logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 363

то, что все еще продолжается спор об относительной важ­ности личностных, социальных и ситуационных детерми­нант в возникновении агрессии, нетрудно видеть, что в дет­ском и подростковом возрасте роль индивидуальных де­терминант агрессии чрезвычайно велика. Поэтому так важно более подробно остановиться именно на этом, ин­дивидуально-личностном аспекте возникновения и разви­тия агрессии.

При характеристике агрессии чаще всего использу­ют два основных понятия - агрессивное поведение (агрес­сивные формы поведения) и агрессивности. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии.

В жизни бывает так, что, характеризуя того или иного человека, мы говорим: это агрессивная личность. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне оп­ределенного качества, присущего ему - агрессивности. В то же время иногда мы с удивлением вынуждены конста­тировать факт агрессивного поведения человека, которо­го было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух раз­ных феноменов - агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия. Действительно, многозначность понятия «агрессия» дос­таточно очевидна. Оно может быть употреблено и к бан­диту, пытающемуся убить свою жертву, и к самой жертве, сумевшей убить бандита в порядке самообороны, и к сто­матологу, вырывающему зуб у кричащего от боли паци­ента и т.д. Таких примеров не счесть.

О самой агрессии мы говорим тогда, когда она оче­видна, т.е. проявляется в поведении или действиях челове­ка. Вместе с тем вряд ли кому придет в голову назвать по­ведение стоматолога агрессивным, равно как и поведение защитившей себя жертвы. Возникает вопрос, какое пове­дение следует считать агрессивным?

364 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

А грессивное поведение - «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения,-пишут Р.Бэрон и Д.Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный или мотивационный аспект, а именно по­веденческий аспект проявления агрессии '.

Однако любое поведение - это всегда поведение кон­кретного человека. И оно определяется не только ситуа­цией. в которой он находится, людьми, с которыми он вза­имодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологичес­ких качеств, зная которые можно спрогнозировать возмож­ное поведение. И нередко ошибаемся в этом прогнозе, по­скольку сами по себе качества - это только возможности, предпосылки того или иного действия или поступка. Они могут проявиться в поведении, а могут и не проявиться. В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством. С этой точки зрения взгляд на агрессивность как устойчивое качество личности - это всего лишь понимание того, что агрессивность есть пред­посылка, возможность агрессивного поведения. Поэтому прав А.А.Реан, когда говорит, что не за всяким агрессив­ным поведением стоит агрессивная личность, равно как не каждая агрессивная личность должна обязательно де­монстрировать агрессивное поведение2.

Итак, если агрессивное поведение и агрессивность -это разные, хотя и связанные между собой понятия, то и природа их должна быть различной.

Факт агрессивного поведения - это всегда целост­ный акт, требующий проявления целостности на уровне всего человека. Следовательно, природа агрессивных форм поведения заключается не в отдельных психологических

' Бэрон Р. РичардсонД. У к. соч. С.-26. г РеанА. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.