logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

1.8. Гипотеза психического развития ребенка д. Б. Эльконина

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка'. Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предпола­гает познание и овладение ребенком предметного мира. Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей. Д.Б.Эльконин считает, что деятельность ре­бенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако в

ЭльконинД.Б. У к. соч.

44 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

ходе развития этот единый по своей природе процесс раз­дваивается. В дальнейшем в каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следую­щего возрастного периода они как бы меняются места­ми. Строго говоря, именно смена доминирующего век­тора на субдоминантный и определяет начало нового воз­растного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный мо­мент времени, другими словами - ведущая деятельность ребенка.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т.е. психических новообразований на фоне со­циальной ситуации развития ребенка, позволил Д.Б.Элько-нину сформулировать следующую периодизацию психичес­кого развития (см. рис. 2).

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, обще­ние младших подростков, развивается преимущественно мотиеационно - потребностная сфера ребенка.

При осуществлении предметно-манипулятивной де­ятельности в раннем детстве, учебной деятельности млад­ших школьников и учебно-профессиональной деятельно­сти старших подростков идет преимущественное освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии имеют место периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивацион-ной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений и периоды преимущественного разви­тия интеллектуально-познавательных сил детей, результа­том чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами (см. табл. 3).