logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 3. Психология раннего детства 164

эмоций; (4) качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радос­тный, дружелюбный по контрасту с неприятным, каприз­ным, крикливым, недоброжелательным. Ребенок с высокой степенью реактивности (1), склонный замыкаться при из­менении ситуации (2), с трудом приспосабливающийся к новой ситуации (3) или ребенок, у которого обычно плохое настроение (4) - все эти дети крайне подвержены стрессам и, к сожалению, именно этим детям достается меньше люб­ви и привязанности со стороны родителей и взрослых.

Итак, любовь матери и врожденные особенности темперамента ребенка - одни из факторов формирования личности ребенка.

В то же время А.Адлер и В.М.Бехтерев показали, что избыточная любовь и сверхзаботливое поведение ро­дителей имеет самое непосредственное отношение к невро­зам детей, их низкой устойчивости к фрустрации. А.Ад-лер установил, что чрезмерная опека, либо отвержение со стороны родителей являются истоками комплекса непол­ноценности, формирующегося в раннем детстве". Дети, ро­дители которых чрезмерно их балуют и потворствуют во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих спо­собностях, поскольку за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценно­сти, так как они убеждены, что сами неспособны преодо­левать жизненные препятствия. Родительское пренебреже­ние детьми, их отвержение тоже становится причиной ком­плекса неполноценности, так как такие дети чувствуют себя нежеланными в семье. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, люби­мыми и оцененными другими людьми. Замечательно ска­зал Платон о последствиях сверхопекающей и отвергаю­щей родительской позиции: «Изнеженность делает характер

Цит. по Столину В.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.

t70 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

людей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабощение де­тей делает их приниженными, ненавидящими людей, так что, в конце концов, они становятся непригодными для совместной жизни»'. Все сказанное говорит о решающем влиянии фактора окружающей обстановки, в частности, той иди иной родительской позиции на становление лич­ности ребенка, содержание его «Я».

0-Коннер систематизировал возможные позиции ро­дителей и йя влияние на ребенка. Разберем их (см. табл. 5)2.

Табл.5

Типология родительских позиций

Тип позиции родителей

Словесное выражение позиции

Способ поведения с 1 ребенком

Влияние на развитие ребенка

Принятие в

любовь

«Ребенок -центр ыо их интересов»

Нежность, занятия с ребенком

Чувство без&паености, нормальное развитие личности

Явное

отвержение.

«Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожиться»-

Неяииматепычость жестокость, избегание контактов

. Агрессивность, эмоциональная тупость

Излишняя требова­тельность

«Не хочу его таким, каков он есть»

Критжа, отсутствие. похвалы, придирчивость

Фрустрация, неуверенность в себе

Чрезмерная опека

«Посвящу ребенку свою жизнь»

Чрезмерные

поблажки нал ограничение свободы

' Инфантилизм, особенно в социальном ' отношении, несиоеобмость к самостоятельности

1 Платан. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. М.:

Мысль, 1994.-С.24.

2 Цит. по Сталин)'В. В. У к. соч. С. 3.1.

Глава 3. Психология раннего детства П\

Следствия родительских позиций могут быть очень значительными для развития личности и жизни ребенка. В этой связи имеет смысл вновь вернуться к некоторым вы­водам А.Адлера о значении комплекса неполноценности. Очевидно, что человек испытывающий комплекс неполно­ценности, стремится к его тсомпенсации. Таким гиперком­пенсирующим приемом в ответ на появление комплекса не­полноценности является, по мнению ААдлера, комплекс превосходства, представляющий «собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности»1. Понятно, что ребенок, ощущающий свою неполноценность, пытается как-то ее компенсиро­вать, за счет организации соответствующего поведения. постепенное закрепление которого приводит к формиро­ванию так называемого стиля жизни.

Таким образом, на формирование стиля жизни ре­бенка решающее влияние оказывают усилия ребенка по преодолению чувства неполноценности, способствующие упрочению чувства превосходства. По мнению А.Адлера стиль жизни интенсивно формируется в раннем детстве и закрепляется в 4 или 5 лет и впоследствии не поддается коренной перестройке. Сформировавшийся стиль жизни становится главным стержнем в будущем поведении ре­бенка и взрослого. Исходя из установок личности, связан­ных со стилем жизни А.Адлер выделили четыре типа лич­ности. В связи с обсуждаемой ролью родительских пози­ций они представляют несомненный интерес1.

Управляющий тип. Это активные, самоуверенные и напористые люда с новыражеиным социальным интересом. Их активность и поведение не предполагает заботу о других. Для них характерна установка превосходства над другими и

' Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс. 1997.-С. 169 2 Там же.

172 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

поэтому жизненные задачи решаются в агрессивной, ан­тисоциальной манере.

Берущий тип. Основная задача в жизни - как можно больше получить от других, удовлетворить свои потреб­ности на счет других. Социальный интерес отсутствует. В то же время они неспособны причинить страдания другим людям ввиду низкой степени собственной активности.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни доста­точного социального интереса, ни активности, необходи­мой для решения собственных проблем. Поэтому более всего они опасаются неудачи и потому стараются всегда уйти от решения жизненных задач.

Социально-полезный тип. В таких людях оптималь­но сочетаются социальный интерес и высокий уровень ак­тивности. Поэтому они - воплощение социальной и жиз­ненной зрелости. Они ориентированы на работу, дружбу и любовь, проявляют истинную заботу о других.

Сопоставляя между собой следствия родительских позиций с перечисленными типами личности можно за­метить немало пересечений. Все это показывает величину цены, которая может быть заплачена родителями и их деть­ми за неверно избранную родительскую позицию.

Однако, как показал К.Юнг, тип той или иной ро­дительской позиции в значительной степени обусловлен не столько их сознательными решениями, сколько бессоз­нательными'. Наряду с ними существует ряд причин, зат­рудняющих нормальное взаимодействие родителей с деть­ми. Е.В.Сидоренко относит к ним, во-первых, несовпаде­ние предметов радости у детей и родителей. Взрослых увлекает что-то одно, а ребенка - другое. Возможным вы­ходом из этого противоречия, советует автор, является заражение ребенка собственным увлечением, хотя возмож­но и обратное. Во-вторых, это несовпадение фаз радости,

Юнг К. Ук. соч.