logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

1.5. Факторы психического развития

Факторы психического развития - это ведущие де­терминанты развития человека. Ими принято считать на" слеоственность, среду и активность развития. Если дейст­вие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) - в соци­альных свойствах личности, то действие фактора актив­ности - во взаимодействии двух предшествующих.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младен­ца, длительность детства, беспомощность новорожденно­го и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца в 9-10 лет. В то же время предельный воз­раст шимпанзе и человека примерно равный. М.С.Егоров и Т.Н.Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Гено­тип содержит в себе прошлое в свернутом виде, во-пер­вых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуаль­ного развития». Генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой геноти-пической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению и речевой ком­муникации, универсальностью руки и прямохождением.

26 Аверин В. А. Психология детей и подростков

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Генетиками установлен огромный полиморфизм, опреде­ляющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа состав­ляет Зх1047, а количество живших на земле людей всего 7х1010. Получается, что каждый человек - это уникаль­ный генетический эксперимент, который никогда не бу­дет повторен.

Для того, чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В.Штерна, согласно ко­торой душевное развитие - это результат схождения внут­ренних данных с внешними условиями развития. Пояс­няя свою позицию В.Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое выступление приобретенных свойств, а ре­зультат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать:»Что в нем происхо­дит извне? Что изнутри?»'. Да, ребенок - это биологичес­кое существо, но благодаря воздействию социальной сре­ды он становится человеком.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Пока что ясно то, что степень детерминированности раз­личных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчи­вая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уров­ню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уров­ням организации человека, которые принято называть

Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915.- С. 20.

___Глава 1. Психология развития ребенка________27

личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение от­части подтверждают данные Л.Эрмана и П.Парсонса в которой приведены результаты различных исследований об оценке наследственной и средовой обусловленности признаков (см.табл.1)'-

Таблица 1

Оценка влияния факторов наследственности и среды

Влияние генотипа

Влияние

е среды

Shids (1962) 44 пары

N eum an (1 937) 19 пар

Shids (1 962) 44 пары

N eum an (1937) 19 пар

Рост: женщины

+0,89

+0,67

мужчины

+0,89

оба пола

+0,81

Вес: женщины

+0,57

-0,62

+0,27

оба пола

+0,78

+0,68

И нтеллект: тест Бине

+0,68

+0,64

словарный тест

+0,53

другие тесты '

-0,4

Свойства личности:

- экстраверсия

+0,50

-0,33

- интроверсия

+0,30

-0,36

Из приведенных данных видно, что влияние геноти­па всегда положительно, при этом мера этого влияния ста­новится меньше по мере «удаления» исследуемого призна­ка от свойств собственно организма. Влияние среды весьма

' ЭрманЛ., Пирсоне П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984.

38 Аверин В. А. Психология детей и подростков______

неустойчиво, часть связей положительна, а часть - отри­цательна. Это свидетельствует о большей роли генотипа в сравнении со средой, однако, не означает отсутствия вли­яния последней.

Особый интерес вызывает действие третьего факто­ра - якотмвнос/им. Если согласиться с мыслью Н.А.Бернш-тейна о том, что «факторы чистой случайности прочно закреплены в эволюции факторами активного программи­рования в борьбе за выживание этой программы», тогда активность может быть понята как условие и результат взаимодействия самой программы развития и среды, в которой это развитие осуществляется'. В этой связи стано­вятся понятными факты успешной реализации «дефектной» программы в скорректированной среде, способствующей усилению активности организма «в борьбе за выживание программы» и неуспешной реализации «нормальной» про­граммы в неадекватной среде, что приводит к редукции активности. Таким образом, активность может быть по­нята как системообразующий фактор взаимодействия на­следственности и среды. Для понимания природы актив­ности полезно вспомнить один из принципов развития -принцип устойчивого динамического неравновесия. «Про­цесс жизни, пишет Н.А.Бернштейн, есть не уравновеши­вание с окружающей средой ..., а преодоление этой среды, направленной не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения»2. Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и яв­ляется источником активности.

Следовательно, в силу активности, выступающей в разных видах и формах, процесс взаимодействия среды и

' Бернштейн Н.А. Ук. соч. 2 Там же.

_____Глава 1. Психология развития ребенка________29

человека (ребенка) - это двусторонний процесс, являющий­ся причиной развития. Об уровне активности ребенка обычно судят:

- по реактивным действиям ребенка на внешние стиму­лы (произвольность, торможение, выражение жела­ний и потребностей);

- по тому, как простые одноактные движения (одерги­вает руки, кричит, поворачивает голову) превраща­ются в сложную деятельность: игру, рисование, уче­ние;

- по мере овладения мыслительной деятельностью.

Активность ребенка выражается в подражательных (слова, игры, манера поведения), исполнительских (ребе­нок совершает действия, к которым его понуждает взрос­лый) и самостоятельных действиях.