logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 131

Развитие понимания

Новорожденный

Конец 1 -гом.

Пониманиеречи предшествует на недели началу гово­рения. Понимание мимики и жестов см. в табл. «Социальное развитие».

Конец 2-го м.

Конец 3-го м.

Конец 4-го м.

Конец5-гом.

Конец 6-го м.

Конец 7-го м.

Находясь на руках родного человека, постоянно уха­живающего за ним, ищет глазами предметы, или лю­дей, которые были до этого трижды названы (кукушка, папай т.д). -Трудно протестировать-

Конец 8-го м.

Поворачивая голову, ищет определенные, уже извест­ные ему, предметы или людей.

Конец 9-го м.

После предварительного обучения цокает языком. Слушает часы. секундомер, приложенные к уху.

Конец 10-гом.

Реагирует на свое имя и на просьбу: «дай мне». Под­ражает взрослому, махая ему ручкой при прощании.

Конец 11-гом.

Понимает запреты «нег-нет».

Конец! 2-го м.

В ответ на просьбу «Принеси мяч» или «куклу» или другой известный предмет ищет, находит и приносит его.

5*

132 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Приложение 4 Социальное развитие ребенка

Новорожденный

Контакт с кожей: успокаивается с помощью поглажи­вания или кормления гоудью.

Конец 1-го м.

Заметив лицо человека на мгновение задерживает взгляд и недвигается. Успокаивается, когда его берут на о\ки и когда слышит голос.

Конец 2-го м.

При обращении матери реагирует фиксацией взгляда, легкой улыбкой и оживленными движениями (комп­лекс оживления).

Конец 3-го м.

Следит глазами задвигающимися лицами. «Социаль­ная улыбка», т.е. и чужое подвижное лицо вызывает радостную улыбку.

Конец 4-го м.

Громко смеется, когда взрослые его поддразнивают. Дружелюбно расположен к чужим людям. Сопротив­ляется, если у него с улыбкой отбирают игрушку. Ра­дуется, когда с ним играют.

Конец 5-го м.

Различает дружелюбную и строгую мимику и мелоди­ку речи. Появляется стремление к установлению кон­такта. Прекращает плакать, когда с ним заговарива­ют. Поворачивается к тем, кто поет и говорит.

Конец 6-го м.

По-разному ведет себя по отношению к знакомым и незнакомым. Воркуя, активно ищет контакта. Протя­гивает ручки, чтобы его взяли на руки.

Конец 7-го м.

Понимает игру «баюшки» (прижимает лицо к щеке любимого взрослого). Понимает игру в прятки с плат­ком.

Конец 8-го м.

Явно «чурается» чужих людей. Начинает подражать любимым взрослым (пение. Наблюдает, как пишет взрослый. Смотрит на отражение в зеркале не реаги­руя на него.

Конец 9-го м.

Понимает, когда прячутся за мебелью. Сердится, ко­гда у него отнимают игрушки. Смеется при появлении любимого взрослого.

Конец 10-го м.

Начинает понимать похвалу. Повторяет действия, за которые его похвалили и над которыми смеялись.

Конец! 1-го м.

Пока взрослый смотрит, прерывает на мгновение дей­ствие, за которое его ругают. Активно помогает руч­ками пои питьеиз чашки. Самостоятельно ест сухарь.

Конец 12-го м.

Понимает игру в салки («ловитки»). Восхищается от­ражением в зеркале. Улыбается и играет с ним. После обучения самостоятельно пьет из чашки. Первые по­пытки самостоятельно есть ложкой.

33