logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности

Эмоции интереса и радости тесным образом связа­ны с познавательной деятельностью ребенка. Интеллек­туальный успех невозможен, если ребенок активно не пе­реживает эти эмоции.

Интерес рассматривается К.Изардом как фундамен­тальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других2. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении интереса для развития познавательной сферы, С.Томкинс

' Захаров А.И. Ук. соч. 2 Изард К. Ук. соч.

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 285 подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено. «Чтобы думать, нужно переживать» -добавляет он'. Интерес тесным образом связан с эмоцией радости. Их взаимодействие - это своеобразная эмоцио­нальная основа творческой деятельности ребенка. Вот по­чему так важен положительный эмоциональный фон в ходе познавательной деятельности. В этой связи добавим, что интерес - это наиболее распространенная форма положи­тельных эмоций. Там, где есть положительная эмоция, там, как правило, любые действия сопровождаются интересом. Таким образом, становится понятным педагогическое зна­чение в процессе учебы позитивных эмоциональных состо­яний ребенка.

Чувство личной ответственности, любознательность, приятные и успешные действия - все это вызывает и сти­мулирует интерес у ребенка. Что еще могут сделать роди­тели в плане развития интереса у своего ребенка?

Во-первых, самим быть любознательными. Родите­ли, охотно принимающие новый опыт, скорее передадут ребенку свое отношение к окружающему миру.

Во-вторых, нужно предоставить ребенку больше сво­боды для игры, развития воображения и фантазии. После­днее оказывает решающее воздействие на развитие инте­реса.

Выше уже отмечалась тесная связь радости и инте­реса. Дети, переживающие радость, имеют больше воз­можностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и чело­веческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром. Радость -нечто большее, нежели положительная установка на себя и на мир. Радость всегда сопровождается чувством энер­гетического подъема. Радостный ребенок имеет больше

Цит. по Изард К. Ук. соч.

286 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

оснований чувствовать себя свободным, чем тревожный и угрюмый.

Каково же влияние радости на разные аспекты жиз­ни ребенка?

Радость оказывает позитивное влияние на восприя­тие и познавательную деятельность школьника. Однако в некоторых ситуациях взаимодействие радости с познава­тельной деятельностью может давать парадоксальные эф­фекты. Например, если задача слишком трудна для ребен­ка и требует большой и настойчивой работы, то школь­ник, преисполненный радостным настроением, может просто отбросить саму задачу как помеху на пути пережи­ваемой им эмоции.

Наряду с этим нужно иметь в виду, что эмоции ра­дости и интереса влияют на развитие у ребенка так назы­ваемой психологической зависимости. Об этом нужно помнить, когда мы пытаемся разобраться в причинах воз­никновения дурных, с точки зрения взрослых или обще­ства, привычек. Например, вредное действие или посту­пок, совершаемый ребенком, приносит ему радость или вызывает интерес. Если это закрепляется в результате по­вторений, то это может способствовать развитию пси­хологической зависимости. Привычка к курению или нар­котикам хорошо иллюстрирует механизм возникновения зависимости; например, курение наркотика или предвос­хищение этого является первичным источником радости или, наоборот, его отсутствие вызывает отрицательную эмоцию. Как отмечает К.Изард, изучение механизма пси­хологической зависимости показывает, что мотивацион-ная система человека имеет тенденцию подчиняться объек­ту зависимости (склонности). Ради него человек может пренебречь другими объектами (книгами, играми) и даже сильными межличностными связями'.

Изард К. Ук. соч.

___Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 287

Что препятствует переживанию радости? Самое распространенное препятствие состоит в ус­ловиях социальной жизни ребенка. Если он обставлен правилами, инструкциями, нормами и прочим, подавля­ющим его активность, устанавливающим жесткий и все-проникающий контроль, то ни о какой радости говорить не приходится. Переживанию радости препятствуют без­личные и слишком иерархизованные отношения ребенка с взрослым. Догматизм в воспитании, мешающий ребен­ку познать и понять самого себя, также ведет к угнете­нию этой эмоции.

Эмоцию радости редко переживают дети с нечет­кой полоролевой идентификацией. Источником возник­новения радости может стать чувство удовольствия, от­сутствие конфликтных отношений, приятные и успеш­ные действия, например, альтруистическое поведение ребенка.

Можно ли помочь ребенку обрести радость? Взрослые хорошо знают, что когда усилия человека направлены на достижение радости как таковой, она усколь­зает. С другой стороны, мы видели и видим, что целенап­равленная деятельность и достижение цели часто приводят к радости. Многие психологи утверждают, что открытость и искренность являются основными составляющими в про­цессе полной реализации человеком его возможностей и при переживании радости. В.Шутц писал: «Человек должен стре­миться познать самого себя и открываться перед другими. Он должен выражать и изучать свои чувства. Должен от­крывать в себе еще непознанные уголки души. Это может причинить боль, но он должен верить в то, что с течением времени боль уступит место освобождению огромного твор­ческого потенциала и радости. Это пьянящая и пугающая перспектива»'.

Цит. по Изард К. Ук. соч.

288 Аверин В.А. Психология детей и подростков______

Конечно, ребенок не в состоянии осознать глубину этих слов и выработать программу действий. Это - задача взрослого, прежде всего, родителей, учителей и врачей.