Глава 3. Психология раннего детства 164
эмоций; (4) качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радостный, дружелюбный по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным. Ребенок с высокой степенью реактивности (1), склонный замыкаться при изменении ситуации (2), с трудом приспосабливающийся к новой ситуации (3) или ребенок, у которого обычно плохое настроение (4) - все эти дети крайне подвержены стрессам и, к сожалению, именно этим детям достается меньше любви и привязанности со стороны родителей и взрослых.
Итак, любовь матери и врожденные особенности темперамента ребенка - одни из факторов формирования личности ребенка.
В то же время А.Адлер и В.М.Бехтерев показали, что избыточная любовь и сверхзаботливое поведение родителей имеет самое непосредственное отношение к неврозам детей, их низкой устойчивости к фрустрации. А.Ад-лер установил, что чрезмерная опека, либо отвержение со стороны родителей являются истоками комплекса неполноценности, формирующегося в раннем детстве". Дети, родители которых чрезмерно их балуют и потворствуют во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, поскольку за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами неспособны преодолевать жизненные препятствия. Родительское пренебрежение детьми, их отвержение тоже становится причиной комплекса неполноценности, так как такие дети чувствуют себя нежеланными в семье. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными другими людьми. Замечательно сказал Платон о последствиях сверхопекающей и отвергающей родительской позиции: «Изнеженность делает характер
Цит. по Столину В.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.
t70 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
людей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабощение детей делает их приниженными, ненавидящими людей, так что, в конце концов, они становятся непригодными для совместной жизни»'. Все сказанное говорит о решающем влиянии фактора окружающей обстановки, в частности, той иди иной родительской позиции на становление личности ребенка, содержание его «Я».
0-Коннер систематизировал возможные позиции родителей и йя влияние на ребенка. Разберем их (см. табл. 5)2.
Табл.5
Типология родительских позиций
Тип позиции родителей
| Словесное выражение позиции
| Способ поведения с 1 ребенком
| Влияние на развитие ребенка
|
Принятие в любовь
| «Ребенок -центр ыо их интересов»
| Нежность, занятия с ребенком
| Чувство без&паености, нормальное развитие личности
|
Явное отвержение.
| «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться»-
| Неяииматепычость жестокость, избегание контактов
| . Агрессивность, эмоциональная тупость
|
Излишняя требовательность
| «Не хочу его таким, каков он есть»
| Критжа, отсутствие. похвалы, придирчивость
| Фрустрация, неуверенность в себе
|
Чрезмерная опека
| «Посвящу ребенку свою жизнь»
| Чрезмерные поблажки нал ограничение свободы
| ' Инфантилизм, особенно в социальном ' отношении, несиоеобмость к самостоятельности
|
1 Платан. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. М.:
Мысль, 1994.-С.24.
2 Цит. по Сталин)'В. В. У к. соч. С. 3.1.
Глава 3. Психология раннего детства П\
Следствия родительских позиций могут быть очень значительными для развития личности и жизни ребенка. В этой связи имеет смысл вновь вернуться к некоторым выводам А.Адлера о значении комплекса неполноценности. Очевидно, что человек испытывающий комплекс неполноценности, стремится к его тсомпенсации. Таким гиперкомпенсирующим приемом в ответ на появление комплекса неполноценности является, по мнению ААдлера, комплекс превосходства, представляющий «собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности»1. Понятно, что ребенок, ощущающий свою неполноценность, пытается как-то ее компенсировать, за счет организации соответствующего поведения. постепенное закрепление которого приводит к формированию так называемого стиля жизни.
Таким образом, на формирование стиля жизни ребенка решающее влияние оказывают усилия ребенка по преодолению чувства неполноценности, способствующие упрочению чувства превосходства. По мнению А.Адлера стиль жизни интенсивно формируется в раннем детстве и закрепляется в 4 или 5 лет и впоследствии не поддается коренной перестройке. Сформировавшийся стиль жизни становится главным стержнем в будущем поведении ребенка и взрослого. Исходя из установок личности, связанных со стилем жизни А.Адлер выделили четыре типа личности. В связи с обсуждаемой ролью родительских позиций они представляют несомненный интерес1.
Управляющий тип. Это активные, самоуверенные и напористые люда с новыражеиным социальным интересом. Их активность и поведение не предполагает заботу о других. Для них характерна установка превосходства над другими и
' Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс. 1997.-С. 169 2 Там же.
172 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
поэтому жизненные задачи решаются в агрессивной, антисоциальной манере.
Берущий тип. Основная задача в жизни - как можно больше получить от других, удовлетворить свои потребности на счет других. Социальный интерес отсутствует. В то же время они неспособны причинить страдания другим людям ввиду низкой степени собственной активности.
Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения собственных проблем. Поэтому более всего они опасаются неудачи и потому стараются всегда уйти от решения жизненных задач.
Социально-полезный тип. В таких людях оптимально сочетаются социальный интерес и высокий уровень активности. Поэтому они - воплощение социальной и жизненной зрелости. Они ориентированы на работу, дружбу и любовь, проявляют истинную заботу о других.
Сопоставляя между собой следствия родительских позиций с перечисленными типами личности можно заметить немало пересечений. Все это показывает величину цены, которая может быть заплачена родителями и их детьми за неверно избранную родительскую позицию.
Однако, как показал К.Юнг, тип той или иной родительской позиции в значительной степени обусловлен не столько их сознательными решениями, сколько бессознательными'. Наряду с ними существует ряд причин, затрудняющих нормальное взаимодействие родителей с детьми. Е.В.Сидоренко относит к ним, во-первых, несовпадение предметов радости у детей и родителей. Взрослых увлекает что-то одно, а ребенка - другое. Возможным выходом из этого противоречия, советует автор, является заражение ребенка собственным увлечением, хотя возможно и обратное. Во-вторых, это несовпадение фаз радости,
Юнг К. Ук. соч.
- Содержание
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- От автора
- Глава 1
- 1.1. Из истории развития науки о детях
- Глава 1. Психология развития ребенка
- 1.2. О методологии последующего изложения
- Глава 1. Психология развития ребенка 15
- 1.3. Детство в жизни взрослого
- Глава 1. Психология развития ребенка 17
- 1.4. Принципы психического развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 19
- Глава 1. Психология развития ребенка 21
- 1.5. Факторы психического развития
- 1.6. Механизм психического развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 33
- Глава 1. Психология развития ребенка 35
- Психическое новообразование
- 1.7. Теории психического развития ребенка.
- Глава 1. Психология развития ребенка 37
- Глава 1. Психология развития ребенка 39
- Глава 1. Психология развития ребенка 41
- Глава 1. Психология развития ребенка 43
- 1.8. Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- Глава 1. Психология развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 47
- 1.9. О диагностике возрастного развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 51
- 1.10. Показатели психического развития ребенка и методы их изучения
- Глава 1. Психология развития ребенка 53
- Глава 1. Психология развития ребёнка 57
- Глава 1. Психология развития ребенка 61
- Глава 2 психическое развитие младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 63
- 2.1. Врожденные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 67
- Глава 2. Психическое развитие младенца 71
- 2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 73
- Глава 2. Психическое развитие младенца 75
- Глава 2. Психическое развитие младенца 77
- Глава 2. Психическое развитие младенца 79
- 2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 81
- 2.2. Психическое развитие новорожденного
- Глава 2. Психическое развитие младенца 87
- Глава 2. Психическое развитие младенца 93
- 2.3. Психическая жизнь младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 95
- Глава 2. Психическое развитие младенца 99
- 2.4. Начало развития языка и речи
- Глава 2. Психическое развитие младенца 101
- 1. Познавательная деятельность.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 103
- 2. Эмоциональные процессы и состояния.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 105
- Глава 2. Психическое развитие младенца 107
- 2.5. Эмоциональная жизнь младенца.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 109
- Глава 2. Психическое развитие младенца 113
- Глава 2. Психическое развитие младенца 115
- Глава 2. Психическое развитие младенца 117
- Глава 2. Психическое развитие младенца 119
- 2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 121
- Глава 2. Психическое развитие младенца 123
- Глава 2. Психическое развитие младенца 125
- Глава 2. Психическое развитие младенца 127
- Глава 2. Психическое развитие младенца 129
- Глава 2. Психическое развитие младенца 131
- Глава 3
- 134 Аверин в.А. Психология детей и подростков_____ 3.1. Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте
- 3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка
- Глава 3. Психология раннего детства 135
- 3.3. Освоение ходьбы
- Глава 3. Психология раннего детства 137
- 3.4. Предметные действия и условия их развития
- Глава 3. Психология раннего детства 139
- 3.5. Освоение речи
- Глава 3. Психология раннего детства
- Глава 3. Психология раннего детства 143
- Глава 3. Психология раннего детства 145
- Глава 3. Психология раннего детства 147
- Глава 3. Психология раннего детства 149
- Глава 3. Психология раннего детства 151
- 2 Года.
- Глава 3. Психология раннего детства 153
- 3.6. Эмоциональное развитие ребенка
- 3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 155
- Глава 3. Психология раннего детства 157
- Глава 3. Психология раннего детства 159
- Глава 3. Психология раннего детства 161
- Глава 3. Психология раннего детства 163
- 3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 165
- 3.8. Становление личности ребенка, его системы «я»
- Глава 3. Психология раннего детства 167
- Глава 3. Психология раннего детства 164
- Глава 3. Психология раннего детства 174
- Глава 3. Психология раннего детства 175
- 3.8.2. Почему и каким образом ребенок усваивает воздействия родителей?
- Глава 3. Психология раннего детства 177
- Глава 3. Психология раннего детства 179
- Глава 3. Психология раннего детства 181
- 3.9. Становления образа себя « волоролевая идентификация
- Глава 3. Психология раннего детства t83
- Система «я»
- Глава 4
- Глава 4. Психология развития детей ... 187
- Предметно-манилулятивная деятельность Общение Наглядно-действенное мышление
- 4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 189
- Глава 4. Психология развития детей ... 191
- Глава 4. Психология развития детей ... 193
- 4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 195
- Глава 4. Психология развития детей... 197
- 4.2. Развитие воображения
- Глава 4. Психология развития детей ... 201
- Глава 4. Психология развития детей ... 203
- Глава 4. Психология развития детей ... 205
- 4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников
- Глава 4. Психология развития детей ... 209
- Глава 4. Психология развития детей ... 211
- Глава 4. Психология развития детей ... 213
- 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника
- Глава 4. Психология развития детей ... 215
- Глава 4. Психология развития детей ... 217
- Глава 4. Психология развития детей ... 219
- Глава 4. Психология развития детей ... 221
- Глава 4. Психология развития детей ... 223
- 4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте
- Глава 4. Психология развития детей ... 227
- Глава 4. Психология развития детей ... 229
- 4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
- Глава 4. Психология развития детей ... 231
- 4.7. Готовность ребенка к школе
- Глава 4. Психология развития детей ... 235
- Глава 4. Психология развития детей ... 237
- Глава 4. Психология развития детей ... 239
- Глава 4. Психология развития детей ... 241
- Глава 5
- 5.1. Краткая психологическая характеристика возраста
- 5.2. Адаптация первоклассника к школе
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 249 общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением'.
- 5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте
- 5.4. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка
- 5.5. Теория развития интеллекта жЛиаже
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 275
- 5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника
- 5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности
- 5.7. Развитие личности младшего школьника
- 5.8. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
- Глава 6 психическое развитие подростка
- 6.1. Мифы и реальности подросткового возраста
- 6.2. Специфические особенности подросткового периода
- Глава 6. Психическое развитие подростка 309
- Глава 6. Психическое развитие подростка 311
- 63. Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста
- Глава 6. Психическое развитие подростка 313
- Глава 6. Психическое развитие подростка 315
- 6.5. Основные сферы психического развития подростка
- 318 Аверин в.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 321
- Глава 6. Психическое развитие подростка 323
- Глава 6. Психическое развитие подростка 325
- Глава 6. Психическое развитие подростка 327
- Глава 6. Психическое развитие подростка 329
- Глава 6. Психическое развитие подростка 331
- Глава 6. Психическое развитие подростка 333
- Глава 6. Психическое развитие подростка 335
- Глава 6. Психическое развитие подростка 337
- Глава 6. Психическое развитие подростка 339
- 6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
- Глава 6. Психическое развитие подростка 343
- Глава 6. Психическое развитие подростка 345
- Глава 6. Психическое развитие подростка 347
- Глава 6. Психическое развитие подростка 349
- 6.5.3.1. Становление «я» и психоэмоциональные состояния подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 351
- Глава 6. Психическое развитие подростка 353
- Глава 6. Психическое развитие подростка 355
- Глава 6. Психическое развитие подростка 359
- Глава 6. Психическое развитие подростка 361
- 6.6. Агрессивность и агрессивное поведение подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 363
- Глава 6. Психическое развитие подростка 365
- Глава 6. Психическое развитие подростка 367
- Глава 6. Психическое развитие подростка 369
- Глава 6. Психическое развитие подростка 371
- 6.7. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 373
- Глава 6. Психическое развитие подростка 375
- Глава 6. Психическое развитие подростка 379