logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

Глава 2. Психическое развитие младенца 115

новятся интересными в связи с их узнаванием. Именно этот механизм составляет основу эмоциональной привязанно­сти ребенка. Взрослый может наблюдать появление реак­ции радости на лице ребенка на собственную активность, а взаимодействие радости и интереса поддерживает повто­рение активности.

Только в девятимесячном возрасте ребенок начинает интересоваться собственно новым. Что следует из этого факта? Во-первых, происходит переключение внимания ребенка на активный характер деятельности с предмета­ми: ребенок начинает ими манипулировать, бросает и т.п. При этом он внимательно прослеживает путь брошен­ного предмета. Во-вторых, известные ребенку схемы дей­ствий подвергаются модификации с целью воздействия на окружающую его среду новым способом. В-третьих, инте­рес к новизне становится мотивом подражания, что важ­но для процесса социализации ребенка.

Эмоция радости

Нельзя научить или натренировать ребенка быть счастливым, невозможно показать прямые пути, ведущие к достижению радости. Но, развлекая ребенка, вовлекая его в игры и забавы, организуя благоприятную обстанов­ку, можно способствовать возникновению у него позитив­ных эмоций. Радость, улыбка и смех тесно связаны между собой. И потому говоря о радости, нельзя не сказать об улыбке и смехе младенца.

В настоящее время реакцию улыбки считают врож­денной и универсальной. Рефлекторные движения лица, напоминающие улыбку, могут появляться и во время сна. Такого рода движения лица впервые появляются от 2-х до 12 часов после рождения.

Собственно улыбка вызывается в первую неделю жизни рядом звуков, в том числе и человеческим голосом.

116 Аверин В. А. Психология детей и подростков_____ Широкая ясная улыбка возникает примерно на 3-й неделе в ответ на высоко поставленный голос взрослого. На 5-й неделе сам по себе голос взрослого утрачивает способность вызывать улыбку, и младенец реагирует на него уже зву­ковым ответом. К 5-й неделе улыбку вызывает ряд зри­тельных стимулов, в том числе и разные человеческие лица. На 2-3-м месяце ребенок начинает улыбаться самопроиз­вольно. Наиболее эффективным стимулом для вызова улыбки остается человеческое лицо. Между 2-м и 5-м ме­сяцами улыбка младенца вызывается более или менее диф-ференцированно любым человеческим лицом. Примерно на 4-5 месяце младенец начинает выделять лицо матери среди других и после этого уже не склонен улыбаться дру­гим, чужим людям.

Итак, мы видим, что улыбка проходит свой путь раз­вития, первый этап которого связан с появлением эндоген­ной, спонтанной улыбки, носящей врожденный характер, которая может наблюдаться во время сна, в том числе и в парадоксальной его стадии. Второй этап - это социальная улыбка, обращенная к взрослому вообще, а третий - это появление селективной улыбки. Как диагностировать тот или иной вид улыбки?

Некоторые авторы выделяют три вида улыбки: «кар­машек», «лодочка» и «полумесяц». Если первая отмечает­ся постоянно на протяжении всего периода младенчества и составляет 55-60% случаев, а вторая имеет тенденцию спада со второго полугодия жизни, то третья, напротив, отсутствует в первом полугодии, а к концу первого года жизни составляет более 30% от общего числа. Таким об­разом, улыбка ребенка становится все более дифференци­рованной по форме, что облегчает процесс общения ре­бенка с матерью и другими взрослыми.

О развитии смеха. Выше уже говорилось о времени появления первого смеха. Есть данные о том, что ребенок отвечает смехом на игру с ним уже в 5-ти недельном воз-