logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 6. Психическое развитие подростка 335

годов приходился на диапазон 13-14 лет. Именно в этот пе­риод на 13% увеличивается число подростков, которые справ­ляются с выполнением всех тестовых заданий (сравни: в диа­пазоне 14-15 лет - 7%, а 15-16 лет - 8%), что позволяет счи­тать диапазон 13-14 лет сенситивным для умственного развития подростков 80-х годов. На это указывает и И.В.­Дубровина, прослеживая динамику умственного развития 13-, 14-, 15- и 16- летних подростков, и оценивая изменения на пороге между 14- и 15-летними как качественные'. Наи­больший сдвиг в развитии интеллектуальных функций со­временных подростков (90-е годы), как отмечалось выше, приходится на период 12-13 лет, в то время как диапазон 13-14 лет оказывается критическим для их умственного разви­тия. Можно предположить, что в последние годы происхо­дит изменение временных границ интеллектуального разви­тия в сторону их приближения к более ранним возрастам и соответственно сдвигов сенситивного и критического пери­одов. Эти данные свидетельствуют, во-первых, о подвижно­сти границ сенситивного и критического периодов в интел­лектуальном развитии подростков, а во-вторых, об обуслов­ленности хода этого развития не только программой, закрепленной в генотипе, но и внешними, средовыми усло­виями. В этой связи стоит вспомнить приводившиеся ранее данные о сдвиге временных границ, происшедшие за после­дние 20 лет, в рамках подросткового возраста в отношении их представлений о будущем (см. 6.2.).

Таким образом, анализ интеллектуального развития подростков из разных возрастных эпох позволил устано­вить как сходство, так и различия в уровне и динамике раз­вития интеллекта.

Необходимо сказать и о половых различиях в интел­лектуальном развитии подростков. Л.Уормак, проанали­зировав факторные структуры способностей выделил 3

Особенности обучения ... Ук. соч.

336 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

фактора у лиц мужского пола: вербальный, зрительно-пространственный и математический и только 2 фактора у женщин - первый из которых объединил вербальные, зрительно-пространственные и математические показа­тели, а второй - вербально-зависимый от пола*. Не слу­чайно поэтому у мальчиков показатели словесно-логи-ческого мышления лучше, чем у девочек, что, однако, на­чинает проявляться после 13-ти лет. Таким образом, у юноше и мужчин факторы способностей более автоном­ны, чем у девушек и женщин. Эти данные, согласуются с данными о большей асимметричности полушарий голов­ного мозга у мужчин.

Каков же вклад интеллекта в развитие личности под­ростка? Для ответа на этот вопрос проследим динамику связей между интеллектом и личностью.

По данным Е.Ф.Рыбалко и др. в интервале 11-12 лет наиболее тесные связи отмечаются в основном между невербальными компонентами интеллекта и эмоциональ­но-волевыми параметрами личности. В следующем возра­стном интервале - 13-14 лет - с эмоционально-волевыми характеристиками личности связаны не только показате­ли невербального, но и вербального интеллекта, а интер­вале 15-16 лет увеличивается рост связей между показате­лями вербального и невербального интеллекта с личност­ными характеристиками, среди которых доминируют эмоционально-волевые и коммуникативные свойства лич­ности. Таким образом, развитие связей между интеллек­том и личностью идет по пути включения в систему связей новых интеллектуальных и личностных образований и ин­тенсификации этих связей. При этом исходным пунктом этого развития являются связи между невербальными пара­метрами интеллекта, характеризующими предметное и образное мышление с эмоционально-волевыми сторонами

' Цит. по Исаеву Д. Н., Кагану В.Е.