logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

1.3. Детство в жизни взрослого

Каждый взрослый когда-то был ребенком. Казалось бы, личный опыт должен стать гарантией всестороннего и полного понимания ребенка, его особенностей психики и хода развития. Однако жизнь чаще доказывает обратное. Взрослые часто склонны видеть в ребенке свою уменьшен­ную копию - маленького взрослого, у которого есть все, что, есть у взрослого, но только в уменьшенном виде. Не­редко можно услышать: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». А ведь эта поговорка не случайна, в ней закреплена совершенно определенная позиция, которой придерживаются большинство родителей, да и определен­ная часть педагогов тоже. Упрощенные, поверхностные представления взрослых о ребенке, отсутствие понимания специфических особенностей детской психики делает по­ведение взрослых неадекватным и приводит порой к не­поправимым конфликтам и разочарованиям. Возможно -это отголоски отношения взрослых к детям, существовав­ших в истории. В истории можно найти немало примеров жестокого обращения с детьми. Вспомните мифы Древней Греции, в которых родители убивают детей'. Детоубийство в самой Древней Греции и Риме было широко распростра­нено, поскольку ребенок рассматривался не как личность, а как нежелательный результат половых отношений.

А недалеко ушедший от этого, другой пример вар­варского отношения к детям в христианской Европе, ког­да жесточайшие избиения детей за малейшую провинность, оправдывали желанием «изгнать дьявола» из их душ. Увы,

' Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1955.

16 Аверин В. А. Психология детей и подростков______

нещадная эксплуатация детского труда - это примета и но­вейшего времени, в том числе и в нашей стране.

Так что же такое детство? Народная мудрость по это­му поводу высказывает весьма противоречивые суждения:

«Побег погнешь, дерево кривым будет», - говорят одни. «Не беда, если куст погнут, станет деревом -выпрямится», -утверждают другие. В науке эти житейские взгляды на дет­ство тоже представлены двумя полярными точками зрения.

Детство - это формирующий период, в котором на много лет вперед закладываются основные черты лич­ности.

Детство - это преходящая фаза, от которой осво­бождаются в ходе развития и которая не оставляет замет­ных следов в последующей жизни.

«И между этими крайними взглядами, - подчерки­вал американский психолог А.Гезелл, остается достаточ­но простора для самых разных утверждений и мнений. И хотя мы лишены возможности определить, до какой степе­ни личность взрослого предопределена чертами ребенка,-продолжает он, мы все же можем сказать, что основные особенности ранних этапов индивидуального развития обнаруживаются и на позднейших ступенях. По особен­ностям развития младенца можно предсказать особенно­сти развития, и даже черты поведения в последующие бо­лее зрелые годы»'.

Сегодня в психологической науке представление о детстве сводится к пониманию его как периода усиленного развития, изменения и обучения. Целью изучения детства является раскрытие общих закономерностей психическо­го развития ребенка в онтогенезе, установление возраст­ных периодов этого развития и причин перехода от одно­го периода к другому. Если по остроумному замечанию Д.Б.Эльконина общая психология - это химия психики,

' ГезеллА. Педология раннего возраста. - М.-Л., 1932.