Глава 2. Психическое развитие младенца 87
Рефлекс ходьбы. Не меньшее удивление вызывают движения новорожденного, напоминающие хорошо скоординированную ходьбу, если вы поддерживаете своего малыша под ручки при легком касании поверхности стола или пола голыми ножками.
Сосательный рефлекс. Он запускается сразу после поискового рефлекса, когда, определив местонахождение груди матери, ребенок начинает ее сосать. Некоторые новорожденные начинают это после того, как кормящая мать проведет грудью или соской вокруг рта.
Шейный тонический рефлекс. Его легко видеть, когда ребенок лежит на спине, голова повернута, как правило, в правую сторону, оба кулачка сжаты. При этом ручка и ножка на этой стороне тела выпрямлены, а на противоположной - сжаты, словно малыш приготовился фехтовать.
Рефлекс одергивания. Новорожденный отдергивает ногу при щекотании подошвы. Наличие или отсутствие этих и другие рефлексов - важный показатель нервно-психического развития младенца. По совокупности оценок проявления перечисленных рефлексов обычно судят об уровне психомоторного развития младенца.
В последнее время предпринимаются попытки сверхраннего прогнозирования развития детей, в том числе по характеристикам процесса родов. Установлено, что общий индекс психического развития включает 1"0 значимых физиологических показателей ^-окружность головы, индексы Апгар через 1 и 5 минут после родов, длина, вес и температура тела, длительность первого периода родов, общая длительность родов, длительность безводного промежутка, частота сердечных сокращений после родов".
88 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
Как отмечал Л.С.Выготский, главное своеобразие младенчества состоит в том, что ребенок отделяется от матери физически, но связан с ней физиологически и потому все последующее развитие обусловлено не только разверткой врожденных программ, но и содержанием взаимоотношений между ним и матерью. Наряду с этим он подчеркивал переходный или смешанный характер жизни ребенка в период новорожденности, поскольку он совмещает в себе черты утробной и внеутробной жизни'.
Как уже говорилось выше, долгие годы психологи, характеризуя психическую жизнь новорожденного, отмечали ее недифференцированный, нерасчлененный характер, как «сплав влечения, аффекта и ощущений». В то же время Л.С.Выготский подчеркивает, что было бы неверно представлять себе восприятие мира новорожденным как «хаос отрывочных, бессвязных отдельных ощущений: температурных, внутриорганических, слуховых, оптических, кожных и т.д.». Ссылаясь на известные ему исследования, он отмечает присущую новорожденному способность к структурированию, т.е. выделению фигуры и фона, образующую «исходный пункт дальнейшего развития сознания»2.
В свете современных данных, описанных выше, это замечание Л.С.Выготского оказывается весьма своевременным. Поэтому довольно трудно согласиться с тем, что психика младенца представляет собою абсолютно «недифференцированное, нерасчлененное» образование. Выявленные в последующих исследованиях дифференцированные врожденные перцептивные и моторные способности обеспечивают параллельное развитие перцептивной и моторной сфер, что, по-видимому, и является причиной и основанием столь стремительного психического развития младенца, когда лишь за один год жизни он совершает гигантский
89
шаг в своем развитии. В этих же исследованиях было показано, что внутри самой сенсорной системы отмечается слитность зрительной, слуховой и осязательной модальностей, а ее дальнейшее развитие идет по пути дифферен-цировки друг от друга.
Новорожденный это активное существо. Подтверждением этому является его способность к научению. Вместе с тем легко наблюдать, что новорожденный большую часть времени спит. Но спит он чутко, быстро просыпается, так же как и быстро засыпает вновь. Установлены шесть различных состояний новорожденного:
- глубокий сон, когда глаза закрыты, дыхание замедлено, а мышцы лица расслаблены;
- неглубокий сон. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Мышцы лица часто подрагивают во сне, что характерно для сна с быстрым движением глаз, когда человек видит сны (на нем мы остановимся ниже);
- состояние дремоты, характерное при засыпании и пробуждении младенца. Глаза малыша тускнеют, на них появляется характерная поволока, дыхание неритмично, движения замедлены;
- бодрствующее пассивное состояние. Дети, словно зачарованные, рассматривают различные предметы, двигая при этом головой и суча ручками и ножками;
- активность в состоянии бодрствования. Это состояние характеризуется значительной двигательной активностью ребенка, глаза открыты, дыхание нерегулярное;
- плач. Часть периода бодрствования ребенок плачет. Причины могут быть самые разнообразные, что и обусловливает продолжительность плача.
Итак, сон выступает как одна из основных форм существования новорожденного. Примерно 80% от общего времени новорожденный проводит во сне. Иногда бывает трудно отделить сон от бодрствования. Главной особенностью сна новорожденного является его полифазный
90 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______
характер, когда короткие периоды сна чередуются островками бодрствования.
Каково же значение сна новорожденного? С физиологической точки зрения сон новорожденного - это преимущественно так называемый парадоксальный сон. Его доля составляет 80% от всего сна. Кстати, у взрослого человека он составляет только 20%. С психологической точки зрения важно то, что именно в этот период человек видит сны. Было показано, что если испытуемых будили в этот период сна, то примерно в 80% случаев они говорили, что видели сны. Если же их будили в другие периоды сна, то на появление снов указывали лишь 7% испытуемых. Каковы же функции сна? По мнению З.Фрейда сон -это осуществление желания. По мнению К.Юнга функция сна состоит в восстановлении психологического баланса, целостного психологического равновесия посредством производства снов, т.е. речь идет о своеобразной компен-саторной функции сна. Вообще психоаналитики рассматривают сны в качестве своеобразных индикаторов бессознательного. Подобная логика объяснения функционального значения сна приводит нас к выводу о том, что содержание психической жизни новорожденного - это функционирование бессознательного. В связи с этим сон имеет большое значение как для настоящего, так и будущего психического развития ребенка.
Итак, сон - это одна сторона начавшейся психической жизни новорожденного; другой ее стороной является бодрствование. Это означает, что период бодрствования -это период активности ребенка и, прежде всего, как показано выше - перцептивной и моторной. На некоторых аспектах мы уже останавливались выше. Здесь коснемся только некоторых, собственно психологических, аспектов психомоторного развития новорожденного.
Одним из важных показателей психического развития новорожденного является появление реакции сосредо-
91
точения. Прежде всего следует отметить два вида сосредоточения - пищевое и лабиринтное, которые отмечаются сразу после рождения: ребенок сосет соску и укачивается в люльке. Уже на 2-3 неделе он начинает сосать кулачок, а на 3-4 неделе появляется первый сочетательный рефлекс. Наряду с этими, филогенетически более древними реакциями, у новорожденного отмечаются слуховое и зрительное сосредоточение, основанием которых выступают его врожденные способности. Само слуховоесосредоточение появляется не ранее 9-го дня.
Что касается зрительного сосредоточение, то оно становится возможным за счет готовности таких механизмов восприятия как бинокулярный параллакс, параллакс движения и оптический градиент расширения.
Большой интерес представляет эмоциональная сфера новорожденного. Однако сегодня психологи не могут похвастать достижениями в ее изучении. Наши знания чрезвычайно скудны и в основном они касаются эмоциональной жизни младенца. Согласно данным психологов эмоциональная жизнь новорожденного носит в основном недифференцированный характер. По мнению К. Бриджес для новорожденного характерно состояние недифференцированного возбуждения, из которого в течение первого года жизни выделяются три группы эмоциональных состояний: собственно возбуждение, неудовольствие (дистресс) и удовольствие.
На первом месяце жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта. Они проявляются в виде крика и плача. Эмоции в это время выполняют функцию оценки, побуждения и регуляции поведения ребенка. Но уже на втором месяце прерогатива переходит к положительным эмоциям - именно они побуждают ребенка к общению.
Характер и интенсивность проявления эмоций - один из важных показателей, который индивидуализирует психическую жизнь новорожденного. Ведь при первом взгляде
92 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______
на новорожденных может показаться, что они мало чем отличаются друг от друга. Исследования, проведенные на 141 новорожденном позволили выяснить особенности проявления их темперамента. Было установлено, что 65% детей четко различаются между собой по типу темперамента - на «легких», «средних» и «тяжелых» - и только у 35% тип темперамента оказался смешанным.
Для новорожденных с «легким» темпераментом характерно, во-первых, регулярное проявление основных биологических функций - голода, сна, испражнений, во-вторых, положительное отношение к новым людям и ситуациям, в-третьих, быстрое привыкание к измененному распорядку дня, в-четвертых, преимущественно мягкое, покладистое настроение.
Новорожденных со «средним» темпераментом отличают несколько негативно окрашенные реакции на новых людей и ситуации, медленное привыкание к ним; они труднее осваиваются в новой для себя обстановке.
Новорожденным с «тяжелым» темпераментом присущи нерегулярное проявление биологических функций, негативное отношение к новым людям и ситуациям, а также неспособность быстро приспособиться к изменениям, равно как и бурное, негативно окрашенное настроение.
К факторам, обусловливающим тот или иной тип темперамента относят наследственность, эмоционально-психическое состояние матери до и после родов, способ и продолжительность родов, физическое состояние младенца, характер отношений между новорожденным и матерью после родов. Вообще, тип отношений между родителями и младенцем, как мы увидим позднее, один из важнейших факторов психического развития ребенка, становления его как личности. Следует иметь в виду, что на тип этих отношений влияют не только родители, но сами младенцы. Если ваш ребенок безостановочно кричит, то вряд ли это будет стимулировать ваше спокойное, ровное и постоянно до-
- Содержание
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- От автора
- Глава 1
- 1.1. Из истории развития науки о детях
- Глава 1. Психология развития ребенка
- 1.2. О методологии последующего изложения
- Глава 1. Психология развития ребенка 15
- 1.3. Детство в жизни взрослого
- Глава 1. Психология развития ребенка 17
- 1.4. Принципы психического развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 19
- Глава 1. Психология развития ребенка 21
- 1.5. Факторы психического развития
- 1.6. Механизм психического развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 33
- Глава 1. Психология развития ребенка 35
- Психическое новообразование
- 1.7. Теории психического развития ребенка.
- Глава 1. Психология развития ребенка 37
- Глава 1. Психология развития ребенка 39
- Глава 1. Психология развития ребенка 41
- Глава 1. Психология развития ребенка 43
- 1.8. Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- Глава 1. Психология развития ребенка
- Глава 1. Психология развития ребенка 47
- 1.9. О диагностике возрастного развития
- Глава 1. Психология развития ребенка 51
- 1.10. Показатели психического развития ребенка и методы их изучения
- Глава 1. Психология развития ребенка 53
- Глава 1. Психология развития ребёнка 57
- Глава 1. Психология развития ребенка 61
- Глава 2 психическое развитие младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 63
- 2.1. Врожденные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 67
- Глава 2. Психическое развитие младенца 71
- 2.1.1. Врожденные перцептивные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 73
- Глава 2. Психическое развитие младенца 75
- Глава 2. Психическое развитие младенца 77
- Глава 2. Психическое развитие младенца 79
- 2.1.2. Врожденные психомоторные способности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 81
- 2.2. Психическое развитие новорожденного
- Глава 2. Психическое развитие младенца 87
- Глава 2. Психическое развитие младенца 93
- 2.3. Психическая жизнь младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 95
- Глава 2. Психическое развитие младенца 99
- 2.4. Начало развития языка и речи
- Глава 2. Психическое развитие младенца 101
- 1. Познавательная деятельность.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 103
- 2. Эмоциональные процессы и состояния.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 105
- Глава 2. Психическое развитие младенца 107
- 2.5. Эмоциональная жизнь младенца.
- Глава 2. Психическое развитие младенца 109
- Глава 2. Психическое развитие младенца 113
- Глава 2. Психическое развитие младенца 115
- Глава 2. Психическое развитие младенца 117
- Глава 2. Психическое развитие младенца 119
- 2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца
- Глава 2. Психическое развитие младенца 121
- Глава 2. Психическое развитие младенца 123
- Глава 2. Психическое развитие младенца 125
- Глава 2. Психическое развитие младенца 127
- Глава 2. Психическое развитие младенца 129
- Глава 2. Психическое развитие младенца 131
- Глава 3
- 134 Аверин в.А. Психология детей и подростков_____ 3.1. Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте
- 3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка
- Глава 3. Психология раннего детства 135
- 3.3. Освоение ходьбы
- Глава 3. Психология раннего детства 137
- 3.4. Предметные действия и условия их развития
- Глава 3. Психология раннего детства 139
- 3.5. Освоение речи
- Глава 3. Психология раннего детства
- Глава 3. Психология раннего детства 143
- Глава 3. Психология раннего детства 145
- Глава 3. Психология раннего детства 147
- Глава 3. Психология раннего детства 149
- Глава 3. Психология раннего детства 151
- 2 Года.
- Глава 3. Психология раннего детства 153
- 3.6. Эмоциональное развитие ребенка
- 3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 155
- Глава 3. Психология раннего детства 157
- Глава 3. Психология раннего детства 159
- Глава 3. Психология раннего детства 161
- Глава 3. Психология раннего детства 163
- 3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста
- Глава 3. Психология раннего детства 165
- 3.8. Становление личности ребенка, его системы «я»
- Глава 3. Психология раннего детства 167
- Глава 3. Психология раннего детства 164
- Глава 3. Психология раннего детства 174
- Глава 3. Психология раннего детства 175
- 3.8.2. Почему и каким образом ребенок усваивает воздействия родителей?
- Глава 3. Психология раннего детства 177
- Глава 3. Психология раннего детства 179
- Глава 3. Психология раннего детства 181
- 3.9. Становления образа себя « волоролевая идентификация
- Глава 3. Психология раннего детства t83
- Система «я»
- Глава 4
- Глава 4. Психология развития детей ... 187
- Предметно-манилулятивная деятельность Общение Наглядно-действенное мышление
- 4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 189
- Глава 4. Психология развития детей ... 191
- Глава 4. Психология развития детей ... 193
- 4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка
- Глава 4. Психология развития детей ... 195
- Глава 4. Психология развития детей... 197
- 4.2. Развитие воображения
- Глава 4. Психология развития детей ... 201
- Глава 4. Психология развития детей ... 203
- Глава 4. Психология развития детей ... 205
- 4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников
- Глава 4. Психология развития детей ... 209
- Глава 4. Психология развития детей ... 211
- Глава 4. Психология развития детей ... 213
- 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника
- Глава 4. Психология развития детей ... 215
- Глава 4. Психология развития детей ... 217
- Глава 4. Психология развития детей ... 219
- Глава 4. Психология развития детей ... 221
- Глава 4. Психология развития детей ... 223
- 4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте
- Глава 4. Психология развития детей ... 227
- Глава 4. Психология развития детей ... 229
- 4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольного возраста
- Глава 4. Психология развития детей ... 231
- 4.7. Готовность ребенка к школе
- Глава 4. Психология развития детей ... 235
- Глава 4. Психология развития детей ... 237
- Глава 4. Психология развития детей ... 239
- Глава 4. Психология развития детей ... 241
- Глава 5
- 5.1. Краткая психологическая характеристика возраста
- 5.2. Адаптация первоклассника к школе
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего ... 249 общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением'.
- 5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем школьном возрасте
- 5.4. Основные психологические новообразования и их влияние на познавательное развитие ребенка
- 5.5. Теория развития интеллекта жЛиаже
- Глава 5. Психическое развитие детей младшего... 275
- 5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника
- 5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль в учебной деятельности
- 5.7. Развитие личности младшего школьника
- 5.8. Психологическая характеристика трудностей обучения в начальной школе
- Глава 6 психическое развитие подростка
- 6.1. Мифы и реальности подросткового возраста
- 6.2. Специфические особенности подросткового периода
- Глава 6. Психическое развитие подростка 309
- Глава 6. Психическое развитие подростка 311
- 63. Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста
- Глава 6. Психическое развитие подростка 313
- Глава 6. Психическое развитие подростка 315
- 6.5. Основные сферы психического развития подростка
- 318 Аверин в.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 321
- Глава 6. Психическое развитие подростка 323
- Глава 6. Психическое развитие подростка 325
- Глава 6. Психическое развитие подростка 327
- Глава 6. Психическое развитие подростка 329
- Глава 6. Психическое развитие подростка 331
- Глава 6. Психическое развитие подростка 333
- Глава 6. Психическое развитие подростка 335
- Глава 6. Психическое развитие подростка 337
- Глава 6. Психическое развитие подростка 339
- 6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
- Глава 6. Психическое развитие подростка 343
- Глава 6. Психическое развитие подростка 345
- Глава 6. Психическое развитие подростка 347
- Глава 6. Психическое развитие подростка 349
- 6.5.3.1. Становление «я» и психоэмоциональные состояния подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 351
- Глава 6. Психическое развитие подростка 353
- Глава 6. Психическое развитие подростка 355
- Глава 6. Психическое развитие подростка 359
- Глава 6. Психическое развитие подростка 361
- 6.6. Агрессивность и агрессивное поведение подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 363
- Глава 6. Психическое развитие подростка 365
- Глава 6. Психическое развитие подростка 367
- Глава 6. Психическое развитие подростка 369
- Глава 6. Психическое развитие подростка 371
- 6.7. Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
- Глава 6. Психическое развитие подростка 373
- Глава 6. Психическое развитие подростка 375
- Глава 6. Психическое развитие подростка 379