logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 353

что плохо, что должно и что недопустимо. Вопрос о раз­витии нравственности приобретает особое значение в об­ществе где во главу угла ставится приоритет личности, ее прав и свобод. В конечном счете именно уровень нрав­ственности отражает уровень развития личности, способ­ной к свободному, самостоятельному, самодостаточному и совестливому поведению'. В этой связи становится по­нятным стремление многих авторов осознать стадии ста­новления морального сознания в ходе развития ребенка. Одна из таких попыток, и довольно удачная, была пред­принята Лоуренсом Колбергом, который основываясь на трудах Ж.Пиаже, разработал теорию, показывающую взаимосвязь нравственного и познавательного развития2. На чем основано мнение о зависимости уровня нравствен­ной зрелости от умственной?

Дело в том, что люди осмысливают и оценивают свои поступки и поступки других людей, на основе того уровня нравственного сознания, до которого поднялись сами, а не того, которого достигли другие. Становится ясно, по­чему мы понимаем нравственные оценки и суждения, свой­ственные более низкому уровню и нашему собственному, но не понимаем и не принимаем оценки и поступки людей, находящихся на более высоком уровне. Также обстоит дело и с интеллектом людей. Нам понятен ход мышления чело­века, уровень интеллектуального развития которого соот­ветствует нашему, а тем более, если он ниже. Однако мы не понимаем рассуждения и ход мыслей тех, уровень ин­теллектуального развития которых превышает наш соб­ственный при том, конечно, условии, если они не спуска­ются до нашего.

' Аверин В.А. Психология медицинского образования.СПб., 1995; Психология в структуре высшего медицинского обра­зования. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол.н. СПб., 1997.

2 Колберг Л. Цит по Ж.Годфруа. Что такое психология? В 2-х томах. Т.2. М.: Мир, 1992.

12 Зак. 195

354 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

По мнению Л.Колберга в ходе нравственного раз­вития ребенок эволюционирует от эгоцентрического от­ношения к окружающему его миру, когда оценка любого поступка происходит в соответствии с правилами, усвоен­ными от взрослых до более гибкой позиции, когда он в сво­их суждениях начинает все больше опираться на свои соб­ственные им самим выработанные критерии. Поэтому, если до семи лет ребенок судит о поступках по важности их последствий, то затем он начинает судить по намерениям, вследствие которых они совершаются.

Свою теорию нравственного развития Л.Колберг создал на основе анализа ответов детей и подростков, ре­шавших нравственные дилеммы. Вот одна из них'.

Жена Хайнца умирает от особой формы рака. Спас­ти ее мог дефицитный препарат, разработанный фармацев­том. На его изготовление он затратил 200 долларов, одна­ко, за одну дозу лекарства потребовал 2000 долларов. Хайнц приложил все усилия, чтобы раздобыть деньги, но собрал только 1000 долларов. Аптекарь не захотел продать лекар­ство за эту цену даже при условии, что со временем Хайнц уплатит всю требуемую сумму. Тогда Хайнц украл спаси­тельное лекарство. Что в такой ситуации должен был де­лать Хайнц? Красть лекарство или смириться со смертью жены? Он украл и спас жену. Правильно или нет, поступил Хайнц и почему? Обоснуйте свой ответ.

Основываясь на ответах детей, Л.Колберг выделил три уровня нравственного развития, каждый из которых включает две стадии. Уровень нравственного развития ребенка определялся не самим по себе однозначным отве­том «да» или «нет», а содержанием его мотивировки, т.е.

' Текст дилеммы и краткая характеристика стадий нравствен­ного развития приводится по книгам К.Флэйк-Добсон и др. «Развитие ребенка и его отношений с окружающими» нЖ.Год-фруа «Что такое психология?».