logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 313

Само содержание названных выше потребностей указывает и на содержание нового вида деятельности для их реализации. Это - общение.

Общение позволяет подростку выйти за рамки шко­лы и там искать себя. Именно общение помогает ему по­стоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведе­ния, нормы морали, устанавливаются отношения равен­ства и уважения друг к другу. И если подросток не нахо­дит в школе удовлетворяющего его общения, он психоло­гически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятель­ность отступает на второй план.

Таким образом, становится понятной смена типов ведущей деятельности в отрочестве. Если в младшем школьном возрасте это учебная деятельность, то в под­ростковом - общение. Что же может и должно стать про­дуктом ведущей деятельности в психическом облике под­ростка?

К центральному психологическому новообразова­нию этого возраста относят самосознание личности, ста­новление которого возможно только посредством и бла­годаря общению.

Проследим этапы становления этого новообразова­ния, имея в виду анализ основных сфер развития подрост­ка - полового, познавательного и социального. Важно ус­тановить вклад каждой из них в конечный результат психического развития в этом возрасте.

Но прежде чем перейти к этому анализу, дадим крат­кую психологическую и поведенческую характеристику подростка.

314 Аверин В. А. Психология детей и подростков___ 6.4. Психологическая характеристика подросткового возраста

Известный отечественный педагог А.П.Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте со­ставляет всего один год, констатирует, что подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими не­достатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя роди­телям. В целом количество немотивированных отрицатель­ных поступков подростков отмечается в 42 раза (!) боль­ше, чем у младших школьников*.

Американские исследователи Роберт и Джин Байярд на основании многочисленных бесед с родителями подро­стков составили обобщенный список поступков и действий последних, которые беспокоят родителей. Ни много ни мало, их набралось 65 пунктов: от безобидного «пачкает на кухне» до -«сделала аборт и снова забеременела»2. Мы не будем приводить этот список полностью, но попытаем­ся выделить наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками. Многие из них были подме­чены давно и наша задача состоит в их обобщении.

Первое, что бросается в глаза, - это резкое ухудше­ние поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в жела­нии поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчли­вости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику негативной фазы психической пубертатности Ш.Бюлер, «доминанты усилия» Л.С.Вы­готского).

' Краковский А. П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. 2 Баиярд Р. Т., Бапярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.:

Просвещение, 1991.