Глава 1. Психология развития ребенка 41
пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность - значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми. В обобщенном виде этапы развития, их содержание и приобретения личности ребенка представлены в табл.2'.
Таблица 2
Возраст.
| Результат
| Нормальная
| Аномальная
|
Область
| развития
| линия развития
| линия развития
|
отно
|
|
|
|
шений
|
|
| /
|
0-1 год;
| энергия и
| Доверие к людям:
| Недоверие к лю
|
мать
| жизненная
| взаимная любовь
| дям: как резуль
|
| радость
| и признание ро
| тат плохого об
|
|
| дителей и ребен
| ращения матери с
|
|
| ка, привязан
| ребенком, игно
|
|
| ность, удовлетво
| рирования, пре
|
|
| рение потребно
| небрежения им,
|
|
| стей детей в об
| лишения любви.
|
|
| щении и других
| Слишком раннее
|
|
| жизненно важных
| или резкое отлу
|
|
| потребностей
| чение ребенка от
|
|
|
| груди, его эмо
|
|
|
| циональная изо
|
|
|
| ляция.
|
1-3 года;
| контроль над
| Самостоятельное
| Сомнение в себе,
|
родители
| собой;
| ть, уверенность в
| гипертрофирован
|
| стремление к
| себе: ребенок
| ное чувство сты
|
| власти
| смотрит на себя
| да: ребенок чув
|
|
| как на самостоя
| ствует свою не
|
|
| тельного, но еще
| приспособленное
|
|
| зависимого от
| ть, сомневается в
|
|
| родителей чело
| способностях,
|
|
| века.
| испытывает не
|
|
|
| достатки в разви
|
|
|
| тии элементар
|
|
|
| ных двигатель
|
|
|
| ных навыков.
|
|
|
| Слаборазвита
|
|
|
| речь, развито же
|
|
|
| лание скрыть
|
|
|
| свою ущербность
|
|
|
| от окружающих.
|
' Цит. по Немое Р. С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.
42 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Продолжение Таблицы 2
3-6 лет;
| целеустремде
| Активость: живое
| Пассивность: вя
|
родители,
| нность; уве
| воображение, ак
| лость, отсутствие
|
братья,
| ренность в
| тивное изучение
| инициативы, ин
|
сестры
| себе
| окружающего
| фантильное чув
|
|
| мира, подража
| ство зависти к
|
|
| ние взрослым,
| другим детям,
|
|
| включение в по-
| подавленность,
|
|
| лоролевое пове
| отсутствие npt-
|
|
| дение.
| знаков полороле-
|
|
|
| вого поведения.
|
6-12 лет;
| овладение
| Трудолюбие: вы
| Чувство неполно
|
школа,
| методами и
| раженное чувство
| ценности: слабо
|
соседи,
| умениями
| долга и стремле
| развитые трудо
|
знако
|
| ние к достижени
| вые навыки, избе
|
мые
|
| ям, развитые
| гание сложных
|
|
| коммуникативны
| заданий, сорев
|
|
| е умения. Ставит
| новательных си
|
|
| перед собой и
| туаций, острое
|
|
| решает реальные
| чувство неполно
|
|
| задачи, нацелен
| ценности, обре
|
|
| ность фантазии и
| ченности. Кон
|
|
| игр на активное
| формность, раб
|
|
| усвоение инстру
| ское поведение,
|
|
| ментальных и
| чувство тщетно
|
|
| предметных дей
| сти прилагаемых
|
|
| ствий, ориента
| усилий при реше
|
|
| ция назадачу.
| нии разных задач.
|
1^-18 лет;
| преданность
| Жизненное само
| Путаница ролей:
|
группа
| и верность
| определение: раз
| смещение и сме
|
сверст
|
| витие временной
| шение временных
|
ников
|
| перспективы -
| перспектив: мыс
|
|
| планов на буду
| ли не только о
|
|
| щее, самоопреде
| будущем, но и
|
|
| ление: каким
| прошлом. Кон
|
|
| быть? Кем быть?
| центрация ду
|
|
| Активный поиск
| шевных сил на
|
|
| себя и экспери
| самопознание,
|
|
| ментирование в
| сильно выражен
|
|
| разных ролях.
| ное стремление
|
|
| Четкая половая
| разобраться в
|
|
| поляризация в
| себе в ущерб от
|
|
| формах поведе
| ношений с внеш
|
|
| ния. Лидерство в
| ним миром. По-
|
|
| группах сверст
| лоролевая фикса
|
|
| ников и при не
| ция. Смешение
|
|
| обходимости
| форм полороле-
|
|
| подчинение им.
| вого поведения.
|
- Содержание
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- От автора
- Глава 1
- 1.1. Из истории развития науки о детях
- Глава 1. Психология развития ребенка
- 1.2. О методологии последующего изложения
- Глава 1. Психология развития ребенка 15
- 1.3. Детство в жизни взрослого
- Глава 1. Психология развития ребенка 17
- 1.4. Принципы психического развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 19
- Глава 1. Психология развития ребенка 21
- 1.5. Факторы психического развития
- 1.6. Механизм психического развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 33
- Глава 1. Психология развития ребенка 35
- Психическое новообразование
- 1.7. Теории психического развития ребенка.
- Глава 1. Психология развития ребенка 37
- Глава 1. Психология развития ребенка 39
- Глава 1. Психология развития ребенка 41
- Глава 1. Психология развития ребенка 43
- 1.8. Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- Глава 1. Психология развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 47
- 1.9. О диагностике возрастного развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 51
- 1.10. Показатели психического развития ребенка и методы их изучения
- Глава 1. Психология развития ребенка 53
- Глава 1. Психология развития ребёнка 57
- Глава 1. Психология развития ребенка 61
- Глава 2 психическое развитие младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 63
- 2.1. Врожденные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 67
- Глава 2. Психическое развитие младенца 71
- 2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 73
- Глава 2. Психическое развитие младенца 75
- Глава 2. Психическое развитие младенца 77
- Глава 2. Психическое развитие младенца 79
- 2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 81
- 2.2. Психическое развитие новорожденного
- Глава 2. Психическое развитие младенца 87
- Глава 2. Психическое развитие младенца 93
- 2.3. Психическая жизнь младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 95
- Глава 2. Психическое развитие младенца 99
- 2.4. Начало развития языка и речи
- Глава 2. Психическое развитие младенца 101
- 1. Познавательная деятельность.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 103
- 2. Эмоциональные процессы и состояния.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 105
- Глава 2. Психическое развитие младенца 107
- 2.5. Эмоциональная жизнь младенца.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 109
- Глава 2. Психическое развитие младенца 113
- Глава 2. Психическое развитие младенца 115
- Глава 2. Психическое развитие младенца 117
- Глава 2. Психическое развитие младенца 119
- 2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 121
- Глава 2. Психическое развитие младенца 123
- Глава 2. Психическое развитие младенца 125
- Глава 2. Психическое развитие младенца 127
- Глава 2. Психическое развитие младенца 129
- Глава 2. Психическое развитие младенца 131
- Глава 3
- 134 Аверин в.А. Психология детей и подростков_____ 3.1. Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте
- 3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка
- Глава 3. Психология раннего детства 135
- 3.3. Освоение ходьбы
- Глава 3. Психология раннего детства 137
- 3.4. Предметные действия и условия их развития
- Глава 3. Психология раннего детства 139
- 3.5. Освоение речи
- Глава 3. Психология раннего детства
- Глава 3. Психология раннего детства 143
- Глава 3. Психология раннего детства 145
- Глава 3. Психология раннего детства 147
- Глава 3. Психология раннего детства 149
- Глава 3. Психология раннего детства 151
- 2 Года.
- Глава 3. Психология раннего детства 153
- 3.6. Эмоциональное развитие ребенка
- 3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 155
- Глава 3. Психология раннего детства 157
- Глава 3. Психология раннего детства 159
- Глава 3. Психология раннего детства 161
- Глава 3. Психология раннего детства 163
- 3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 165
- 3.8. Становление личности ребенка, его системы «я»
- Глава 3. Психология раннего детства 167
- Глава 3. Психология раннего детства 164
- Глава 3. Психология раннего детства 174
- Глава 3. Психология раннего детства 175
- 3.8.2. Почему и каким образом ребенок усваивает воздействия родителей?
- Глава 3. Психология раннего детства 177
- Глава 3. Психология раннего детства 179
- Глава 3. Психология раннего детства 181
- 3.9. Становления образа себя « волоролевая идентификация
- Глава 3. Психология раннего детства t83
- Система «я»
- Глава 4
- Глава 4. Психология развития детей ... 187
- Предметно-манилулятивная деятельность Общение Наглядно-действенное мышление
- 4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 189
- Глава 4. Психология развития детей ... 191
- Глава 4. Психология развития детей ... 193
- 4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 195
- Глава 4. Психология развития детей... 197
- 4.2. Развитие воображения
- Глава 4. Психология развития детей ... 201
- Глава 4. Психология развития детей ... 203
- Глава 4. Психология развития детей ... 205
- 4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников
- Глава 4. Психология развития детей ... 209
- Глава 4. Психология развития детей ... 211
- Глава 4. Психология развития детей ... 213
- 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника
- Глава 4. Психология развития детей ... 215
- Глава 4. Психология развития детей ... 217
- Глава 4. Психология развития детей ... 219
- Глава 4. Психология развития детей ... 221
- Глава 4. Психология развития детей ... 223
- 4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте
- Глава 4. Психология развития детей ... 227
- Глава 4. Психология развития детей ... 229
- 4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
- Глава 4. Психология развития детей ... 231
- 4.7. Готовность ребенка к школе
- Глава 4. Психология развития детей ... 235
- Глава 4. Психология развития детей ... 237
- Глава 4. Психология развития детей ... 239
- Глава 4. Психология развития детей ... 241
- Глава 5
- 5.1. Краткая психологическая характеристика возраста
- 5.2. Адаптация первоклассника к школе
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 249 общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением'.
- 5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте
- 5.4. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка
- 5.5. Теория развития интеллекта жЛиаже
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 275
- 5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника
- 5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности
- 5.7. Развитие личности младшего школьника
- 5.8. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
- Глава 6 психическое развитие подростка
- 6.1. Мифы и реальности подросткового возраста
- 6.2. Специфические особенности подросткового периода
- Глава 6. Психическое развитие подростка 309
- Глава 6. Психическое развитие подростка 311
- 63. Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста
- Глава 6. Психическое развитие подростка 313
- Глава 6. Психическое развитие подростка 315
- 6.5. Основные сферы психического развития подростка
- 318 Аверин в.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 321
- Глава 6. Психическое развитие подростка 323
- Глава 6. Психическое развитие подростка 325
- Глава 6. Психическое развитие подростка 327
- Глава 6. Психическое развитие подростка 329
- Глава 6. Психическое развитие подростка 331
- Глава 6. Психическое развитие подростка 333
- Глава 6. Психическое развитие подростка 335
- Глава 6. Психическое развитие подростка 337
- Глава 6. Психическое развитие подростка 339
- 6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
- Глава 6. Психическое развитие подростка 343
- Глава 6. Психическое развитие подростка 345
- Глава 6. Психическое развитие подростка 347
- Глава 6. Психическое развитие подростка 349
- 6.5.3.1. Становление «я» и психоэмоциональные состояния подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 351
- Глава 6. Психическое развитие подростка 353
- Глава 6. Психическое развитие подростка 355
- Глава 6. Психическое развитие подростка 359
- Глава 6. Психическое развитие подростка 361
- 6.6. Агрессивность и агрессивное поведение подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 363
- Глава 6. Психическое развитие подростка 365
- Глава 6. Психическое развитие подростка 367
- Глава 6. Психическое развитие подростка 369
- Глава 6. Психическое развитие подростка 371
- 6.7. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 373
- Глава 6. Психическое развитие подростка 375
- Глава 6. Психическое развитие подростка 379