logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 105

сутствуют в коротких сигналах новорожденного типа [эхе], [кхе], [ах], сопровождающие его рефлекторные реакции -хныканье, покашливание и др.

В периодгутенмя - 2-3 месяца возрастает число глас-ноподобных звуков [у], [и], [ы], [э], которые к 4-5 месяцам становятся типичными. В это время младенец начинает экспериментировать с гласными звуками нередко растя­гивая их «э-э-э», «а-а-а», что может свидетельствовать о спокойном и комфортном его состоянии. Следует заметить, что не все психологи согласны с тем, что гуление - это один из «прародителей» будущей речи ребенка. Гуле­ние, по мнению А.РЛурия, это «выражение состояния ребенка, а вовсе не обозначение предмета»'. Но ведь речь и не идет о том, что произносимые во время гуления раз­личные звуки - это поименованные ребенком предме­ты. Речь идет о развитии просодических функций, раз­витии фонетической системы, необходимой для станов­ления фонематической системы, с помощью которой возможно осмысление тех или иных звуков.

Лепет младенца берет начало с 6-ти месяцев и с это­го времени регулярно появляются звуки [я], [е] и [о]. Мла­денец начинает комбинировать гласные и согласные зву­ки (сочетания могут включать до 20 компонентов), произ­нося что-то вроде «ба-ба-ба» или «да-да-да», а к 7-8 месячному возрасту появляются уже новые сочетания типа «дя-дя-дя» или «ти-ти-ти». Все эти сочетания характери­зуются устойчивостью в их произнесении. Появляется спо­собность к группировке нескольких слогов в отдельные «квазифразы», произносимые с разными интонациями. Наряду с этим появляется так называемый двухслоговой лепет, что может напоминать настоящую речь2.

' Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред Е.Д.Хомской. М.: МГУ,

1979.-С.34. 2 АндрееваН.Г. и др. Ук.соч.

106 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

О значении генетической детерминации становления речи в этот период говорят следующие факты. Во-первых, приведенные выше результаты исследования Андреевой и др. о качественном составе звуков полностью соответству­ют результатам исследований акустических сигналов де­тей первых месяцев жизни, развивающихся в нерусскоя­зычной среде. Таким образом, плачущие, воркующие и лепечущие малыши издают одни и те же звуки независимо от языкового окружения, что позволяет говорить о врож­денной основе общности генерируемых звуков. Во-вторых, и гуление, и лепет можно слышать из уст глухих детей, хотя впоследствии многие из них перестают произносить какие-либо звуки, а некоторые издают ограниченное число.

Возраст 8 месяцев - это тот порог, когда языковое окружение начинает оказывать воздействие на дальнейшее развитие речи ребенка. Поэтому русские дети начинают понимать и говорить по-русски, а немецкие - по-немецки. О возросшей роли внешнего речевого окружения на раз­витие речи младенца говорит факт неожиданного замол-кания младенца в возрасте 9-10 месяцев'. Дело в том, что к 9-ти месяцам малыш начинает понимать, что произноси­мые им звуки вызывают определенные действия со сторо­ны взрослых. Чтобы «убедиться» получит ли он внимание, которого желал, 9-ти месячный младенец может нарочно приостановить лепет. Поэтому родители и воспитатели должны быть готовы к этому.

Однако не только речь взрослых оказывает влия­ние на развитие речи младенца. Дети, вплотную прибли­зившиеся к стадии освоения речи, могут вызывать изме­нение материнской речи. Как отмечают К.Флэйк-Хобсон, Б.Е.Робинсон и П.Скин матери 4-х месячных детей стре­мятся комментировать главным образом их самочувствие,

' Раншберг Й„ Потер П. Секреты личности. М.: Педагогика, 1983.