1.5. Факторы психического развития
Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать на" слеоственность, среду и активность развития. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в социальных свойствах личности, то действие фактора активности - во взаимодействии двух предшествующих.
О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца в 9-10 лет. В то же время предельный возраст шимпанзе и человека примерно равный. М.С.Егоров и Т.Н.Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде, во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой геноти-пической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению и речевой коммуникации, универсальностью руки и прямохождением.
26 Аверин В. А. Психология детей и подростков
Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Генетиками установлен огромный полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет Зх1047, а количество живших на земле людей всего 7х1010. Получается, что каждый человек - это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен.
Для того, чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В.Штерна, согласно которой душевное развитие - это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию В.Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое выступление приобретенных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать:»Что в нем происходит извне? Что изнутри?»'. Да, ребенок - это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.
В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Пока что ясно то, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть
Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915.- С. 20.
___Глава 1. Психология развития ребенка________27
личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверждают данные Л.Эрмана и П.Парсонса в которой приведены результаты различных исследований об оценке наследственной и средовой обусловленности признаков (см.табл.1)'-
Таблица 1
Оценка влияния факторов наследственности и среды
| Влияние генотипа
| Влияние
| е среды
| |
| Shids (1962) 44 пары
| N eum an (1 937) 19 пар
| Shids (1 962) 44 пары
| N eum an (1937) 19 пар
|
Рост: женщины
| +0,89
|
| +0,67
|
|
мужчины
|
|
| +0,89
|
|
оба пола
|
| +0,81
|
|
|
Вес: женщины
| +0,57
|
| -0,62
| +0,27
|
оба пола
|
| +0,78
| +0,68
|
|
И нтеллект: тест Бине
|
| +0,68
|
| +0,64
|
словарный тест
| +0,53
|
|
|
|
другие тесты '
|
|
| -0,4
|
|
Свойства личности:
|
|
|
|
|
- экстраверсия
| +0,50
|
| -0,33
|
|
- интроверсия
| +0,30
|
| -0,36
|
|
Из приведенных данных видно, что влияние генотипа всегда положительно, при этом мера этого влияния становится меньше по мере «удаления» исследуемого признака от свойств собственно организма. Влияние среды весьма
' ЭрманЛ., Пирсоне П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984.
38 Аверин В. А. Психология детей и подростков______
неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отрицательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако, не означает отсутствия влияния последней.
Особый интерес вызывает действие третьего фактора - якотмвнос/им. Если согласиться с мыслью Н.А.Бернш-тейна о том, что «факторы чистой случайности прочно закреплены в эволюции факторами активного программирования в борьбе за выживание этой программы», тогда активность может быть понята как условие и результат взаимодействия самой программы развития и среды, в которой это развитие осуществляется'. В этой связи становятся понятными факты успешной реализации «дефектной» программы в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы» и неуспешной реализации «нормальной» программы в неадекватной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды. Для понимания природы активности полезно вспомнить один из принципов развития -принцип устойчивого динамического неравновесия. «Процесс жизни, пишет Н.А.Бернштейн, есть не уравновешивание с окружающей средой ..., а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения»2. Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.
Следовательно, в силу активности, выступающей в разных видах и формах, процесс взаимодействия среды и
' Бернштейн Н.А. Ук. соч. 2 Там же.
_____Глава 1. Психология развития ребенка________29
человека (ребенка) - это двусторонний процесс, являющийся причиной развития. Об уровне активности ребенка обычно судят:
- по реактивным действиям ребенка на внешние стимулы (произвольность, торможение, выражение желаний и потребностей);
- по тому, как простые одноактные движения (одергивает руки, кричит, поворачивает голову) превращаются в сложную деятельность: игру, рисование, учение;
- по мере овладения мыслительной деятельностью.
Активность ребенка выражается в подражательных (слова, игры, манера поведения), исполнительских (ребенок совершает действия, к которым его понуждает взрослый) и самостоятельных действиях.
- Содержание
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- От автора
- Глава 1
- 1.1. Из истории развития науки о детях
- Глава 1. Психология развития ребенка
- 1.2. О методологии последующего изложения
- Глава 1. Психология развития ребенка 15
- 1.3. Детство в жизни взрослого
- Глава 1. Психология развития ребенка 17
- 1.4. Принципы психического развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 19
- Глава 1. Психология развития ребенка 21
- 1.5. Факторы психического развития
- 1.6. Механизм психического развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 33
- Глава 1. Психология развития ребенка 35
- Психическое новообразование
- 1.7. Теории психического развития ребенка.
- Глава 1. Психология развития ребенка 37
- Глава 1. Психология развития ребенка 39
- Глава 1. Психология развития ребенка 41
- Глава 1. Психология развития ребенка 43
- 1.8. Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- Глава 1. Психология развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 47
- 1.9. О диагностике возрастного развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 51
- 1.10. Показатели психического развития ребенка и методы их изучения
- Глава 1. Психология развития ребенка 53
- Глава 1. Психология развития ребёнка 57
- Глава 1. Психология развития ребенка 61
- Глава 2 психическое развитие младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 63
- 2.1. Врожденные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 67
- Глава 2. Психическое развитие младенца 71
- 2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 73
- Глава 2. Психическое развитие младенца 75
- Глава 2. Психическое развитие младенца 77
- Глава 2. Психическое развитие младенца 79
- 2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 81
- 2.2. Психическое развитие новорожденного
- Глава 2. Психическое развитие младенца 87
- Глава 2. Психическое развитие младенца 93
- 2.3. Психическая жизнь младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 95
- Глава 2. Психическое развитие младенца 99
- 2.4. Начало развития языка и речи
- Глава 2. Психическое развитие младенца 101
- 1. Познавательная деятельность.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 103
- 2. Эмоциональные процессы и состояния.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 105
- Глава 2. Психическое развитие младенца 107
- 2.5. Эмоциональная жизнь младенца.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 109
- Глава 2. Психическое развитие младенца 113
- Глава 2. Психическое развитие младенца 115
- Глава 2. Психическое развитие младенца 117
- Глава 2. Психическое развитие младенца 119
- 2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 121
- Глава 2. Психическое развитие младенца 123
- Глава 2. Психическое развитие младенца 125
- Глава 2. Психическое развитие младенца 127
- Глава 2. Психическое развитие младенца 129
- Глава 2. Психическое развитие младенца 131
- Глава 3
- 134 Аверин в.А. Психология детей и подростков_____ 3.1. Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте
- 3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка
- Глава 3. Психология раннего детства 135
- 3.3. Освоение ходьбы
- Глава 3. Психология раннего детства 137
- 3.4. Предметные действия и условия их развития
- Глава 3. Психология раннего детства 139
- 3.5. Освоение речи
- Глава 3. Психология раннего детства
- Глава 3. Психология раннего детства 143
- Глава 3. Психология раннего детства 145
- Глава 3. Психология раннего детства 147
- Глава 3. Психология раннего детства 149
- Глава 3. Психология раннего детства 151
- 2 Года.
- Глава 3. Психология раннего детства 153
- 3.6. Эмоциональное развитие ребенка
- 3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 155
- Глава 3. Психология раннего детства 157
- Глава 3. Психология раннего детства 159
- Глава 3. Психология раннего детства 161
- Глава 3. Психология раннего детства 163
- 3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 165
- 3.8. Становление личности ребенка, его системы «я»
- Глава 3. Психология раннего детства 167
- Глава 3. Психология раннего детства 164
- Глава 3. Психология раннего детства 174
- Глава 3. Психология раннего детства 175
- 3.8.2. Почему и каким образом ребенок усваивает воздействия родителей?
- Глава 3. Психология раннего детства 177
- Глава 3. Психология раннего детства 179
- Глава 3. Психология раннего детства 181
- 3.9. Становления образа себя « волоролевая идентификация
- Глава 3. Психология раннего детства t83
- Система «я»
- Глава 4
- Глава 4. Психология развития детей ... 187
- Предметно-манилулятивная деятельность Общение Наглядно-действенное мышление
- 4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 189
- Глава 4. Психология развития детей ... 191
- Глава 4. Психология развития детей ... 193
- 4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 195
- Глава 4. Психология развития детей... 197
- 4.2. Развитие воображения
- Глава 4. Психология развития детей ... 201
- Глава 4. Психология развития детей ... 203
- Глава 4. Психология развития детей ... 205
- 4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников
- Глава 4. Психология развития детей ... 209
- Глава 4. Психология развития детей ... 211
- Глава 4. Психология развития детей ... 213
- 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника
- Глава 4. Психология развития детей ... 215
- Глава 4. Психология развития детей ... 217
- Глава 4. Психология развития детей ... 219
- Глава 4. Психология развития детей ... 221
- Глава 4. Психология развития детей ... 223
- 4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте
- Глава 4. Психология развития детей ... 227
- Глава 4. Психология развития детей ... 229
- 4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
- Глава 4. Психология развития детей ... 231
- 4.7. Готовность ребенка к школе
- Глава 4. Психология развития детей ... 235
- Глава 4. Психология развития детей ... 237
- Глава 4. Психология развития детей ... 239
- Глава 4. Психология развития детей ... 241
- Глава 5
- 5.1. Краткая психологическая характеристика возраста
- 5.2. Адаптация первоклассника к школе
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 249 общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением'.
- 5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте
- 5.4. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка
- 5.5. Теория развития интеллекта жЛиаже
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 275
- 5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника
- 5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности
- 5.7. Развитие личности младшего школьника
- 5.8. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
- Глава 6 психическое развитие подростка
- 6.1. Мифы и реальности подросткового возраста
- 6.2. Специфические особенности подросткового периода
- Глава 6. Психическое развитие подростка 309
- Глава 6. Психическое развитие подростка 311
- 63. Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста
- Глава 6. Психическое развитие подростка 313
- Глава 6. Психическое развитие подростка 315
- 6.5. Основные сферы психического развития подростка
- 318 Аверин в.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 321
- Глава 6. Психическое развитие подростка 323
- Глава 6. Психическое развитие подростка 325
- Глава 6. Психическое развитие подростка 327
- Глава 6. Психическое развитие подростка 329
- Глава 6. Психическое развитие подростка 331
- Глава 6. Психическое развитие подростка 333
- Глава 6. Психическое развитие подростка 335
- Глава 6. Психическое развитие подростка 337
- Глава 6. Психическое развитие подростка 339
- 6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
- Глава 6. Психическое развитие подростка 343
- Глава 6. Психическое развитие подростка 345
- Глава 6. Психическое развитие подростка 347
- Глава 6. Психическое развитие подростка 349
- 6.5.3.1. Становление «я» и психоэмоциональные состояния подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 351
- Глава 6. Психическое развитие подростка 353
- Глава 6. Психическое развитие подростка 355
- Глава 6. Психическое развитие подростка 359
- Глава 6. Психическое развитие подростка 361
- 6.6. Агрессивность и агрессивное поведение подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 363
- Глава 6. Психическое развитие подростка 365
- Глава 6. Психическое развитие подростка 367
- Глава 6. Психическое развитие подростка 369
- Глава 6. Психическое развитие подростка 371
- 6.7. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 373
- Глава 6. Психическое развитие подростка 375
- Глава 6. Психическое развитие подростка 379