logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 327

Подводя итоги этому разделу, отметим, что именно в отрочестве сексуальность становится достоянием созна­ния подростка, включается в его опыт, внося свой вклад в становление самосознания подростка.

6.5.2. Познавательное развитие подростка

Большинство исследований посвящено психосексу­альному развитию и становлению самосознания личности подростков. Его интеллектуальному же развитию уделя­ется, пожалуй, наименьшее внимание. Тем не менее оче­видно, что развитие интеллектуальной сферы подростка составляет центральное звено в его психическом развитии, является важным условием становления личности. «Мыш­ление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Ни в ощущениях, ни в мнемических способностях нет той огромной разницы между ребенком 6-7 лет и юношей 17-18 лет, какая существует в их мышле­нии,- писал П.П.Блонский'. В этом мы убедились, анали­зируя теорию развития интеллекта Ж.Пиаже.

Из анализа предшествующего развития ребенка мы уже знаем, что ребенок к этому возрасту владеет доста­точно развитыми формами практического и образного мышления.

У него складываются начала словесно-логического, в частности, теоретического мышления. Во всяком случае, именно на предшествую щем этапе возрастного развития шло активное формирование таких важных умственных умений, как действия в уме, («про себя»), анализ и рефлексия. Все это составило необходимые условия для развивающегося

Блонскии П.П. Развитие мышления школьника/Избр. пел. и психол. соч.: В 2 т. М. 1979 Т.2. С. 274.

328 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

теоретического мышления, важного вида логического мышления.

Однако в контексте нашего анализа имеет смысл поставить вопрос о возможном влиянии интеллектуально­го развития на психическое развитие подростка в целом. Жан Пиаже считал, что наивно думать, будто основная проблема отрочества состоит во включении подростков в общество взрослых людей. Напротив, говорит он: во-пер­вых, подросток начинает сам считать себя взрослым, во-вторых, он сам начинает думать о будущем и строить свои жизненные планы и, в-третьих, он ставит своей целью пре­образование мира взрослых, в котором он живет. В свою очередь жизненные планы - это составная часть самосоз­нания личности подростка. Итак, по мнению Пиаже имен­но в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Очевидно, что для ее создания требуется развитое формально-логическое мышление.

Нам уже известно, что именно к началу подростко­вого периода ослабляется эгоцентризм мышления, что спо­собствует возникновению у ребенка представления о со­хранении и развитию так называемой обратимости мышления. Именно обратимость мышления позволяет ребенку менять направление своей мысли, мысленно вер­нуться к исходным данным. Из концепции Ж.Пиаже нам также известно, что в подростковом возрасте от 11/12 и до 14/15 осуществляется последняя фундаментальная децент-рация, и ребенок освобождается от конкретной привя­занности к предметам и объектам, начиная рассматривать мир с точки зрения того как его можно изменить. Все это в совокупности и составляет необходимые условия для раз­вития собственно теоретического или формально-логичес­кого мышления. Однако процесс его становления в этом воз­расте характеризуется неравномерностью, что естествен­ным образом сказывается на результатах умственной, а