logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 1. Психология развития ребенка 41

пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность - значит научиться верно идентифицировать себя со взрос­лыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2'.

Таблица 2

Возраст.

Результат

Нормальная

Аномальная

Область

развития

линия развития

линия развития

отно­

шений

/

0-1 год;

энергия и

Доверие к людям:

Недоверие к лю­

мать

жизненная

взаимная любовь

дям: как резуль­

радость

и признание ро­

тат плохого об­

дителей и ребен­

ращения матери с

ка, привязан­

ребенком, игно­

ность, удовлетво­

рирования, пре­

рение потребно­

небрежения им,

стей детей в об­

лишения любви.

щении и других

Слишком раннее

жизненно важных

или резкое отлу­

потребностей

чение ребенка от

груди, его эмо­

циональная изо­

ляция.

1-3 года;

контроль над

Самостоятельное

Сомнение в себе,

родители

собой;

ть, уверенность в

гипертрофирован­

стремление к

себе: ребенок

ное чувство сты­

власти

смотрит на себя

да: ребенок чув­

как на самостоя­

ствует свою не­

тельного, но еще

приспособленное

зависимого от

ть, сомневается в

родителей чело­

способностях,

века.

испытывает не­

достатки в разви­

тии элементар­

ных двигатель­

ных навыков.

Слаборазвита

речь, развито же­

лание скрыть

свою ущербность

от окружающих.

' Цит. по Немое Р. С. Психология. Учебное пособие для студен­тов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

42 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Продолжение Таблицы 2

3-6 лет;

целеустремде

Активость: живое

Пассивность: вя­

родители,

нность; уве­

воображение, ак­

лость, отсутствие

братья,

ренность в

тивное изучение

инициативы, ин­

сестры

себе

окружающего

фантильное чув­

мира, подража­

ство зависти к

ние взрослым,

другим детям,

включение в по-

подавленность,

лоролевое пове­

отсутствие npt-

дение.

знаков полороле-

вого поведения.

6-12 лет;

овладение

Трудолюбие: вы­

Чувство неполно­

школа,

методами и

раженное чувство

ценности: слабо­

соседи,

умениями

долга и стремле­

развитые трудо­

знако­

ние к достижени­

вые навыки, избе­

мые

ям, развитые

гание сложных

коммуникативны

заданий, сорев­

е умения. Ставит

новательных си­

перед собой и

туаций, острое

решает реальные

чувство неполно­

задачи, нацелен­

ценности, обре­

ность фантазии и

ченности. Кон­

игр на активное

формность, раб­

усвоение инстру­

ское поведение,

ментальных и

чувство тщетно­

предметных дей­

сти прилагаемых

ствий, ориента­

усилий при реше­

ция назадачу.

нии разных задач.

1^-18 лет;

преданность

Жизненное само­

Путаница ролей:

группа

и верность

определение: раз­

смещение и сме­

сверст­

витие временной

шение временных

ников

перспективы -

перспектив: мыс­

планов на буду­

ли не только о

щее, самоопреде­

будущем, но и

ление: каким

прошлом. Кон­

быть? Кем быть?

центрация ду­

Активный поиск

шевных сил на

себя и экспери­

самопознание,

ментирование в

сильно выражен­

разных ролях.

ное стремление

Четкая половая

разобраться в

поляризация в

себе в ущерб от­

формах поведе­

ношений с внеш­

ния. Лидерство в

ним миром. По-

группах сверст­

лоролевая фикса­

ников и при не­

ция. Смешение

обходимости

форм полороле-

подчинение им.

вого поведения.