logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 71

параллельности сенсорного и моторного развития, то при­ходится признать равное значение моторного и сенсорного развития младенца в рамках общего хода его познаватель­ного развития. В этой связи возникает вопрос о существо­вании веских экспериментальных доказательств в пользу этой гипотезы. Действительно ли новорожденный облада­ет существенными врожденными перцептивными способ­ностями? Действительно ли в психике новорожденного от-дифференцированы моторный и сенсорный контуры позна­ния? Кроме того, нужно иметь в виду, что сам по себе сенсорный контур - это интермодальное образование, вклю­чающее в себя зрение, слух, осязание и обоняние. Поэтому возникает вопрос о структуре этого интермодального об­разования. Носит ли оно выраженный недифференцирован­ный характер, когда отсутствуют четкие границы между раз­ными сенсорными системами, характерные для психики бо­лее старших детей и взрослых? Или уже к моменту рождения внутри него происходит относительная дифференциация между ними? Ответы на эти вопросы можно найти в иссле­дованиях психологов, проведенные в последние 20-30 лет.