logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 1. Психология развития ребенка 21

Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на ос­нове определенных закономерностей, о которых пойдет речь в следующей главе, заставляют нас не противопостав­лять друг другу эти две точки зрения, а согласовать их меж­ду собой. Ведь человек это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в об­ществе, каждый из нас выстраивает свой индивидуальный жизненный путь. Поэтому правильное понимание психи­ческого развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоборствующих концепций.

Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство методологических позиций, но определенные принципы этого развития. В качестве ведущих можно выделить следующие общесистемные принципы психичес­кого развития человека.

1. Принцип дифференциации-интеграции, выступаю­щий в качестве критерия развития структуры. Если интеграция необходима для образования новых свя­зей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций, то дифференциация - это процесс расчленения общей структуры на части, обладаю­щие разными, более специфическими функциями. Как отмечает Н.И.Чуприкова, эти принципы высту­пают в качестве наиболее важных критериев «высо­ты или степени организации» системы. Об уровне развития (организации) системы судят по количе­ству входящих в нее разнородных элементов (сте­пень разнообразия), количеству разных их уровней (степень иерархичности), количеству и разнообра­зии связей между элементами и уровнями'.

Чуприкова Н.И. Психология умственного развития; Принцип дифференциации.-М., 1997.

22 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

2. Наряду с принципом дифференциации-интеграции мы выделяем принцип цельности как критерий раз­вития функции. В отличие от предыдущего, характе­ризующего структуру органа, принцип цельности -это важнейшая характеристика функции, уровня ее сформированное™. Цельность - это интегральная функциональная характеристика целого, характери­зующая единство целей и средств их достижения. обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, со­размерностью и уравновешенностью структурных элементов целого'. Иными словами, цельность по­казывает меру связности элементов целого.

Повторяемость2 означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характерис­тики, к примеру, личности (ее направленность, па­раметры саморегуляции) связаны с другими лично­стными параметрами.

Соподчиненность3 - это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его . главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности.

Соразмерность4 - это единство, обеспечиваемое общей множественной закономерностью. В фактор­ной структуре личности соразмерность означает со­гласование размеров (дисперсий) факторов в целом.

Уравновешенность5 - это единство согласован­ных противоположностей. Уравновешенность струк-

' Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского об­разования. Дисс. на соискан. уч. степ. докт. психол. н. СПб., 1997.

2 ГанзенВ.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974.-С. 45.

3 Там же.- С.46.

4 Там же-С.46.

5 Тамже.-С.47.

23

Глава 1. Психология развития ребенка

туры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих - индивида, личности, субъ­екта, что и обеспечивает ее стабильность.

3. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как ус­ловие развития системы'. Функция тенденции к со­хранению принадлежит наследственности, которая передает без искажений информацию из поколения в поколение, а функция тенденции к изменению -изменчивости, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И.И.Шмальгау-зена, индивидуальная изменчивость системы как ус­ловие для исторической изменчивости системы в целом, является универсальной закономерностью развития любых систем2.

4. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. «Без неустойчивости нет развития,- пишут Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов. «Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивость, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность - это тупики эволюции. Неустой­чивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через слу­чайность»3. Выделение этого принципа имеет свою предысторию в науке. Я имею в виду «принцип ус­тойчивого неравновесия живых систем», впервые сформулированного Э.Бауэром в 1935 г., согласно

' Асмолов А.Г. Ук. соч.

2 Шмальгаузен И.И. Избранные труды. Пути и закономернос­ти эволюционного процесса. М., 1983.

3 Князева Е.Н„ Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировиде-ние: диалоге И.Пригожиным/Вопросы философии, 1992, № 12, с. 13-14.

24 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

которому неравновесное состояние означает состоя­ние работоспособности системы'. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д.Узнадзе, кото­рый подчеркивал разительные факты распростране­ния асимметрии при изучении человека и Б.Г.Анань­ева, в его концепции о билатеральном контуре ре­гулирования2.

Наряду с названными А.ГАсмолов выделяет еще два принципа: принцип возможности превращения избы­точной (преадаптивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточ­ных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях3. На наш взгляд названные принципы - это скорее следствия действия четвертого принципа, нежели самостоятельные. Сформулированные принципы психического развития на­ряду с закономерностями этого развития (см. 1.8.) и обус­ловливают весь его ход.

Развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, обусловленное действием фак­торов активного программирования, наряду с факто­рами чистой случайности, выраженное в количествен­ных, качественных и структурных преобразованиях. Рост - это количественные изменения в процессе со­вершенствования той или иной психической функ­ции,-говорит Д.Б.Эльконин и уточняет: «Если не уда­ется обнаружить качественных изменений - это рост»4.

' Бауэр Э. С. Теоретическая биология = Theoretikal biology: Пе-репеч. Изд. 1935 г. Будапешт, 1982- С. 92.

2 УзнадзеД.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966;

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

3 А смолов А. Г. Ук. соч.

4 ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М.: Педа­гогика, 1989.

25

Глава 1. Психология развития ребенка

Говоря о взаимосвязи между ростом и развитием, следует сказать, что развитие включает в себя явления роста как предпосылку и характеристику количественной стороны преобразований.