитие изобразительной деятельности ребенка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речевой деятельности. Все люди, так или иначе, овладевают речью и добиваются в конечном счете сопоставимых между собой результатов. Все люди, так или иначе, овладевали изобразительной деятельностью, однако, результаты здесь явно несопоставимы. Нас, конечно, здесь не интересует вопрос о предпосылках достижений в области изобразительного искусства. Речь идет о причинах, подталкивающих маленького человека к рисованию.
В.В.Зеньковский видит в них элемент случайности, когда «случайно дитя, наблюдавшее и до того рисунки
' Обухова Л.Ф.Ук. соч. С. 239.
2 Захаров А.И. Ук. соч.
3 Зеньковский В. В. У к. соч.
7*
196 Аверин В.А. Психология детей и подростков
взрослых, видевшее, как из начертания линий тут же выходит «рисунок»,- случайно и оно создает такой же «рисунок», сознавая затем изобразительную силу линии и овладевая постепенно этой силой»'.
Л.С.Выготский, изучая предысторию становления письменной речи, приходит к выводу, что «история развития письма начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь»2. Всем хорошо известны примеры пиктографического письма, которое, по мнению Л.С.Выготского, есть ни что иное как символическое отображение жеста: «мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова»3. На родство рисования и жеста указывал и В.Штерн. Таким образом, первоначально рисунок возникает из жеста и начинает самостоятельно означать предмет. Важно подчеркнуть, что в первых рисунках детей предмет обозначается лишь, после того как он нарисован, но никогда до того. Сам рисунок развивается под сильным давлением речи, поскольку ребенок рисует так, как говорит; при этом сам рисунок можно рассматривать как своеобразную детскую речь. Не случайно, что само рисование начинается тогда, когда уст-. ная речь стала для ребенка привычной. Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чем-либо - подчеркивает^.С. Выготский и потому рассматривает детский рисунок как предварительную стадию письменной речи4. Именно поэтому, все люди так или иначе рисуют, обозначая изобразительными
' Там же. С. 177.
2 ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983.-С. 180.
3 ВыготскийЛ.С. У к. соч. С. 181.
4 Там же.
- Содержание
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- От автора
- Глава 1
- 1.1. Из истории развития науки о детях
- Глава 1. Психология развития ребенка
- 1.2. О методологии последующего изложения
- Глава 1. Психология развития ребенка 15
- 1.3. Детство в жизни взрослого
- Глава 1. Психология развития ребенка 17
- 1.4. Принципы психического развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 19
- Глава 1. Психология развития ребенка 21
- 1.5. Факторы психического развития
- 1.6. Механизм психического развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 33
- Глава 1. Психология развития ребенка 35
- Психическое новообразование
- 1.7. Теории психического развития ребенка.
- Глава 1. Психология развития ребенка 37
- Глава 1. Психология развития ребенка 39
- Глава 1. Психология развития ребенка 41
- Глава 1. Психология развития ребенка 43
- 1.8. Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- Глава 1. Психология развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 47
- 1.9. О диагностике возрастного развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 51
- 1.10. Показатели психического развития ребенка и методы их изучения
- Глава 1. Психология развития ребенка 53
- Глава 1. Психология развития ребёнка 57
- Глава 1. Психология развития ребенка 61
- Глава 2 психическое развитие младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 63
- 2.1. Врожденные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 67
- Глава 2. Психическое развитие младенца 71
- 2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 73
- Глава 2. Психическое развитие младенца 75
- Глава 2. Психическое развитие младенца 77
- Глава 2. Психическое развитие младенца 79
- 2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 81
- 2.2. Психическое развитие новорожденного
- Глава 2. Психическое развитие младенца 87
- Глава 2. Психическое развитие младенца 93
- 2.3. Психическая жизнь младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 95
- Глава 2. Психическое развитие младенца 99
- 2.4. Начало развития языка и речи
- Глава 2. Психическое развитие младенца 101
- 1. Познавательная деятельность.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 103
- 2. Эмоциональные процессы и состояния.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 105
- Глава 2. Психическое развитие младенца 107
- 2.5. Эмоциональная жизнь младенца.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 109
- Глава 2. Психическое развитие младенца 113
- Глава 2. Психическое развитие младенца 115
- Глава 2. Психическое развитие младенца 117
- Глава 2. Психическое развитие младенца 119
- 2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 121
- Глава 2. Психическое развитие младенца 123
- Глава 2. Психическое развитие младенца 125
- Глава 2. Психическое развитие младенца 127
- Глава 2. Психическое развитие младенца 129
- Глава 2. Психическое развитие младенца 131
- Глава 3
- 134 Аверин в.А. Психология детей и подростков_____ 3.1. Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте
- 3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка
- Глава 3. Психология раннего детства 135
- 3.3. Освоение ходьбы
- Глава 3. Психология раннего детства 137
- 3.4. Предметные действия и условия их развития
- Глава 3. Психология раннего детства 139
- 3.5. Освоение речи
- Глава 3. Психология раннего детства
- Глава 3. Психология раннего детства 143
- Глава 3. Психология раннего детства 145
- Глава 3. Психология раннего детства 147
- Глава 3. Психология раннего детства 149
- Глава 3. Психология раннего детства 151
- 2 Года.
- Глава 3. Психология раннего детства 153
- 3.6. Эмоциональное развитие ребенка
- 3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 155
- Глава 3. Психология раннего детства 157
- Глава 3. Психология раннего детства 159
- Глава 3. Психология раннего детства 161
- Глава 3. Психология раннего детства 163
- 3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 165
- 3.8. Становление личности ребенка, его системы «я»
- Глава 3. Психология раннего детства 167
- Глава 3. Психология раннего детства 164
- Глава 3. Психология раннего детства 174
- Глава 3. Психология раннего детства 175
- 3.8.2. Почему и каким образом ребенок усваивает воздействия родителей?
- Глава 3. Психология раннего детства 177
- Глава 3. Психология раннего детства 179
- Глава 3. Психология раннего детства 181
- 3.9. Становления образа себя « волоролевая идентификация
- Глава 3. Психология раннего детства t83
- Система «я»
- Глава 4
- Глава 4. Психология развития детей ... 187
- Предметно-манилулятивная деятельность Общение Наглядно-действенное мышление
- 4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 189
- Глава 4. Психология развития детей ... 191
- Глава 4. Психология развития детей ... 193
- 4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 195
- Глава 4. Психология развития детей... 197
- 4.2. Развитие воображения
- Глава 4. Психология развития детей ... 201
- Глава 4. Психология развития детей ... 203
- Глава 4. Психология развития детей ... 205
- 4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников
- Глава 4. Психология развития детей ... 209
- Глава 4. Психология развития детей ... 211
- Глава 4. Психология развития детей ... 213
- 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника
- Глава 4. Психология развития детей ... 215
- Глава 4. Психология развития детей ... 217
- Глава 4. Психология развития детей ... 219
- Глава 4. Психология развития детей ... 221
- Глава 4. Психология развития детей ... 223
- 4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте
- Глава 4. Психология развития детей ... 227
- Глава 4. Психология развития детей ... 229
- 4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
- Глава 4. Психология развития детей ... 231
- 4.7. Готовность ребенка к школе
- Глава 4. Психология развития детей ... 235
- Глава 4. Психология развития детей ... 237
- Глава 4. Психология развития детей ... 239
- Глава 4. Психология развития детей ... 241
- Глава 5
- 5.1. Краткая психологическая характеристика возраста
- 5.2. Адаптация первоклассника к школе
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 249 общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением'.
- 5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте
- 5.4. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка
- 5.5. Теория развития интеллекта жЛиаже
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 275
- 5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника
- 5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности
- 5.7. Развитие личности младшего школьника
- 5.8. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
- Глава 6 психическое развитие подростка
- 6.1. Мифы и реальности подросткового возраста
- 6.2. Специфические особенности подросткового периода
- Глава 6. Психическое развитие подростка 309
- Глава 6. Психическое развитие подростка 311
- 63. Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста
- Глава 6. Психическое развитие подростка 313
- Глава 6. Психическое развитие подростка 315
- 6.5. Основные сферы психического развития подростка
- 318 Аверин в.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 321
- Глава 6. Психическое развитие подростка 323
- Глава 6. Психическое развитие подростка 325
- Глава 6. Психическое развитие подростка 327
- Глава 6. Психическое развитие подростка 329
- Глава 6. Психическое развитие подростка 331
- Глава 6. Психическое развитие подростка 333
- Глава 6. Психическое развитие подростка 335
- Глава 6. Психическое развитие подростка 337
- Глава 6. Психическое развитие подростка 339
- 6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
- Глава 6. Психическое развитие подростка 343
- Глава 6. Психическое развитие подростка 345
- Глава 6. Психическое развитие подростка 347
- Глава 6. Психическое развитие подростка 349
- 6.5.3.1. Становление «я» и психоэмоциональные состояния подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 351
- Глава 6. Психическое развитие подростка 353
- Глава 6. Психическое развитие подростка 355
- Глава 6. Психическое развитие подростка 359
- Глава 6. Психическое развитие подростка 361
- 6.6. Агрессивность и агрессивное поведение подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 363
- Глава 6. Психическое развитие подростка 365
- Глава 6. Психическое развитие подростка 367
- Глава 6. Психическое развитие подростка 369
- Глава 6. Психическое развитие подростка 371
- 6.7. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 373
- Глава 6. Психическое развитие подростка 375
- Глава 6. Психическое развитие подростка 379