logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 4. Психология развития детей ... 215

кольном возрасте. Анализ развития тонкой моторики в дошкольном детстве показывает, что идет последователь­ное улучшение показателей в ее развитии от 3-х к 6-ти го­дам. К 7-ми годам отмечается готовность произвольных движений у детей, хотя выполнение графических проб (ри­сование заданного узора правой рукой) все еще вызывает затруднения у 30% 5-летних детей и у 20% 6-летних детей.

В табл. 9 представлены результаты изучения Т.Н.Оси­пенко развития у дошкольников восприятия, памяти, мыш­ления и речи*. Цифры показывают процент детей того или иного возраста, не справившихся с заданием.

Таблица 9

Тестовые задания

Тестовые задания

Возраст

Зг.

4г.

5л.

бл.

восприятие

а) Слуховое восприятие

Нарушения восприятия ритмов по слуховому образцу-'

-простые ритмы

33%

12%

13%

7%

- акцентированные ритмы

33%

35%

20%

13%

- нарушение воспроизведения ритмов по речевой инструкции

-

-

17%

13%

б) Зрительное восприятие

- восприятие реалистических фигур

0%

Wo

0%

0%

- восприятие перечеркнутых изображений

13%

12%

7%

. 3%

- восприятие фигур Попельрейтера

33%

15%

3%

6%

Память

Слухоречевая память

а) Непосредственное ( произвольное) запоминание

- воспроизведение 3 слов

-

-

43%

40%

- воспроизведение 5 слов

13%

6%

50%

50%

б) Отсроченное (непроизвольное) запоминание

- воспроизведение 2 слов

27%

12%

- воспроизведение 3 слов

-

-

17%

17%

- воспроизведение 5 слов

-

-

13%

7%

1 Осипенко Т. Н. Ук. соч.

216 А верин В. А. Психология детей и подростков

Тестовые задания

Возраст

Зг.

4г.

5л.

6л.

Зрительная память

а) непосредственное (произвольное) запоминание

-

-

17%

0%

б) отсроченное (непроизвольное) запоминание

-

-

32%

9%

Мышление

а) наглядно-образное мышление

- пространственные ошибки при копировании

27%

12%

10%

2%

- нарушения при выклацывании круга из секторов

23%

20%

-

-

б) пространственное мышление

- пробы Пиаже

-

-

58%

25%

- кубики Косса

-

-

30%

Т/а

в) словесно-логическое

- интерпретация сюжетной картинки

20%

20%

20%

13%

- обобщение предметов по назначению

-

-

30%

10%

Общая оценка готовности ре(

эеикак

школе

- ошибки при выполнении рисунков «дом», «человек», «цветок»

27%

15%

17%

0%

Речевые нарушения

50%

35%

33%

33%

Анализ развития зрительного и слухового восприя­тия дошкольников выявляет весьма своеобразную карти­ну. И зрительное и слуховое восприятие от 3 к 6 годам ди­намично развивается. Об этом свидетельствуют факты последовательного уменьшения ошибок, совершаемых детьми при выполнении слуховых и зрительных проб. В то же время эта динамика различна для развития зритель­ного и слухового восприятия. Очевидно, что развитие зри­тельного восприятия идет опережающими темпами в срав­нении со слуховым. Так, если при выполнении зрительных проб в среднем с ними не справляется только 12% детей в возрасте 3-4 года и 3% детей в возрасте 5-6 лет, то при выполнении слухоречевых проб с ними не справляется со­ответственно 28% и14% детей. Таким образом, если функ-